Знаете ли вы, что атомная подлодка К-19, известная широкой публике преимущественно по одноимённому фильму с Харрисоном Фордом в главной роли, на самом деле прожила длинную жизнь? И это вопреки довольно распространённому мнению о якобы фатальной для неё аварии, случившейся в июле 1961 года.
Во время учений «Полярный круг» на новенькой лодке, только-только, в ноябре 1960 года, прошедшей приёмку, отказали главный и вспомогательный циркуляционные насосы реакторной установки левого борта. Героическими усилиями экипажа была смонтирована нештатная система аварийного охлаждения реактора, и корабль спасли. В 1962 – 1964 годах К-19, прозванную на флоте «Хиросимой», отремонтировали, причём капитально – с заменой обоих реакторов. По подобию той нештатной системы создали уже штатную, что повысило уровень безопасности при эксплуатации атомных подлодок.
Вскоре после выхода из аварийно-восстановительного ремонта К-19 впервые в ВМФ СССР отстрелялась первой отечественной баллистической ракетой подводного старта Р-21. Кстати, субмарина К-19 проекта 658 была первой в ВМФ СССР атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами. Первоначально эти лодки вооружались ракетами надводного старта Р-13, что было крайне неудачно с точки зрения обеспечения живучести кораблей. Из-за небольшой дальности пуска Р-13 (всего 600 км) атомоходы 658-го проекта должны были близко подходить к берегу противника. После всплытия на пуск всех трёх имевшихся на борту ракет Р-13 уходило 12 минут – за это время вражеская авиация успела бы потопить лодку. Р-21 не только исключила всплытие, но ещё и летала на 1,4 тыс. км.
В 1969 году К-19 столкнулась под водой в Баренцевом море с американской атомной лодкой «Гэтоу» – та пыталась её отслеживать. Соперницы, к счастью, отделались только повреждениями. А в 1972 году в Северной Атлантике на борту К-19 произошёл пожар, унёсший жизни 28 человек – вдвое больше, чем погибло в результате аварии 1961 года. Подоспевшие спасательные суда увели лодку на родную базу. И тут командование флота решило проверить на К-19 способность промышленности восстанавливать аварийные АПЛ так быстро, как это потребовалось бы на войне. Коллектив судоремонтного завода «Звёздочка» в Северодвинске справился с задачей меньше чем за пять месяцев. Это можно считать рекордом. Лодку сдали тому же экипажу, что тоже стало экзаменом – морально-психологическим. Да, главком ВМФ адмирал Горшков был суровым человеком…
В 1977 – 1983 годах, уже без всяких рекордов, очень даже неспешно, К-19 переделали из ракетной (в этом качестве она устарела) в субмарину связи, переименовав в КС-19. Из состава флота её исключили только в 1990 году. А роль К-19 в голливудском фильме сыграла закамуфлированная под атомную списанная советская же дизельная ракетная подводная лодка Б-77 проекта 651, проданная в 1994 году в Голландию под плавучий ресторан.