В инициативах Президента РФ Дмитрия Медведева, которые будут вынесены на обсуждение «большой восьмерки», акцент сделан не столько на ужесточение требований безопасности ядерной энергетики, сколько на унификацию требований и подходов, существующих в разных странах. Об этом заявил заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров 24 мая в ходе видеомоста Москва-Брюссель-Лондон, в преддверии саммита «большой восьмерки». По его словам, сегодня в мире уже разработаны «вполне достаточные» стандарты безопасности, которые применяются в странах с развитыми ядерными технологиями. Вопрос в том, чтобы сделать эти стандарты обязательными для всех.
«Речь идет не об ужесточении, а об унификации требований и подходов, которые могут быть приняты только на добровольной основе», - сказал К. Комаров. В то же время он не исключил, что другие страны могут пойти по пути ужесточения стандартов до уровня «заведомо завышенных, поскольку «любую тему можно довести до абсурда». Позже К. Комаров пояснил Nuclear.Ru, что унификация стандартов не означает, что, к примеру, последний российской проект энергоблока АЭС Поколения III+ с ловушкой расплава активной зоны должен стать критерием безопасности для остальных стран. «Сейчас мы предлагаем миру этот проект и считаем его соответствующим всем самым серьезным подходам», - сказал К. Комаров.
В свою очередь, первый заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» Владимир Асмолов отметил, что под более высокими требованиями можно понимать, в том числе, отказ от попыток сэкономить при строительстве и эксплуатации атомных станций. Он подчеркнул, что для российских специалистов, особенно тех, кто участвовал в ликвидации последствий чернобыльской аварии, безопасность приоритетна. Однако в последнее время на мировом рынке появились «экономные проекты АЭС». Причем экономия, по словам В. Асмолова, образуется, в первую очередь, за счет мер безопасности. Между тем, авария на АЭС «Фукусима» показала, что экономичные подходы к АЭС «не только вредны, но и неприемлемы».