О проектах по выводу из эксплуатации объектов атомной отрасли и итогах первого года функционирования Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) рассказывает Евгений Комаров, старший менеджер управления разработки и реализации программ реабилитации объектов наследия Госкорпорации «Росатом».
- Евгений Алексеевич, расскажите о ключевых задачах по выводу из эксплуатации объектов атомной отрасли, поставленных перед ФЦП ЯРБ-2?
- Цели проектов по выводу из эксплуатации в рамках ФЦП ЯРБ-2 более амбициозные, если сравнивать с предыдущей программой – ФЦП ЯРБ-1, которая завершилась в 2015 году, даже несмотря на тот факт, что она была выполнена с превышением целевых показателей, таких как количество ликвидированных или выведенных из эксплуатации объектов. В частности, был запланирован вывод 42 объектов, а в реальности их оказалось более 50.
ФЦП ЯРБ-2 предусматривает вывод из эксплуатации еще 82 объектов атомной отрасли. Все они имеют разный масштаб сложности, как с точки зрения технологий, безопасности, так количества и номенклатуры образующихся радиоактивных отходов. Каждый объект является ядерно и радиационно опасным и требует особого внимания и индивидуального подхода.
- Какие итоги были достигнуты в реализации ФЦП ЯРБ-2 за первый год по выводу из эксплуатации ЯРОО?
- Целевая задача 2016 года заключалась в выводе из эксплуатации четырех объектов, и мы её безусловно выполнили. Эти объекты – не крупные, но всё же очень важные.
Среди ликвидированных объектов – критический стенд в АО «ГНЦ РФ – ФЭИ», ядерная энергетическая установка стенда прототипа, а также комплекс стендовых установок по отработке технологий переработки ЖРО во ФГУП «НИТИ им. Александрова» в Сосновом Бору и лаборатория ресурсных испытаний АО «ОКБ Нижний Новгород», где отрабатывались технологии для разделительных производств.
- Выделите, пожалуйста, наиболее крупные проекты по выводу из эксплуатации, реализация которых потребует несколько лет.
- Одни из таких проектов – это вывод из эксплуатации семи промышленных уран-графитовых реакторов, который запланирован в период с 2021 по 2030 годы.
Также предстоит вывод из эксплуатации ядерных установок объектов ядерного топливного цикла, самые крупные из них расположены на АЭХК, НЗХК, МСЗ и других предприятиях топливной компании «ТВЭЛ». Например, проект ликвидации двух корпусов разделительного производства Ангарского электролизного химического комбината рассчитан на 12 лет.
Кроме того, большое количество хранилищ радиоактивных отходов в филиалах предприятия ФГУП «РосРАО», бассейны-хранилища жидких радиоактивных отходов на СХК и ГХК также будут выводиться из эксплуатации на протяжении нескольких лет.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте по ликвидации бассейна-хранилища ЖРО на Горно-химическом комбинате?
- Основная проблема бассейна-хранилища жидких радиоактивных отходов Горно-химического комбината заключается в том, что он попадает в зону затопления в случае каких-либо нештатных ситуаций на Красноярской ГЭС. Поэтому он не может быть признан как «особые» РАО и будет выводится из эксплуатации по варианту полной ликвидации. Это означает, что из него должны быть полностью удалены радиоактивные отходы. Они будут направлены в другой бассейн-хранилище РАО, расположенный гораздо выше по уровню.
Работы предстоит достаточно много. В рамках ФЦП ЯРБ-1 выполнен весь объем НИОКР, позволяющий реализовать разработанную технологию, – удаление и перекачка иловых отложений в другой бассейн. Технологию разработал Горно-химический комбинат, он же проводит все работы.
В настоящее время реализуется первый этап, который заключается в удалении всех радиоактивных отходов из лож бассейна. После этого этапа будет проведено радиационное обследование и разработан проект вывода из эксплуатации, который будет включать демонтаж конструкций (асфальтовой и бетонной подложки), удаление загрязненного грунта и обратную засыпку чистым грунтом. На заключительном этапе территория бассейна будет полностью реабилитирована.
- Расскажите, пожалуйста, о работах по консервации бассейнов-хранилищ ЖРО Б-1 и Б-25 на Сибирском химическом комбинате?
- В рамках ФЦП ЯРБ-1 на бассейне-хранилище жидких радиоактивных отходов Б-1 была полностью перекрыта акватория. Сейчас, согласно ФЦП ЯРБ-2, проходит второй этап, завершающий создание многослойного барьера, включающего в себя глиняный экран и посевные почвенные слои. В настоящее время разыгрывается конкурс на завершение работ по консервации бассейна-хранилища Б-1 сроком на 3 года.
На бассейне-хранилище жидких радиоактивных отходов Б-25 в 2016 году создавалась инфраструктура, в частности, были построены два здания, одно из которых – насосная для перекачки декантата с хранилищ. В этом году в планах – монтаж оборудования и ввод зданий в эксплуатацию. По технологии вся свободная жидкость должна быть удалена из бассейна-хранилища ЖРО и передана на переработку. После этого акватория перекрывается, бассейн засыпается и создается система защитных барьеров.
- Какая запланирована деятельность по выводу из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов?
- Работы по выводу из эксплуатации промышленных реакторов в рамках ФЦП ЯРБ-2 запланированы в период с 2021 по 2030 годы. В текущем периоде мы ведем подготовительную работу, в частности, НИОКР, направленные на разработку технологий демонтажа и утилизации облученного графита.
Мы реализовали пилотный проект по выводу из эксплуатации промышленного уран-графитового реактора ЭИ-2 путем захоронения его на месте размещения. К сожалению, не все уран-графитовые реакторы можно вывести из эксплуатации по этой схеме, поэтому нам нужны технологии обращения с облученным графитом, в частности, технологии разборки графитовых кладок, последующей утилизации самого графита, а также его подготовки к окончательной изоляции.
Как и во всём мире, мы внимательно изучаем эти процессы и работаем во многих направлениях, таких как переработка графита, уменьшение его активности, возможное снижение объема, локализация загрязнения и других.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь? Как они преодолеваются?
- С точки зрения технологий вывода из эксплуатации мы не видим больших трудностей, так как эти технологии разработаны и отработаны в рамках ФЦП ЯРБ-1. Есть сложности, связанные, в основном, с организацией работ. Например, нас сильно сдерживает отсутствие пунктов захоронения радиоактивных отходов. Поэтому приходится рассматривать промежуточные варианты, такие как временное хранение РАО.
Существуют некоторые сложности с эксплуатирующими организациями, у которых должны быть соответствующие лицензии на вывод из эксплуатации их объектов. Процесс получения лицензии может занимать длительное время и это также вносит определенные риски в наши планы по реализации ФЦП ЯРБ-2. В этой связи мы активно работаем с эксплуатирующими организациями по вопросам подготовки документов для получения необходимых лицензий и других разрешительных документов.
- Расскажите, пожалуйста, о планах выполнения ФЦП ЯРБ-2 в 2017 году?
- В планах – продолжение работ, начатых в 2016 году. Это вывод из эксплуатации объектов в АО «НЗХК», АО «АЭХК», АО «СХК», ФГУП «ГХК» и других.
Благодаря реализации ФЦП ЯРБ-1 мы получили бесценный опыт, который помогает нам минимизировать риски при планировании и реализации мероприятий новой программы, то есть учитывать все возможные проблемные вопросы, предвидеть сложные ситуации, планировать и распределять ресурсы более грамотно.