Аварийно-технический центр «Росатома» откроет филиал во Владивостоке, об этом «СР» сообщил гендиректор АТЦ Андрей Сорокин. Кроме того, есть планы создания филиала в Певеке. Это повысит скорость реагирования на чрезвычайные ситуации с радиационным фактором. Мы узнали, как устроена лаборатория в контейнере, какое оборудование спасатели планируют использовать на Севере и зачем берут мазки с корпуса атомохода.
К Арктике лицом
Арктическая зона РФ и Дальний Восток развиваются стремительно, поэтому МЧС создает систему аварийной готовности и реагирования в районе Севморпути. Атомные спасатели, в свою очередь, планируют открывать филиалы там, где расположены ядерно и радиационно опасные объекты (ЯРОО).
Первый и пока единственный арктический филиал АТЦ «Росатома» открыт в Мурманске в 2016 году. «Начинали с пяти человек, сейчас там 38 сотрудников, — рассказывает Андрей Сорокин. — Функций и задач все больше, прорабатывается вопрос о дополнительных площадях для хранения техники. В арктических условиях радиационная разведка, санитарная обработка персонала, дезактивация техники, подводно-технические аварийно-спасательные работы — сложные задачи, требующие особой подготовки спасателей и специальных аварийно-спасательных средств». Планируется и дальше развивать Мурманский филиал, преобразовать его в региональное аварийно-спасательное формирование.
Зона ответственности этого филиала — Мурманская и Архангельская области. В Мурманской области работает 11 потенциально опасных в ядерном и радиационном отношении предприятий. Из них четыре входят в «Росатом»: «Атомфлот», Кольская АЭС и предприятия Федерального экологического оператора.
Филиал АТЦ откроется во Владивостоке. На Дальнем Востоке находится, например, центр по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО» и судостроительный комплекс «Звезда», который построит головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510.
«Сейчас занимаемся техническими вопросами, создаем дорожную карту по открытию филиала, где будет работать около 70 человек, — говорит Андрей Сорокин. — Параллельно прорабатываем вопрос о формировании второго арктического филиала в Певеке, где работает плавучий энергоблок «Академик Ломоносов».
Лаборатория в контейнере
Специалисты АТЦ разрабатывают и внедряют новое оборудование для работы в труднодоступных районах и в морских акваториях. Совместно с Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН) АТЦ разработал мобильную лабораторию контейнерного типа (МЛК).
Первая такая лаборатория находится в головной организации в Петербурге. Выглядит МЛК как стандартный 20-футовый контейнер для морских перевозок, но внешность обманчива.
«Здесь от контейнера только форма и габариты, да столбы с крепежными элементами стандартного типа. Остальное — заново разработанная конструкция, — объясняет начальник радиометрического отделения АТЦ «Росатома» Александр Важенин. — У нашей МЛК есть четыре выдвижные опоры. С их помощью контейнер можно поднять на 2 м, что позволяет проводить разгрузку и погрузку без использования крана».
Лабораторию можно использовать в арктических условиях: она имеет утепленные стены и тройную систему обогрева.
«Автономное отопление дизельного типа, инфракрасные панели и приточно-вытяжная вентиляция с дополнительным обогревом, — перечисляет Александр Важенин. — В лаборатории можно работать при наружной температуре воздуха ниже –30 °C».
Машина разведывательной группы оснащена спектрометром, дозиметром-радиометром и устройством отбора проб воздуха
Лаборатория оснащена современным оборудованием, с помощью которого можно быстро изучить образцы воды, пищевых продуктов и кормов животных. Предмет особой гордости — полупроводниковый детектор на основе сверхчистого германия, он отличается высоким энергетическим разрешением и высокой эффективностью регистрации излучения. Детектор оснащен охладителем закрытого типа с жидким азотом, что увеличивает эксплуатационные показатели и обеспечивает устойчивую работу устройства.
МЛК состоит из трех отсеков: тамбур, отсек приема проб и лаборатория с оборудованными рабочими местами для двух человек. «Есть все необходимое, чтобы вести автономную работу на загрязненной территории. Пробы и образцы поступают внутрь через специальную систему шлюзов, что минимизирует взаимодействие персонала с окружающей средой. Снаружи на МЛК установлены видеокамеры, которые обеспечивают обзор на 360 градусов» — рассказывает Александр Важенин.
Проверить порт
В сентябре и октябре 2020 года в МЛК исследовали пробы воды, взятые в морском порту Санкт-Петербурга — в то время там находился атомный контейнеровоз «Севморпуть». Контроль радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными энергетическими установками — новое направление деятельности АТЦ «Росатома».
Пока контейнеровоз стоял у причала, спасатели ежедневно отбирали пробы воды из акватории порта и отправляли в лабораторию. Кроме того, по специальной методике брали мазки с корпуса судна.
«Небольшим куском ткани, по структуре похожей на марлю, крест-накрест проводили по выбранным участкам корпуса. Затем ткань помещали в пакет и передавали на исследование в лабораторию»,
— описывает процесс Александр Важенин. Превышения допустимой концентрации радиоактивных веществ в пробах и мазках не было зафиксировано. На всякий случай спасатели провели противоаварийные тренировки с сотрудниками порта и членами экипажа.
И еще немного о морских контейнерах. В них спасатели размещают не только лабораторное, но и другое важное оборудование, которое может понадобиться для работы на выезде: приборы радиационной разведки и контроля, аварийно-спасательные инструменты, средства индивидуальной защиты и многое другое. Размещение оборудования в морских контейнерах упрощает его погрузку и перевозку, повышает скорость аварийного реагирования.
«Просто танк»
В ближайшее время спасатели АТЦ «Росатома» испытают в арктических условиях новый роботизированный комплекс (РТК) тяжелого класса. Семитонную машину, похожую на экскаватор, изготовил воронежский производитель спецтехники «Интехрос».
«Это просто танк. Может работать на любом ландшафте, при любых погодных условиях, — рассказывает инженер по аварийно-спасательным работам АТЦ «Росатома» Сергей Костин. — РТК предназначен для проведения демонтажных работ после техногенных и природных ЧС, для разбора строительного мусора, обслуживания объектов инфраструктуры. Машиной можно управлять дистанционно, на расстоянии до 1 км. На корпусе РТК установлено пять видеокамер, а также детектор для измерения уровня радиации».
На манипулятор РТК можно устанавливать навесное оборудование. Например, грейферный захват для перемещения предметов весом до 3 т, барабанную фрезу для проходки траншей и выемки мерзлого грунта, гидромолот для измельчения асфальтобетонных конструкций, гидроножницы для резки стальных конструкций, ковш для выемки грунта, погрузки и разгрузки сыпучих материалов.
В полет над Арктикой
Еще одна новинка, которая скоро отправится в Мурманский филиал, — беспилотный комплекс авиационной радиационной разведки и мониторинга. Это промышленный квадрокоптер, на котором закреплен автономный детектор ионизирующих излучений, имеющий собственный канал связи с базовой станцией. «Ключевые задачи детектора — определять свою геолокацию в режиме реального времени и фиксировать значение радиационного фона на карте, — говорит Сергей Костин. — Квадрокоптер может выполнять полеты при ветре до 15 м/с, при умеренных и средних осадках, а также в условиях низких температур, что нехарактерно для подобной техники». Детектор сделан из ударопрочных материалов — даже если квадрокоптер заденет кроны деревьев и упадет на землю, он не разобьется и данные будут сохранены. Квадрокоптеры в Арктике порой единственное средство для проведения радиационной разведки и мониторинга окружающей среды, объясняет Александр Важенин.
Максимальная высота полета — 5 км, за полчаса можно исследовать до 1,5 км². На квадрокоптер устанавливается тепловизионная камера наблюдения, это позволяет проводить визуальную разведку местности и даже искать людей.
«На учениях коптер за 10 минут обнаружил нашего сотрудника, который специально спрятался в зарослях», — доволен Сергей Костин.
СПРАВКА
Система аварийного реагирования в области использования атомной энергии была создана в 1993 году. К счастью, после Чернобыля серьезных катастроф в нашей стране не случалось, но это не значит, что спасатели сидят без дела. Они участвуют в масштабных противоаварийных учениях и научных экспедициях, сопровождают опасные грузы, контролируют радиационную обстановку и проводят водолазные работы.
Система включает в себя АТЦ «Росатома» (в его составе — головная организация в Петербурге, Нововоронежский, Северский, Глазовский, Мурманский филиалы и Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН» в Московской области), аварийно-технические центры РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске, Центр робототехники и аварийного реагирования ВНИИА в Москве, Отдельный военизированный горноспасательный отряд ППГХО в Краснокаменске, а также нештатные аварийно-спасательные формирования предприятий и организаций «Росатома».