Одной из центральных тем саммита лидеров стран «Большой восьмёрки», который пройдёт 26 – 27 мая во французском Довиле, станет укрепление ядерной безопасности. Будут обсуждаться и инициативы, выдвинутые президентом России.
Дмитрий Медведев в ходе мероприятий по случаю 25-й годовщины событий на Чернобыльской АЭС заявил о ряде важных предложений по развитию глобальной атомной энергетики, цель которых – предотвращение аварийных ситуаций.
В частности, российский президент предложил ввести ответственность государств за своевременность и достаточность мер реагирования при возникновении аварии для минимизации её последствий. Он выступил за разработку дополнительных требований к регламентам строительства АЭС в сейсмически опасных зонах, а также в районах, подверженных иным воздействиям природных катаклизмов.
Россия также считает необходимым регламентировать содержание представляемой информации относительно аварии в зависимости от её значения по шкале МАГАТЭ.
По мнению президента, следует преду-смотреть ответственность страны, использующей ядерную энергию, за обеспечение безопасности не ниже уровня, заявленного в стандартах МАГАТЭ, а также разработку плана действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с эксплуатацией АЭС.
Вместе с тем предлагается ввести требования относительно создания в странах, намеренных строить объекты атомной энергетики, инфраструктуры в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и при содействии поставщика ядерной установки.
– Мы должны сплотиться и подготовить, может быть, новую нормативную основу в масштабах всей планеты, – сказал Медведев. – …Их (новые требования по безопасности – прим. ред.) необходимо закрепить правовыми международными документами и сделать обязательными для всех государств. Обеспечить надёжный контроль за их соблюдением со стороны уполномоченных международных организаций, прежде всего МАГАТЭ. Новые АЭС должны строиться с максимальными барьерами защиты. Чтобы принципы информационной открытости и абсолютной прозрачности действий стали нормой для работы всех атомных станций в мире.
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко прокомментировал инициативы главы государства по безопасному развитию ядерной энергетики в мире, отметив, что именно у нас построена первая АЭС в мире и у России как у одной из стран-лидеров в ядерной энергетике особая роль, особая ответственность:
– После аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии стало понятно, что без гарантий абсолютно безопасного развития атомной энергетики для населения страны и населения соседних стран мировая энергетика развиваться не может. С другой стороны, звучит всё более взвешенный анализ, заключающийся в том, что без вклада ядерной энергетики в обеспечение мирового энергобаланса мировая экономика не может существовать. Поэтому всерьёз говорить об отказе от атомной энергетики невозможно.
А вот при каких условиях мировая атомная энергетика может устойчиво развиваться – это тот вопрос, который стоит перед всеми развитыми странами, перед всей мировой экономикой. И в этой ситуации крайне важными и своевременными являются инициативы, которые были высказаны президентом Российской Федерации. Они дают ответ на мучающий всех вопрос: как сделать так, чтобы обеспечить устойчивый энергобаланс в мире, чтобы атомная энергетика могла внести свой вклад, производя надёжную, дешёвую, экологически чистую энергию. И при этом гарантировать абсолютную безопасность для окружающей среды и для жизни людей.
Крайне важно, что эти предложения звучат от российского лидера, потому что именно в России построена первая АЭС в мире, именно мы являемся основоположниками мирного использования атомной энергии. И у нас как у одной из стран-лидеров в атомной энергетике особая роль, особая ответственность.
Сегодня атомные станции работают в 29 странах мира, ещё 20 планируют начать развивать у себя атомную энергетику. Многие из них не имеют того опыта в области мирного использования атома, той глубины знаний и той инфраструктуры, которыми обладает Россия и ряд государств-лидеров в этом направлении. У таких стран особая ответственность: найти приемлемые решения не только для себя, но и предложить решения для всего мирового сообщества.
Что предлагается? Первое и главное: требования к безопасности атомной энергетики не имеют национальных границ. Это стало совершенно ясно после аварии на «Три-Майл-Айленде» в США, после Чернобыля в СССР, АЭС «Фукусима» в Японии. Эти требования должны носить наднациональный характер. В предложениях, сформулированных президентом России, главная роль в изменении законодательства отводится МАГАТЭ. Под его контролем должны быть доработаны международные нормы и требования, которые станут обязательными для всех.
Сегодня любое государство выполняет рекомендации Международного агентства по атомной энергии только в случае, если то финансирует строительство ядерного объекта. Но это бывает крайне редко. Суть предложения президента России в том, чтобы требования МАГАТЭ стали обязательными для каждого государства, где есть или планируется развитие ядерной энергетики.
Второе – ужесточение самих требований. Уже сегодня понятно, что надо серьёзно ограничивать возможности по сооружению АЭС в сейсмически- и цунамиопасных районах. Например, по российскому законодательству нельзя строить АЭС на территории, где возможно землетрясение свыше 8 баллов. В целом ряде стран таких ограничений пока нет. Поэтому второе предложение заключается в том, чтобы ужесточить законодательство на международном уровне и сделать его обязательным для всех стран.
Третий момент затрагивает роль и ответственность государства в преодолении таких чрезвычайных ситуаций, которые произошли на АЭС «Фукусима». Это вопрос об обязательной ответственности и готовности государства к оперативному преодолению последствий техногенных или природных катастроф, причём не только в атомной энергетике.
Сегодня существует уже объективный анализ происходившего на АЭС «Фукусима», и то, о чём говорили российские специалисты в первые дни после аварии, подтверждается иностранными экспертами. Если бы государство включилось в преодоление последствий аварии, если бы с самого начала был оценён масштаб аварии и к ликвидации были подключены не только силы самой компании-оператора, мир, возможно, и не услышал бы об АЭС «Фукусима». Проблему можно было локализовать на начальном этапе. Поэтому крайне важно зафиксировать ответственность и обязательство государства по немедленному реагированию на подобные техногенные катастрофы. Это тоже должно быть предметом соответствующих международных требований.
Отдельный пункт в инициативах, высказанных президентом, посвящён требованиям к государствам, развивающим атомную энергетику. Как я уже говорил, 29 стран сегодня обладают атомной энергетикой, ещё 20 собираются строить АЭС. Как правило, это страны, которые никогда раньше не работали с объектами атомной энергетики и не имеют соответствующей инфраструктуры. И здесь особенно важны единые международные требования о том, какие условия должны соблюдаться в стране, которая становится на путь безопасного и мирного развития атомной энергетики. И это тоже требование, которое должно носить не индивидуальную договорённость, а глобальный международный характер.
Ещё один аспект, на который я хотел бы обратить внимание, – требование открытости, прозрачности и достоверности предоставляемой информации. Сегодня это носит характер декларации, но ни в одном международном обязательном документе не зафиксированы объёмы раскрытия информации. Идея предложений, сформулированных Россией, в том, что и объём информации, и её регулярность должны тоже стать предметом международного права. Это нужно жёстко зафиксировать, это не может быть желанием или нежеланием компании, государства. Поскольку мы хорошо понимаем, что открытость, прозрачность и достоверность предоставляемой информации не только профессиональному сообществу, не только контрольным органам, но и общественному мнению, СМИ во всех странах является базовым условием, без которого невозможно говорить о масштабном развитии атомной энергетики в мире.
Хочу сказать, что именно сейчас, когда прозвучал вопрос, как обеспечить безопасное развитие атомной энергетики, и когда есть понимание того, что мировая экономика без атомной энергетики существовать не может, именно в этот момент комплексный пакет предложений был направлен президентом России всем партнёрам по «Большой восьмёрке».
Вынесенное предложение, как мы знаем, должно быть рассмотрено и включено в повестку дня предстоящего саммита «Большой восьмёрки». Это важное решение не только для России, но и для всех стран, использующих атомную энергетику в своём развитии. Это крайне важно для всего мирового сообщества.