Фундамент лидерства Казахстана в области добычи урана был заложен ещё в середине прошлого века, на старте советского Атомного проекта. Сейчас атомная промышленность в республике на подъёме, ведь именно здесь сосредоточены вторые по величине мировые запасы уранового сырья.
Казахстан имел особое значение для атомной отрасли СССР. Всем известен, например, располагавшийся на его территории Семипалатинский ядерный полигон.
В советское время в республике было построено множество предприятий, занятых в добыче и переработке урана. И именно доставшаяся в наследство от Союза инфраструктура вместе с грамотной стратегией и современным менеджментом позволили ныне независимому Казахстану совершить заметный рывок в развитии урановой промышленности.
В 1944 году Государственный комитет обороны предписал Комитету по делам геологии при Совнаркоме приступить к активному поиску месторождений урана по всей стране – процесс создания атомной бомбы в СССР тормозил дефицит ядерных материалов.
Правда, сначала эти работы были развёрнуты в Таджикистане (Ленинабадский горно-химический комбинат с переданными ему Табашарским, Адрасманским, Майлисуйским и другими рудниками) и в странах Восточной Европы – Чехословакии, Болгарии, ГДР.
ХОЛОДНАЯ ЗИМА ЭКСПЕДИЦИИ
Поиск урановых руд в Казахстане начался в 1948 году, когда при Министерстве геологии СССР были образованы Волковгеология (ей выделили для поисковых работ центр и юг Казахстана), Степгеология (север Казахстана) и Кольцовскгеология (запад Казахстана). Уже через три года специалисты открыли первое месторождение – Курдай. Как вспоминает геофизик Александр Татарников, в очень холодную зиму 1951 – 1952 годов они работали по 12 – 14 часов в сутки, без выходных и праздничных дней, жили в фанерных домиках и палатках, занесённых снегом. Благодаря энтузиазму и самоотверженности людей Курдайское месторождение за короткий срок было разведано и передано для освоения промышленности.
К началу 60-х годов урановые месторождения в Казахстане обеспечили стабильную загрузку ведущих предприятий отечественной урановой отрасли – Целинного, Прикаспийского и Кара-Балтинского комбинатов. Последний хотя и находился на территории Киргизии, разрабатывал рудники Южного Казахстана. В конце 70-х годов были открыты новые месторождения, пригодные для добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания, – Инкай, Мынкудук, Моинкум, Канжуган, Северный и Южный Карамурун.
СТРОЙБАТ ДЛЯ КОМБИНАТОВ
Возведение на территории Казахстана комбинатов для переработки урановой руды также шло ускоренными темпами. В 1956 году был заложен Целинный горно-химический комбинат. Штаб-квартирой предприятия стал Степногорск (в разное время носил названия Целиноград-25 и Макинск-2), расположенный в 200 км от нынешней столицы Казахстана Астаны. Строили комбинат специализированные воинские части (стройбат), а с 1962 года к ним присоединился контингент исправительно-трудовых учреждений.
Сначала добыча урана при комбинате велась в огромном карьере. Наряду с ураном здесь были обнаружены вольфрам, ванадий, золото. Они поступали на расположенные рядом обогатительные фабрики.
Между объектами ЦГХК курсировала электричка – основное транспортное средство для доставки сотрудников на комбинат, на карьер и на фабрики. Местные называли её «мотаня» (от слова «мотаться»).
Когда запасы карьера иссякли, началась добыча урана шахтным способом. Бурить нужно было, в том числе там, где располагалось мусульманское кладбище. В перезахоронении участвовал мулла. За каждую могилу он должен был получать 60 рублей, которые, естественно, выплачивались с удержанием налогов. Однажды один из строителей услышал в приёмной директора комбината Алексеенко, как мулла в серой телогрейке ругался: «А-а-а, какой хитрый начальник! Обещал за каждого покойника 60 рублей, а даёт 50 рублей. Ну и хи-и-итрый!..»
Несмотря на минимальный комфорт, магазины в закрытом городе ломились от продуктов – туда везли даже мороженое из далёкой столицы. Мешки с хлебом из Целинограда сбрасывали где-то в степи с маленьких кукурузников, и «газик» потом отправлялся на их поиски.
УНИКАЛЬНЫЙ ГОРОД У МОРЯ
В 1959 году развернулось строительство Прикаспийского горно-металлургического комбината и города Актау (с 1964 по 1991 годы он назывался Шевченко в честь отбывавшего в этих местах ссылку украинского поэта Тараса Шевченко). Проект стал уникальным по целому ряду показателей. Сооружение всех объектов шло в экстремальных условиях – без дорог, зелени, а также питьевой воды (её брали из Каспийского моря, предварительно опреснив).
В 1961 году здесь проживало уже 14 тыс. человек. Через три года заработала первая очередь комбината. Вырос большой морской порт, к городу протянулась железная дорога длиной в 700 км. Сегодня Актау – крупный промышленный центр Казахстана с населением более чем 170 тыс.
В республике развивалась и научная составляющая отрасли. Так, в 1957 году на базе Физико-технического института Академии наук КазССР открылся Институт ядерной физики. Инициаторами его создания были президент АН Казахстана академик Каныш Сатпаев и Игорь Курчатов. Именно при ИЯФ в посёлке Алатау (20 км южнее Алматы) в 1967 году был введён в эксплуатацию атомный реактор ВВР-К. На его базе шли фундаментальные ядерно-физические и материаловедческие исследования.
На сегодняшний день в Институте ядерной физики Национального ядерного центра Республики Казахстан работают около 700 человек, среди них около 100 кандидатов и докторов наук. А в 1972 году в Шевченко был запущен первый в СССР реактор на быстрых нейтронах БН-350 (остановлен в 1999 году).
ВЗЛЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ
Казахстан к началу 80-х годов вышел на пик по объёмам выпуска урановой продукции. Добыча велась почти на 30 месторождениях. Численность персонала на предприятиях атомной промышленности составляла более 70 тыс. человек. Тогда в СССР действовали семь крупных урановых комбинатов, из них три – на территории Казахстана. Максимум добычи урана в СССР отмечен в 1985 году, когда было получено около 16 тыс. т. Из них около 2 тыс. т – из Казахстана.
Однако после аварии в Чернобыле развитие атомной отрасли практически прекратилось. Урановая промышленность впервые столкнулась с проблемой перепроизводства. Кризис усилился после распада СССР. До этого все предприятия входили в единый хозяйственный комплекс, работали через налаженные производственные и экономические связи. Однако сложности удалось преодолеть, и сегодня Казахстан занимает второе место в мире по разведанным запасам урана – на территории республики сосредоточена примерно пятая часть всех мировых запасов (около 1,6 млн. т).
При этом в 2009 году страна вышла на первое место в мире по добыче урана – 13,5 тыс. т. В 2010 году эта цифра достигла уже 17,6 тыс. т.
О секретах уранового успеха современного Казахстана читайте в одном из следующих выпусков нашей газеты.
Юрий ПУЩАЕВ,
для «Страны РОСАТОМ»
СПРАВКА
Казахстан расположен в центре Евразии, занимает площадь в 2,7 млн. кв. км, входит в десятку самых ресурсообеспеченных стран мира.
Здесь обнаружено более 90 видов полезных ископаемых: большие запасы урана, нефти и газа, а также свинца, цинка, хрома, золота, висмута, меди и др. – почти вся таблица Менделеева. Руды чёрных и цветных металлов экспортируются в Японию, Южную Корею, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.