В нашей стране успешно строятся ледоколы нового типа. Десять атомных судов арктического класса - девять ледоколов с ядерной силовой установкой и единственный в своем роде атомный лихтеровоз "Севморпуть" - были построены в нашей стране за время, что прошло с момента спуска на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин" (1957 год). На подмогу таким вездеходам, что и сейчас трудятся на трассах Северного морского пути и в высоких широтах Арктики, скоро придут новые корабли-ледорубы с универсальными возможностями. Ледоколы нового поколения смогут обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, который входит в контур управления Объединенной судостроительной корпорации, по проекту питерского же ЦКБ "Айсберг" сейчас одновременно строятся три универсальных атомных ледокола - "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Особая конструкция предусматривает возможность изменять осадку, что позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях рек.
Согласно планам "Росатомфлота", двухосадочные ледоколы будут работать главным образом в западном районе Арктики - в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на мелководных участках в устье Енисея и в районе Обской губы. Что в итоге обеспечит бесперебойную проводку судов и перевозку коммерческих грузов по всему Северному морскому пути. Корабелы и поставщики оборудования демонстрируют слаженную работу, что радует всех участников кооперации.
Головной атомоход этого проекта "Арктика" в июне 2016-го, перед началом Петербургского экономического форума, торжественно спустили на воду для достроечных работ на плаву. На освободившееся на стапеле место передвинули строящийся атомоход "Сибирь". А месяц спустя на том же стапеле заложили корпус третьего ледокола. Он получил название "Урал". В том же 2016-м, в августе и сентябре, на борт "Арктики" загрузили оба парогенерирующих блока общесудовой реакторной установки РИТМ-200, которая разработана и произведена в ОКБМ "Африкантов" (Нижний Новгород).
Корабелы и поставщики ключевого оборудования демонстрируют слаженную и ритмичную работу, что радует всех участников научно-производственной кооперации, но особенно - "Росатомфлот" как генерального заказчика. РИТМ-200 - новейшая разработка для ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт каждый. Вес одного, где в замкнутом модуле и реактор, и парогенераторы, почти 180 тонн. Монтаж реакторной установки считается одной из ключевых производственных операций в ходе строительства. Вдвойне символично, что все это происходит на обновленном Балтийском заводе.
Предприятие со 160-летней историей, построившее более 600 кораблей и судов, еще 8-10 лет назад переживало очень непростую ситуацию. Только в конце 2011-го завод был возвращен от частного владельца под контроль государства и вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации. В целях финансового оздоровления верфи, сохранения компетенций и трудового коллектива было образовано новое юридическое лицо - компания "Балтийский завод - Судостроение". Ей и были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Сегодня на заводе трудятся более 4000 человек. А портфель заказов составляет почти 150 миллиардов рублей.
Добрым знаком стало и то, что атомный ледокол "Урал", идущий третьим в серии, заложили на два месяца раньше запланированного. Такого на наших верфях давно не случалось.
Но главный строитель ледоколов "Сибирь" и "Урал" Алексей Британов уверен: "Это нормальная судостроительная практика. На головных кораблях серии внедряются новые технологии, идет много новой документации. Вторые и третьи суда строить проще, поскольку все идет по наработанной". На универсальном атомном ледоколе "Урал" все ключевое оборудование и судовые установки будут российского производства. По словам президента ОСК Алексея Рахманова, лишь очень незначительную часть судового оборудования, причем вспомогательного, сочли целесообразным закупить у иностранного производителя. Но это единичные примеры. На "Урале", как и на первых двух ледоколах новой серии, будет российская система электродвижения, чего не было на атомных ледоколах, спроектированных в СССР, включая самый новый из них - атомоход "50 лет Победы".
Как пояснил "РГ" Алексей Британов, поставщики судовых установок и оборудования определяются на стадии технического проектирования. В частности, систему электродвижения для универсального ледокола "Урал" разрабатывает и поставляет специализированное подразделение Крыловского научного центра. Среди других важнейших участников производственной кооперации - ОКБ "Африкантов", Кировский завод, завод "Звезда" и, конечно, генеральный проектант - санкт-петербургское ЦКБ "Айсберг". А вот резервные дизель-генераторы решено закупить в Финляндии. Таково было желание заказчика - компании "Росатомфлот", где хорошо знают рынок и действуют по принципу "От добра добра не ищут". Обновление ледокольного флота России с постройкой "Урала" не закончится. Уже началось проектирование, и не сегодня-завтра будет принято решение о строительстве сверхмощных ледоколов серии "Лидер". Как заявил на днях в "Российской газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров, такой суперледокол - "мечта всех полярников". Он сможет пробиваться через ледовые поля толщиной до 4,3 метра и прокладывать в них судоходный канал шириной до 50 метров, чтобы следом могли проходить крупнотоннажные суда. И при этом держать скорость не менее 5-10 узлов. "Вот тогда, - заключил министр, - навигация в Арктике по-настоящему станет круглогодичной".
Поручение Минпромторгу, Минтрансу и Минфину рассмотреть совместно с Госкорпорацией "Росатом" вопрос "финансирования разработки проекта атомного ледокола мощностью 110 МВт для его строительства после 2020 года" и принять необходимые согласованные решения было дано по итогам совещания у председателя правительства Дмитрия Медведева в апреле 2015 года.