Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» в течение года не продвинулась ни на шаг ни по одному из проектов, которые планировалось реализовать совместно с российскими партнерами. В частности, так и не получила своего дальнейшего развития идея построить в Кировоградской области завод по производству ядерного топлива. Первоначально планировалось, что завод будет обеспечивать топливом все украинские АЭС. Однако оказалось, что одним из условий постройки предприятия является полный отказ Украины от закупок топлива у других контрагентов. В результате наша страна не стала финансировать наполнение уставного фонда будущего СП, и проект в течение года не получил ни одного импульса для продвижения вперед. Теперь вместо российской компании «ТВЭЛ» «Энергоатом» рассматривает возможность продолжения строительства завода с Westinghouse или AREVA.
Также «Энергоатом» решил расширить сотрудничество с западными компаниями в вопросах поставки уже готового топлива: с компанией Westinghouse контракт на поставку топлива, который должен был действовать до 2015 г., был продлен до 2020 г. А с компанией AREVA прошли переговоры о переработке на ее мощностях отработанного топлива.
Кроме того, украинское правительство четко обозначило, что в планы по достройке двух блоков на Хмельницкой АЭС, сооружение который было начато еще в СССР, не входит привлечение российских партнеров. Сейчас «Энергоатом» занят активными поисками модели будущих блоков и выстраиванием алгоритма финансирования достройки блоков.
С мертвой точки сдвинулся проект постройки централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), который планируется разместить в Чернобыльской зоне. Это также должно снизить зависимость от российских партнеров — ежегодно Украина выплачивает России около $ 200 млн за хранение отработанного топлива, тогда как весь проект постройки ЦХОЯТ ранее оценивался в 3,7 млрд грн.
Приспособиться — значит выжить
С 1 января этого года начал действовать принятый еще в октябре прошлого года закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Этот документ предусматривает создание и запуск с середины 2017 г. новой модели рынка электрической энергии. Создано несколько рабочих групп, в частности, при Министерстве энергетики и угольной промышленности, Совете Оптового рынка электроэнергии. Они готовят проекты документов, необходимых для построения законодательной и нормативной базы новой модели рынка.
Сторонники «Энергоатома» выступали против принятой модели — по их мнению, она несправедлива, поскольку основные расходы по компенсации дешевой электроэнергии для населения и высоких тарифов «зеленой» энергетики лягут именно на атомщиков. А это — миллиарды гривен в год.
Их оппоненты утверждают, что и сегодня низкие тарифы на электроэнергию фактически покрывает «Энергоатом». Если государство не хочет субсидировать кого‑то за счет атомной энергетики, тогда придется резко повышать тарифы населению и пересматривать международные обязательства по «зеленой» генерации. С другой стороны, на новом рынке спрос на атомную энергию будет стабильным. АЭС будут получать за электроэнергию рыночную цену, значительно выше сегодняшних регулируемых тарифов. В результате доход «Энергоатома» возрастет. Наконец, «атомный налог» — обычная практика в странах с развитой ядерной энергетикой, в той же Франции и Бельгии, так как АЭС в конкурентном рынке зарабатывают больше остальных из‑за относительно низкой себестоимости атомной электроэнергии.
Чтобы заранее подготовиться к работе в конкурентных условиях, «Энергоатом» в мае создал центр по внедрению новой модели рынка, который занимается разработкой нормативных документов, подготовкой госкомпании к работе в новых реалиях и техническими вопросами работы АЭС.
2014‑й стал богатым на привлечение международного финансирования в развитие и поддержание украинской энергетики
«Энергоатом» стал прощупывать почву для торговли электроэнергией с Западом: в октябре руководство госкомпании провело переговоры с польской Kulczyk Investments о возможности поставок в Польшу электроэнергии с блока № 2 Хмельницкой АЭС. Возможность экспорта для «Энергоатома» откроется с 2017 г., когда он получит право заключать прямые договоры с потребителями. Если этот проект будет реализован, госкомпания может стать одним из крупнейших украинских экспортеров электроэнергии, ведь один блок может обеспечить продажу 7 млрд кВт·ч электроэнергии, тогда как за 2013 г. было экспортировано почти 10 млрд кВт·ч. Кроме того, разрабатывается идея, чтобы польские партнеры профинансировали достройку блоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС.
Европе может быть выгодной закупка электроэнергии украинских АЭС: станции производят ее в базовом режиме, т. е. круглосуточно на одном и том же уровне мощности. В то же время в Германии большая доля электроэнергии производится на станциях, работающих на возобновляемых источниках энергии, в частности, ветровых. Как только выработка энергии на этих станциях падает, возникающий дефицит электроэнергии в Германии восполняется за счет ее перетока из соседних стран, в том числе из Польши. Большие перетоки энергии в этом регионе создают настоящую головную боль диспетчерам.
Атомные деньги
В этом году Верховная Рада ратифицировала соглашение с ЕБРР и Европейским сообществом по атомной энергии (Euratom), которое предусматривает выделение для НАЭК «Энергоатом» кредитов на общую сумму € 600 млн. Само соглашение было подписано еще в прошлом году, но поскольку парламент затянул с его ратификацией, это затормозило выделение денег на программу повышения безопасности украинских АЭС. Ожидается, что западные деньги начнут поступать уже в следующем году. Они станут существенным подспорьем для «Энергоатома», который страдает от неплатежей: госпредприятие «Энергорынок» задолжало НАЭК за купленную в этом году электроэнергию уже более 3 млрд грн, а с учетом прошлых долгов сумма задолженности превышает 6 млрд грн. Рост неплатежей происходит на фоне тяжелой кредитной нагрузки: «Энергоатом» только в текущем году должен погасить 4,2 млрд грн по кредитам прошлых лет. В следующем году выплаты по кредитам предстоят также немаленькие: по данным на начало октября, «Энергоатом» должен будет выплатить в 2015 г. 3,5 млрд грн.
Поправить финансовое состояние «Энергоатома» в 2014 г. планировалось и за счет увеличения тарифа: с апреля он был повышен на 20,5 %, до 27,82 коп. за кВт·ч (за счет этого «Энергоатом» должен был дополнительно получить 2,3 млрд грн), с мая — на 8,7 %, до 30,23 коп. за кВт·ч, и с июля — на 0,3 %, до 30,31 коп. за кВт·ч. Однако последовавшая за этим девальвация гривни «съела» эти надбавки и привела к дефициту в 1 млрд грн.
Остатки — сладки
К концу года Фонд госимущества решил устроить большую распродажу остатков энергетики.
В частности, в конце ноября были проданы пакеты акций по 25 % энергопоставляющих компаний «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго» и «Закарпаттяоблэнерго». Государство выручило за акции 404 млн грн, в 2,2 раза больше стартовой цены. Однако в самом конце года ожидается еще один конкурс — на биржу будет выставлено 10 % акций последней оставшейся в госсобственности энергогенерирующей компании «Центрэнерго». Несмотря на то что основной госпакет этой компании в 68 % будет продаваться уже в следующем году, эксперты ожидают, что и этот небольшой «кусочек» вызовет интерес у инвесторов — в свободном обращении находится около 22 % «Центрэнерго» и акции компании являются одними из самых ликвидных среди украинских предприятий. Также в конце года будут выставлены на бирже пакеты по 25 % акций «ДТЭК Днепроэнерго» и «Донбассэнерго».
Ликвидация патриарха
В начале октября Кабинет министров ликвидировал Национальную акционерную компанию «Энергетическая компания Украины» (НАК ЭКУ), которая в течение 10 лет контролировала госпакеты акций энергокомпаний и в немалой степени влияла на их деятельность и приватизацию госактивов. После создания в 2004 г. уставный фонд НАК ЭКУ был наполнен за счет передачи находившихся в госсобственности пакетов акций генерирующих компаний — от 70 % до 85 % акций; пакетов акций энергопоставляющих компаний (облэнерго) — от 25 % до 75 % акций; госкомпании «Укргидроэнерго»; теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), а также некоторых предприятий энергетического комплекса.
Только после 2007 г. правительство стало изымать активы из НАК ЭКУ и передавать их на приватизацию и к 2014 г. в ее уставном фонде осталась лишь 78,29 % акций генкомпании «Центрэнерго», 87,4 % акций Днестровской ГАЭС и 60,06 % компании «Луганскоблэнерго», которая к тому времени лишилась основных активов. Эксперты назвали ликвидацию НАК ЭКУ логичным шагом, который поставил точку еще в одной истории о неэффективном государственном менеджменте в энергосекторе.
Кредиты на надежность
2014 г. стал богатым на привлечение международного финансирования в развитие и поддержание украинской энергетики. В частности, до конца года Международный банк реконструкции и развития (МБРР) планирует рассмотреть вопрос о выделении Украине $ 378,5 млн на финансирование второй очереди модернизации энергосистемы — реконструкцию шести подстанций в северной и центральной частях Украины. Получателем кредита станет Национальная энергетическая компания «Укрэнерго», в ведении которой находятся все магистральные линии электропередачи. Необходимость модернизации украинской энергосистемы, основные компоненты которой были построены еще в советское время, уже давно назрела.
Также в октябре этого года президент Украины Петр Порошенко предложил парламенту продлить на 2,5 года срок использования кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на сумму € 150 млн, который предназначается для строительства высоковольтной линии электропередачи между Ровенской АЭС, Хмельницкой АЭС и Киевом. Этот проект направлен на повышение надежности энергоснабжения столицы и по первоначальным планам должен был быть реализован еще два года назад. Сегодня эти высоковольтные линии остро нужны энергосистеме — из‑за отсутствия достаточной пропускной способности существующих ЛЭП мощности Ровенской и Хмельницкой атомных станций использовались не в полную силу.