Европейская комиссия должна включить ядерную энергетику в число экологически чистых энергетических технологий, которые будут финансироваться в рамках низкоуглеродной программы “Green Deal” (“Зеленый курс”), заявил сегодня председатель и главный исполнительный директор EDF Жан-Бернар Леви в онлайн-чате с исполнительным директором Международного энергетического агентства (IEA) Фатихом Биролем. Он отметил важность того, что некоторые европейские страны значительно полагаются на ядерную генерацию, чтобы помочь им достичь своих целей в области энергетики и климата.
В беседе с Фатихом Биролем в дискуссионной интернет-программе МЭА «Большие идеи» Жан-Бернар Леви обсудил роль низкоуглеродной электроэнергии в достижении целей Парижского соглашения по изменению климата.
Фатих Бироль отметил, что недавно он беседовал с Франсом Тиммермансом, исполнительным вице-президентом Европейской комиссии, в той же серии интервью. В ходе беседы Тиммерманс подчеркнул, что Комиссия «не будет стоять на пути» государств-членов ЕС, поддерживающих ядерную энергетику. Франс Тиммерманс далее сказал, что Еевросоюз “является агностиком” в этой сфере, и “какие бы технологии ни снижали выбросы, мы считаем, что правительства и компании должны делать определенные инвестиции”.
«Я рад снова слышать, как вице-президент Франс Тиммерманс говорит о технологической нейтральности, агностицизме и так далее», - сказал Леви, - "Европа должна двигаться к технологически нейтральному видению и внедрению финансово-честной таксономии“.
«Сейчас совершенно ясно, что несколько европейских государств не очень довольны предвзятостью, по их мнению, в проекте таксономии из-за другого подхода к ядерной энергии по сравнению с другими низкоуглеродными решениями», - сказал он, - «Я думаю, что вам нужно быть агностиком с точки зрения технологий и смотреть только на факты. Сколько грамм углерода выбрасываются мегаваттной выработкой электроэнергии должно быть единственной целью политики с низким уровнем выбросов углерода, а не таксономии. Как известно, сейчас это не так. Из моих различных дискуссий с правительствами по всей Европе, есть несколько государств, которым трудно понять, почему Комиссия не приняла нейтральный подход к технологиям, когда в то же время существует срочность рассмотрения вопросов климата, которые продвигает каждый руководитель комиссии ".
В марте Комиссия опубликовала окончательные рекомендации по таксономии технической группы экспертов по устойчивому финансированию, которые включали руководство, помогающее инвесторам и компаниям выполнять обязательства по отчетности в соответствии с этой системой.
В апреле группа из более чем 100 ученых и экологов написала Франс Тиммермансу специальное обращение, призывая к «своевременной и справедливой оценке» ядерной энергии в таксономии. Они написали, что атомная энергия в настоящее время обеспечивает более 47% производства электроэнергии с низким содержанием углерода в ЕС, и что атомная энергия также позволяет ежегодно экономить полмиллиарда тонн выбросов CO2 в Европе по сравнению с ископаемым топливом. Они сказали, что очень важно, чтобы оценка критерия таксономии «не наносить значительного вреда» для ядерной энергии оставалась строго технической, основанной на доказательствах и проводилась квалифицированными экспертами.
Жан-Бернар Леви сказал, что в некоторых европейских странах растет интерес к созданию новых ядерных генерирующих мощностей. Некоторые из них - это страны, которые в течение многих десятилетий полагались на электроэнергию из угля, например, Польша. Другие страны, такие как Чешская Республика, которые, имея атомные электростанции, по-прежнему сильно зависят от угольных станций.
«Мы насчитываем около 10 европейских стран, которые, без сомнения, рассчитывают, что ядерная энергия принесет им значительную часть решения целей Парижского соглашения, и мы считаем, что это действительно означает, что ядерная энергия является частью решения, и мы никогда не считали, что это единственное решение. ," сказал г-н Леви.
Фатих Бироль также отметил, что такие страны, как США, Канада и Великобритания, продвигаются вперед в разработке малых модульных реакторов (SMR), и спросил Леви, что он думает по этому поводу.
«Мы начали свой проект SMR. Мы работаем над базовым дизайном этого проекта SMR», - ответил он, - «EDF ведет его вместе с другими французскими партнерами для того, чтобы был национальный французский проект SMR, чтобы был французский вариант в развивающемся и растущем мире SMR».
Однако он сказал, что еще слишком рано говорить о том, принесут ли несколько SMR большую ценность, будут ли они менее дорогостоящими, будут более гибкими, более простыми в обслуживании и, в том числе, окупятся ли с точки зрения затрат на весь срок службы, будут ли чем-то, что сможет конкурировать с крупномасштабными АЭС.
«Проекты малых АЭС многообещающие», - сказал он, - «В настоящее время все существующие проекты SMR финансируются государством, а не рыночными силами. Это не рыночный бизнес - это бизнес, финансируемый государством. Но, возможно, через 5, 10 или 15 лет общество скажет “да”, что у нас есть знания о способности SMR конкурировать с крупномасштабными реакторами ... И что мы хотим попробовать их, как и другие большие АЭС".