Восточная Европа, бывшая передовым рубежом во время холодной войны, становится полем битвы на рынке строительства атомных электростанций, которое оценивается в сумму 500 миллиардов долларов.
Через четыре месяца после отмены запрета на финансирование сделок в области атомной энергетики за рубежом США изыскивают возможности для выхода на зарубежный энергетический рынок таких компаний, как «Дженерал Электрик» (General Electric Co.), «Вестингхаус электрик» (Westinghouse Electric Co.) и «Бектэл Груп» (Bechtel Group Inc.)
За несколько недель США подписали меморандум с Румынией о финансировании возведения нового реактора и другие соглашения с Польшей, а также Болгарией, которая планирует возродить старый проект строительства атомного реактора.
План по обеспечению американских компаний возможностями для привлечения клиентов на этом геополитически ключевом рынке, реализация которого была начата при Дональде Трампе, в состоянии остаться в силе и при переходе власти к новой администрации США при избранном президенте Джо Байдене. Для восточноевропейских партнеров это может стать стимулом к началу реализации зашедших в тупик проектов в области атомной энергетики.
Главным преимуществом американской стороны может стать более широкий доступ к финансированию, поскольку это будет противодействовать продвижению в этом регионе интересов России и Китая.
«Реализация проектов в таких странах, как Румыния, Болгария и Польша, может быть ускорена, если США помогут им найти источники финансирования по конкурентоспособным ценам и, в конечном счете, без необходимости в государственной помощи или гарантиях», — сказал Разван Николеску (Razvan Nicolescu), партнер бухарестской компании «Делойт» (Deloitte), специализирующейся в энергетической отрасли.
У восточноевропейских стран, которые зависят от углеводородов из России и своих собственных угольных месторождений, еще больше причин, чем у других стран, стремиться к решению энергетических проблем с помощью вариантов с использованием атомной энергетики. Дополнительные стимулы также создает необходимость соблюдения строгих норм Европейского союза на выбросы.
Недавние изменения в регулировании позволяют США конкурировать за получение большей доли рынка, стоимость которого они оценивают в 500-740миллиардов долларов в течение следующих 10 лет.
Препятствия на пути расширения рынка по-прежнему велики.
Китай и Россия лидируют в мировом рейтинге по поставкам новых атомных реакторов
Компания «Вестингхаус», которая была одним из ведущих поставщиков атомной промышленности в США, в 2017 году обанкротилась, поскольку столкнулась с проблемой погашения миллиардных потенциальных обязательств, связанных с внутренними проектами в Джорджии и Южной Каролине.
После того как в 2017 году проект в Южной Каролине был отменен, на АЭС «Вогтль» (Plant Vogtle) холдинговой компании «Сазерн компани» (Southern Co.) остались два единственных в мире реактора, строящихся с использованием передовой технологии AP1000 компании «Вестингхаус», хотя реализация этого проекта также идет с отставанием и с превышением бюджета.
По словам Мартина Владимирова (Martin Vladimirov), аналитика софийского Центра изучения демократии, видимо, политическая риторика доминирует над реальными инвестиционными решениями.
«Хотя США стремятся противостоять российскому и китайскому экономическому вмешательству, эти проекты, возможно, не отвечают рыночной логике и потребуют значительной государственной поддержки», — сказал Владимиров.
Россия не видит в сделках в области атомной энергетики, заключаемых сегодня США в Европе, угрозы для своей ведущей корпорации «Росатом», поскольку у американских компаний сейчас нет ресурсов, необходимых для строительства новых АЭС, заявил правительственный чиновник, близкий к российской атомной отрасли. Американские проекты в Европе, скорее всего, будут ограничены соглашениями об обслуживании, добавил чиновник, попросив не называть его имени, поскольку он не уполномочен выступать публично.
В самой госкорпорации «Росатом» также преуменьшили риск повышения конкуренции, заявив, что в регионе есть возможности для реализации многих проектов.
«Мы считаем, что сектор атомной энергетики США обладает большим потенциалом, — заявили в „Росатоме". — Самым важным сейчас для американских компаний-поставщиков является расширение навыков за счет строительства на тех рынках, где у них есть присутствие и опыт».
Поскольку Румынии необходимо реконструировать существующий реактор, она является наиболее вероятным кандидатом на привлечение финансирования США или начало работ при поддержке США, Канады и Франции. Что же касается инициатив в области атомной энергетики, заявленных Польшей и Болгарией, есть серьезные сомнения в наличии у них для этого экономических возможностей и политической воли.
Некоторые из них остаются верными России как своему основному технологическому и финансовому партнеру — например, Венгрия со своей сделкой по расширению АЭС стоимостью 10 миллиардов евро (12 миллиардов долларов), хотя возможность поставлять туда турбины получит и компания «Дженерал Электрик».
Другие же страны отказались от заключения традиционных соглашений с Россией и противодействуют новым попыткам Китая выступить в качестве финансиста и поставщика.
По мнению аналитика подразделения «Блумберг Интелидженс» (Bloomberg Intelligence) Эльчина Маммадова (Elchin Mammadov), ключевым фактором, определяющим, смогут ли эти проекты сдвинуться с мертвой точки, будет финансирование.
«Это очень рискованное и дорогостоящее предприятие, которое вряд ли будет финансироваться кем-либо, кроме государства», — сказал Маммадов.
Даже при государственной поддержке большинство проектов, заявленных во всей Восточной Европе для привлечения инвесторов, могут столкнуться с проблемой многолетнего отставания от графика, и реализация многих из них в конечном итоге может быть прекращена.
У России и Китая есть преимущества, поскольку они предлагают заключение комплексных договоров. А США на мировом рынке строительства новых энергоблоков для АЭС «полностью отсутствуют», говорится в апрельском докладе министерства энергетики США.
Как заключили в американском энергетическом ведомстве, США «утратили свои глобальные конкурентные преимущества в качестве мирового лидера в атомной энергетике».