«Росатом» давно принимает участие в климатических форумах ООН, но только в прошлом году атомная тематика стала звучать там полноценно. По итогам COP26 в Глазго гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев отметил: впервые большинство участников согласились с тем, что атомная энергетика должна быть частью безуглеродного мирового баланса. На конференции, только что завершившейся в Шарм-эш-Шейхе, этот тренд усилился.
«Впервые на СОР появился павильон #Atoms4Climate под эгидой МАГАТЭ, — рассказала директор департамента устойчивого развития «Росатома» Полина Лион. — Насколько мне известно, и Всемирная ядерная ассоциация, и МАГАТЭ неоднократно подавали заявку на строительство такого павильона, но организаторы ее не подтверждали. В этом году заявку одобрили, и это наше общее серьезное достижение — знак того, что организаторы глобальной климатической конференции изменили отношение к месту атома в декарбонизации экономики».
Все две недели конференции в павильоне проходили дискуссии с участием представителей атомной отрасли из разных стран. В рамках дня энергетики 15 ноября на сессии, посвященной энергоснабжению и преодолению энергодефицита в Африке, было показано видеообращение Алексея Лихачева.
Руководителем делегации «Росатома» был первый заместитель гендиректора, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. На организованной «Росатомом» сессии «Вклад атомной энергетики в процветание Африки» он рассказал о том, как технологии российского атомпрома помогают в решении самых разных задач. На сессии в павильоне Египта Кирилл Комаров участвовал в обсуждении будущего «Эль-Дабаа» — первой на Африканском континенте АЭС с реакторами поколения III+.
«Росатом» приступил к строительству второго блока станции 19 ноября, на два месяца раньше запланированного срока. «Эта АЭС будет давать 30 ТВт·ч в год Египту и позволит ежегодно предотвращать выброс 15 млн т углерода — огромный вклад в зеленое энергетическое будущее страны», — заключил Кирилл Комаров. От также подчеркнул, что на СОР27 укрепилась тенденция, которую Алексей Лихачев отметил после конференции в Глазго: «Мысль о том, что ядерная энергетика играет важную роль в достижении безуглеродного энергетического будущего человечества, вызывает все меньше споров. Атом становится полноправным участником климатического диалога. Важно, чтобы «зеленые» инструменты и климатические планы также учитывали специфику атомной отрасли».
В июле 2022 года Европейская комиссия включила атомную генерацию в таксономию устойчивого финансирования, определив дополнительные критерии ее квалификации в структуре источников энергоперехода. Многие страны рассматривают использование атома для расширения своих энергосистем. «В том числе мы видим большой интерес к атомным технологиям в Африке, где выраженно стоит проблема недостатка генерирующих мощностей», — заметил Кирилл Комаров.
Представленная на COP27 стратегия Индии предусматривает трехкратное увеличение атомной мощности к 2032 году. Кроме того, документ призывает к изучению «значительно большей» роли ядерной энергетики. Как отметил министр окружающей среды, лесов и изменения климата Индии Бхупендера Ядава, в национальном энергобалансе у АЭС 3 %, и ежегодно это предотвращает эмиссию около 41 млн т CO2. «Достаточная доля ядерной энергии очень важна для энергетической безопасности Индии… Потенциал малых модульных реакторов также нужно изучить, и это потребует обмена и передачи соответствующих технологий», — говорится в стратегии.
В Индии эксплуатируются 22 атомных блока общей мощностью около 6 795 МВт, строятся еще восемь — чуть более 6 000 МВт. «Росатом» сооружает АЭС «Куданкулам», все шесть блоков — с ВВЭР‑1000, два уже сданы в промышленную эксплуатацию.
При этом в павильоне Индии атом не был представлен в низкоуглеродной генерации. Аналогичная ситуация была и в павильоне Китая: 3D-макет показывал только ветро-, гидро- и солнечные станции и объекты для производства и транспортировки водорода.
«Климатический ад»
Открывая COP27, генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что изменения климата происходят с «катастрофической скоростью», мир «мчится по шоссе в климатический ад», а планета «посылает сигнал бедствия». Так Гутерриш прокомментировал доклад Всемирной метеорологической организации (структура ООН), подготовленный к конференции в Шарм-эш-Шейхе. В нем говорится, что в этом году среднемировая температура будет примерно на 1,15 °C выше, чем в доиндустриальный период (1850–1900 годы).
Темпы потепления на территории России превышают среднемировые в 2,5 раза, а в российской арктической зоне — в 3,7 раза. Об этом сообщил на конференции замглавы Минприроды РФ Сергей Аноприенко. Температура в Арктике за последние 30 лет поднялась более чем на 4 °C. «Потепление неизбежно сопровождается сокращением площади морского льда. По данным многолетних наблюдений, за последние 10 лет она уменьшилась более чем в три раза», — констатировал Сергей Аноприенко. Решение проблемы изменения климата без России невозможно, уверены эксперты. «Без благополучия экологии нашей страны все те задачи, которые ставит СОР последние 20 лет и будет ставить в последующие 30, выполнить невозможно, — сказал депутат Госдумы, первый заместитель председателя общественного совета «Росатома» Вячеслав Фетисов. — Мы много говорим здесь о том, что зеленая экономика, зеленое финансирование — это возможность стандартизировать промышленное производство и отношения людей и государств».
Вячеслав Фетисов, депутат Госдумы, первый заместитель председателя общественного совета «Росатома»
— Уже несколько лет я продвигаю посыл, что ядерная энергетика должна быть включена в седьмую цель устойчивого развития — «Недорогостоящая и чистая энергия». Использование ядерной энергии дает человечеству возможность избежать энергетического кризиса. Ядерная энергетика безуглеродная и устойчивая. Перспективы ее долгосрочного развития связаны с реальной возможностью возобновления, регенерации топливных ресурсов без потери конкурентоспособности и безопасности для окружающей среды и населения.
Полина Лион, директор департамента устойчивого развития, «Росатом»
— Повесткой официального российского мероприятия на COP27 стало низкоуглеродное будущее и конкретные шаги на пути к нему. Представители «Росатома» рассказали о роли атомной энергетики в сокращении выбросов — в России и в мире. Атомная генерация, в которой большую роль играют АЭС российских проектов, составляет около трети мирового низкоуглеродного энергобаланса. И хотя в этом году на конференции не было российского павильона, впечатление от COP27 лично у меня хорошее. Было меньше красивых деклараций, больше обсуждали конкретные проблемы. Нетворкинг оказался даже насыщеннее, чем в прошлом году в Глазго: люди были настроены на обмен опытом, приехало много представителей Африканского континента, который на сегодня самый энергодефицитный. Это тоже сказалось на качестве и содержательности дискуссий.
ЗЕЛЕНЫЕ КРИТЕРИИ
«Росатом» провел детальный анализ критериев таксономии устойчивого финансирования ЕС, утвержденных в июле этого года. В аналитическом отчете рассмотрены четыре основных блока: «Подтверждение минимального уровня выбросов парниковых газов», «Безопасность на этапе эксплуатации АЭС», «Ядерный топливный цикл» и «Заключительная стадия жизненного цикла АЭС». Главный вывод — в целом технологические решения «Росатома» отвечают критериям таксономии ЕС.
«Надо отметить, что критерии имеют различную детализацию. Например, для подтверждения безопасности эксплуатации АЭС перечень требований весьма велик, — пояснила Полина Лион. — Что касается применения толерантного топлива, даже в международном атомном сообществе до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Не прописана пока и процедура подтверждения соответствия критериям — ряд их относится к поставщику технологии, остальные должны применяться к организации-заказчику АЭС либо к национальному регулятору. Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы критерии таксономии ЕС для атомной энергетики будут уточняться и дорабатываться».
Анализ представляет широкий интерес, так как таксономия ЕС — наиболее полный и во многом эталонный перечень требований к зеленым проектам. Большинство клиентов и партнеров «Росатома» так или иначе ориентируются на эти требования при выборе поставщика, многие страны используют таксономию ЕС при разработке национальных таксономий.