Госкорпорация "Росатом" выступает за свободный от политической конъюнктуры рынок атомной энергетики в Европе и готова предложить полный комплекс технологий для всего жизненного цикла АЭС, обеспечивающих относительно низкую и конкурентоспособную цену электроэнергии, заявил заместитель генерального директора Росатома Кирилл Комаров.
Комаров выступил в четверг в Брюсселе на круглом столе, посвященном развитию европейской атомной энергетики, организованном New Nuclear Watch Europe.
Замглавы Росатома отметил, что действующие европейские АЭС стареют и что около половины атомных электрогенерирующих мощностей, вероятно, будут остановлены в ближайшие десятилетия.
"Половина из 131 европейских атомных электростанций находится в эксплуатации уже более 29 лет. Это требует немедленного решения, касающегося строительства новых станций или продления эксплуатации уже существующих",
— сказал Комаров, слова которого цитирует европейский информационный портал EurActiv.com.
Организация инвестиций в атомную энергетику является серьезной проблемой для европейских стран, желающих развивать у себя эту отрасль, заявляли специалисты, выступавшие на круглом столе. При этом, по словам Комарова, лучший способ обеспечить такие инвестиции — это гарантировать относительно низкую стоимость электроэнергии на протяжении всего жизненного цикла атомной электростанции.
Цель Росатома — достичь относительно низкой цены электроэнергии с АЭС в 50 долларов за мегаватт-час в течение всего времени работы атомной электростанции и последующего вывода ее из эксплуатации, отметил Комаров.
По его словам, такая цена, конкурентоспособная по сравнению с ценой электроэнергии, получаемой от других источников, может быть гарантирована, если, как это делает Росатом, объединить в один пакет технологии строительства, эксплуатации и вывода из нее АЭС.
Комаров отметил, что Росатом сейчас ведет строительство девяти энергоблоков АЭС на территории России, и 11 блоков за рубежом.
"Если у вас такой большой пакет, если вы ведете серийное строительство, вы можете укладываться в график и в бюджет (строек)",
— отметил замглавы Росатома.
Комаров также коснулся вопроса, связанного с требованиями ЕС в отношении топливной безопасности, согласно которым европейские страны должны иметь как минимум два источника поставок ядерного топлива на АЭС, построенные по советской/российской технологии ВВЭР.
Он отметил, что Росатом был против политизации этого вопроса, выступая за свободные и справедливые рыночные отношения.
"Когда кто-то говорит о монополии России в области поставок ядерного топлива, то, возможно, они не знают, что за последние десять лет было проведено более десятка конкурсных процедур в пяти странах, использующих атомные технологии, так что это были международные открытые тендеры, а не прямые поставки. Да, все эти конкурсные процедуры были выиграны Росатомом — благодаря справедливым рыночным процедурам. Мы предложили хорошую цену, хорошее качество, хорошие условия для потребителей. И мы победили. "Иногда мы слышим какие-то странные идеи: надо, чтобы обязательно был второй поставщик ядерного топлива для каждой (европейской) атомной электростанции, построенной по нашей технологии. Если есть честная конкуренция, кто-то выиграет (конкурс на постройку АЭС) и будет поставлять топливо на станцию. Если вы просто обязаны иметь второго поставщика, то это уже не конкуренция. Мы категорически против такого подхода", —
отметил Комаров.