После аварии на «Фукусиме» сокращения объемов строительства в атомной отрасли не стоит. Это значит, что для Росатома, планы которого французские СМИ назвали фараоновскими, зарубежный рынок навряд ли сократится. Наоборот будут строить еще более основательно, с учетом всех требований к безопасности. Из-за этого, возможно, вырастет стоимость строительства, но это касается всех участников атомного рынка. Конкурентные взаимоотношения здесь, скорее всего, не изменятся. Ведь если у нас дешевле турбины и лучше технологии, то это наши преимущества, а, образно говоря, два лишних метра бетона придется добавлять всем. Ведь из-за землетрясения и цунами пострадал, казалось бы, один из самых безопасных и конкурентоспособных участников международного атомного рынка. И дело не в том, что у них низкий уровень качества.
Должны быть общие требования к мерам безопасности, и на вопросы безопасности надо обращать внимание всем странам. Это как раз планируется обсудить на встрече «двадцатки». Росатом справляется с решением вопросов безопасности вполне успешно. После Фукусимы он не потерял ни одного зарубежного контракта, это значит, что нашим атомщикам доверяют.
Что касается отказа от использования атомной энергетики, и сокращения из-за этого объема атомных мощностей, то это пока слова. Германия объявила мораторий на решение атомных вопросов на три месяца. Возможно, там будут остановлены старые станции. Но при этом немцам придется срочно решать вопрос, чем заменить выводимые из эксплуатации мощности. На сегодняшний день так никто и не придумал гигантскую батарейку. Полагаться на ветер и солнца пока рано. Газ можно рассматривать как альтернативу, пока еще можно дышать в городах. Однако его запасы не бесконечны, и получаемая энергия дороже атомной. Я не думаю, что кто-то будет закрывать в массовом порядке АЭС – это невыгодно.