В последние годы неуклонно расширяется судоходство по Северному морскому пути. По прогнозам экспертов, активность использования этого маршрута будет только расти. Уже сейчас этим путём перемещаются между Атлантическим и Тихим океанами суда с грузами различной номенклатуры. Их проводки сквозь льды северных морей осуществляют атомные ледоколы «Росатомфлота» ГК «Росатом».
Об экологических рисках, связанных с активизацией движения по Северному морскому пути и экологичности атомного ледокольного флота обозревателю MBNEWS рассказал Андрей Пономаренко – руководитель организации «Экодиалог»:
«За много лет эксплуатации атомные ледоколы зарекомендовали себя как безопасные суда. Их персонал хорошо подготовен с точки зрения экологической безопасности. Небольшие технические неисправности, связанные с работой парогенераторов быстро устраняются. Проблемы локализуются на месте. Никаких выбросов радиоактивных веществ в акваторию северных морей не происходит.
Сейчас планируется строительство ледоколов нового поколения - двухосадочных. В планах Росатома три таких ледокола. Они обладают возможностью захода в устья рек и способны заменить до пяти обычных. Но одновременно остро стоит проблема вывода из эксплуатации старых ледоколов. Она должна решаться параллельно, чтобы не перекладывать этот вопрос на плечи будущих поколений. В ближайшее время планируется вывести из эксплуатации атомоходы «Арктика» и «Сибирь», они включены в соответствующую программу 2008-2015 годов.
Вообще, любое увеличение грузопотока влечёт за собою повышение экологических рисков, но на фоне планирующегося обновления ледокольного флота они будут не столь серьёзными».