В Нью-Йорке завершила работу первая сессия конференции ООН по выработке юридически обязывающего механизма запрещения ядерного оружия с целью его полного уничтожения. В ней приняли участие более сотни государств. Основные «зачинщики» — Австрия, Мексика, Новая Зеландия, Чили и ЮАР «при участии» таких разнородных стран, как Ватикан, Иран, Ирландия, Коста-Рика, Марокко. 15 июня конференция возобновит работу, чтобы приступить собственно к переговорам о выработке «ядерно-запретительного» договора.
Разоруженцы-радикалы бьют в фанфары: с их точки зрения, лед ядерного разоружения в последние мартовские дни наконец-то тронулся после десятилетий «ледникового периода». Вдохновленные, они входят во вкус и теперь «жаждут крови» государств, обладающих ядерным оружием (среди них, конечно, и России), которые, с точки зрения разоруженцев-радикалов, не выполняют добросовестно своих обязательств в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Закрывать глаза на растущие по всему миру настроения в пользу «ядерного нуля» — значит принимать позу страуса. Это недальновидно. Что же тогда делать ядерной пятерке? Заигрывать с этой сотней или оправдываться за то, что, согласно ДНЯО, они «равнее других», было бы контрпродуктивно. Более того, убежден, опасно, так как чревато подрывом международной безопасности и стратегической стабильности. Как советовал Высоцкий, «бить не нужно, а не вникнут — разъяснять».
Разъясню. Игра в конвенцию ли, договор ли о безъядерном мире в сегодняшних реалиях обернется (если заиграться) подтачиванием ДНЯО — альфы и омеги современной системы международной безопасности. Там тронешь один камень — начнет рассыпаться весь фундамент. Благодаря ДНЯО, мы имеем сегодня лишь девять государств с ядерным оружием. Без него имели бы две-три дюжины, половина из которых была бы, кстати, по периметру российских, а не новозеландских границ. Разоруженцы-радикалы предпочитают выводить дискуссии за рамки универсального русла обзорного процесса ДНЯО. Не зря они начали «запретительное» упражнение в преддверии венского подготовительного комитета к обзорной конференции ДНЯО, а планируют продолжить его сразу после.
Более того, игрой в «ядерные нули» пытаются выбить фундамент из-под другого международно признанного механизма — Конференции по разоружению в Женеве. Да, женевская конференция буксует тяжко. Не критикует ее только ленивый. А надо бы навалиться всем миром, чтобы ее оживить. Подойти творчески. Отменить правило консенсуса, которое уже столько лет позволяет Пакистану ставить палки в колеса. Принять повестку дня, где ядерное разоружение справедливо должно занять важное место, но не само по себе, а наряду с такими острыми сюжетами, как предотвращение гонки вооружений в космосе, борьба с химическим и биологическим терроризмом, кибербезопасность, контроль за военным применением технологий искусственного интеллекта. Весомый пакет. А вырывать из него и раскручивать лишь одну из тем под удобным флагом «аморальности» ядерного оружия — значит не понимать комплексного характера проблем глобальной безопасности. Значит игнорировать тот факт, что во второй четверти XXI века на смену ядерным придут — уже приходят — новейшие технологии для глобального молниеносного удара, постъядерные системы разрушения, основанные на иных физических принципах. Или — что хуже — прекрасно все понимать, но пытаться раскачать лодку ради пяти минут мировой славы.
Напомню, резко против «ядерно-запретительного» упражнения в Нью-Йорке выступила не только «ядерная пятерка» (включая колебавшийся до последнего момента Китай), но и еще примерно сорок государств. Показательна негативная реакция Индии — одного из авторитетов Движения неприсоединения. Или Японии — единственной в мире жертвы ядерных бомбардировок. А ведь именно представители Японии занимают теперь сразу два ключевых международных «ядерных» поста в мире — верховного представителя генсека ООН по разоружению и гендиректора МАГАТЭ.
Значит ли это, что ядерные державы должны наращивать свои ядерные вооружения? Абсолютно не значит. Наоборот. Ядерного оружия у них больше, чем им необходимо для обеспечения собственной безопасности. «Ядерная пятерка» должна сделать ответственные совместные шаги в сторону сокращений ядерных вооружений. США и Россия должны продолжать показывать пример, продлив действие нового Договора об СНВ и вырабатывая совместные меры, необязательно договорного характера, по дальнейшим сокращениям на вторую четверть века. Но кавалерийский наскок разоруженцев-радикалов, устроивших праздник ядерного непослушания, может привести к обратному эффекту, скомпрометировав идеи, заложенные в ДНЯО, расколов участников договора и сделав саму тему дальнейших ядерных сокращений аллергеном для ядерных государств. Если это и благие намерения, то ими устлана дорога… да, именно туда.
Владимир Орлов, член консультативного совета при генеральном секретаре ООН по вопросам разоружения, основатель ПИР-Центра