20 декабря 2008

ЕБРР и ядерная безопасность

Меры по стабилизации чернобыльского саркофага завершены в 2006 году

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – первая международная организация, финансирующая мероприятия по повышению ядерной безопасности.

Первоначально Департамент ядерной безопасности ЕБРР ограничивался инвестированием коммерческих средств в проекты, направленные на закрытие первого поколения советских атомных энергоблоков. Западные специалисты, основываясь главным образом на оценках МАГАТЭ, пришли к выводу об экономической нецелесообразности их приведения в соответствие с современными стандартами безопасности. Страны-доноры признали факт, что немедленное закрытие таких АЭС сопряжено со значительными экономическими трудностями для эксплуатирующих их государств. Тем не менее доноры четко дали понять, что помощь станциям старой конструкции будет ограничена решением наиболее срочных проблем обеспечения безопасности, а сами эти АЭС должны быть закрыты в ближайшее время.

В 2006 году энергетическая политика банка была изменена. Сейчас не требуется связи новых проектов в сфере повышения ядерной безопасности и обращения с радиоактивными отходами только с закрытием старых станций. Проекты также могут кредитоваться из коммерческих средств ЕБРР. Не разрешается лишь финансирование строительства новых АЭС.

Тем не менее основная часть проектов, в которых участвует Департамент банка, реализуется за счет донорских средств. В настоящее время под управлением ЕБРР находятся шесть фондов, располагающих в сумме более €2 млрд, предоставленными международным сообществом.

Счет ядерной безопасности

В 1993 году страны Большой семерки инициировали создание Счета ядерной безопасности под управлением ЕБРР. Наряду с государствами Большой семерки и ЕС свою готовность стать донорами фонда выразили также Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария. В 2006 году к ним присоединилась Украина. Всего доноры предоставили этому фонду более €285 млн.

Изначально деятельность фонда была направлена на повышение безопасности станций первого поколения в Болгарии, Литве и Российской Федерации. В 1995 году она распространилась и на блок №3 Чернобыльской АЭС. В общей сложности были выполнены проекты на 15 энергоблоках на общую сумму свыше €100 млн. Эти программы не только помогли решить некоторые наиболее срочные проблемы обеспечения безопасности, но и способствовали передаче европейских методов и подходов к выполнению работ. Фонд финансировал первый углубленный анализ безопасности энергоблока типа РБМК – на Игналинской АЭС. Аналогичная работа была проведена совместно западными и российскими специалистами для блока №1 Курской АЭС. Эти сравнительно небольшие проекты уточнили оценку уровня безопасности станций, познакомили персонал с западной методологией оценки безопасности, а регулирующие органы – с подходами при рассмотрении отчетов по анализу безопасности. С тех пор эти инструменты были интегрированы в практику эксплуатирующих организаций и регулирующих органов, что значительно повысило культуру безопасности.

Опыт Счета ядерной безопасности показал важное значение комплексного подхода к решению проблем. Он позволяет объединять финансовые ресурсы, устраняет необходимость сложной координации между различными программами, сводит к минимуму администрирование и т. д. Управление фондами целесообразно поручить организации, созданной специально для реализации проектов в регионе, совладельцами которой являются основные доноры и страны-получатели помощи. Все принципы и правила, установленные для собственной коммерческой деятельности банка, в равной мере применяются и к проектам, финансируемым за счет донорских средств.

Счет ядерной безопасности стал связующим звеном между ранними программами банка по повышению ядерной безопасности и более поздними – по выводу из эксплуатации и обращению с отходами.

Проекты повышения безопасности были задуманы как временная мера до закрытия станций первого поколения. Однако первые просьбы к международному сообществу об оказании помощи в обращении с РАО и ОЯТ с последующим выводом АЭС из эксплуатации были лишь вопросом времени. Страны-доноры с готовностью откликнулись, признавая, что в советское время не откладывались средства для вывода станций из эксплуатации, и времени для их накопления недостаточно. К тому же АЭС в Восточной Европе и бывшем СССР часто технически были плохо оснащены для соответствующих работ.

Поэтому в 2000 году, в рамках программы оказания помощи Украине в связи с решением остановить последний работавший блок Чернобыльской АЭС, доноры Счета ядерной безопасности согласились финансировать сооружение двух объектов,

необходимых для вывода станции из эксплуатации. Первым стал завод по переработке ЖРО, накопленных на АЭС, который сейчас уже практически построен. Сегодня Украина и ЕБРР рассматривают возможность запустить его в течение года. Второй объект – ХОЯТ-2 – предназначен для подготовки к хранению и сухого хранения отработанного топлива блоков №№1-3 и ОЯТ, размещенного в мокром хранилище (ХОЯТ-1), на период до 100 лет. Этот проект, первый в своем роде, столкнулся со значительными техническими трудностями, и контракт на сооружение хранилища недавно был расторгнут. Однако уже определен новый подрядчик, который применит иную технологию, при этом могут быть использованы уже готовые конструкции – установка по подготовке топлива и бетонные модули хранения.

Международные фонды поддержки вывода из эксплуатации

В 1999 году Европейская Комиссия инициировала создание трех фондов, похожих по структуре на Счет ядерной безопасности, которые также были переданы под управление ЕБРР – фонды содействия выводу из эксплуатации АЭС «Богунице» в Словакии (BIDSF), Игналинской АЭС в Литве (IIDSF) и АЭС «Козлодуй» в Болгарии (KIDSF) – IDSF.

Фонды начали функционировать в 2000 году. В общей сложности, они получили от доноров более €1 млрд. Крупнейший из них – Еврокомиссия. Кроме того, донорами являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Швеция и Швейцария.

Неофициально эти фонды часто называют «фондами вывода из эксплуатации». Важно однако не путать их с теми фондами, которые эксплуатирующие организации должны самостоятельно накапливать для вывода из эксплуатации своих АЭС. Из фондов IDSF могут финансироваться проекты, направленные на снятие с эксплуатации, при условии утверждения Ассамблеей доноров, высшим органом управления всех трех фондов, однако общая ответственность за вывод из эксплуатации по-прежнему лежит на организации-операторе.

Средства фондов IDSF лишь дополняют средства национальных и международных программ. Они могут быть вложены в проекты, напрямую связанные со снятием остановленных энергоблоков с эксплуатации или направленные на компенсацию потерянных энергетических мощностей. К проектам первого типа относится строительство промежуточных хранилищ отработавшего ядерного топлива, в частности, на Игналинской АЭС и станции «Козлодуй». Среди других таких программ – создание установки по обращению и хранению твердых РАО (ИАЭС), котельных для отопления и производства пара (ИАЭС, «Богунице»), демонтаж, работы по физическому отделению остановленных блоков от работающих («Богунице», «Козлодуй»). Фонды финансируют разработку стратегий и детальных планов снятия с эксплуатации. Комплексные стратегии, помимо прочего, дают донорам уверенность в том, что они финансируют именно те работы, которые действительно необходимы на данном этапе.

Ингалининскаий фонд профинансировал строительство новой паровой котельной в городе Висагинас, Литва 

Проекты в энергетическом секторе, в отличие от программ по выводу из эксплуатации, не полностью финансируются за счет грантов. Фонды, как правило, вносят только часть средств, при условии достаточных обоснований необходимости такого гранта и утверждения его донорами.

В Болгарии действует успешная кредитная линия, позволяющая местным банкам давать займы малым и средним предприятиям, работающим в сферах энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Фонд KIDSF предоставляет гранты для оплаты услуг консультантов и необходимого контроля при выборе кредитных проектов, без которых такая схема не смогла бы работать. В данном случае сами кредитные средства предоставляются ЕБРР. По аналогичным схемам фонды сотрудничают с другими финансовыми организациями, например, Европейским инвестиционным банком. IIDSF участвует в финансировании модернизации тепловой энергетики Литвы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нормативов ЕС и частично компенсировать потерю мощностей Игналинской АЭС. Планируется, что в Словакии, помимо проектов в области энергосбережения, фонд BIDSF будет финансировать программы реконструкции электросети страны в связи с закрытием «Богунице» В1.

Поскольку местное население часто негативно воспринимает закрытие станций, особенно важно, прежде всего для доноров, чтобы деятельность фондов воспринималась как часть конструктивного подхода, позволяющего уменьшить ядерный и экологический риск и модернизировать энергетический сектор.

Чернобыльский фонд «Укрытие»

Этот фонд был создан в 1997 году для выполнения Плана «Укрытие» – концепции, финансируемой TACIS и Департаментом энергетики США и разработанной совместно западными и украинским специалистами. Эта концепция направлена на преобразование разрушенного блока №4 Чернобыльской АЭС в экологически безопасную систему. На первом этапе деятельность фонда заключалась главным образом в выполнении инженерных работ, подводящих основу под принятие крупных программных технических

решений, их обоснование и анализ с точки зрения радиационной безопасности. Параллельно фонд финансировал ряд проектов по созданию инфраструктуры, необходимой для реализации Плана – инженерных сетей, складов, административных корпусов и санитарного пропускника, которые обеспечат одновременное пребывание на площадке более тысячи рабочих. Особую важность имеют инфраструктура и установки, обеспечивающие радиационную защиту, медицинское обслуживание и охрану труда.

Одной из главных задач фонда «Укрытие» является снижение риска обрушения конструкций, наспех сооруженных после аварии на блоке №4 в 1986 году («Укрытие» или «Саркофаг»). В рамках мероприятий специалисты рассмотрели несколько возможных решений по стабилизации конструкций и разработали план работ, утвержденный регулирующими органами. Он включал в себя очень сложные операции внутри «Укрытия», создание внешней конструкции, укрепляющей его западную стену. В декабре 2006 года этот план был успешно реализован.

Основной задачей, которую предстоит выполнить теперь, является строительство нового безопасного контаймента над старым объектом «Укрытие». Концептуальный проект аркообразной конструкции, которая должна быть сооружена рядом с бывшим блоком №4 и затем установлена поверх него, был разработан и прошел утверждение в регулирующих органах и Правительстве Украины. Сейчас ведутся подготовительные работы, а масштабное строительство начнется только после выполнения рабочего проекта – вероятно, во второй половине 2008 года. После своего завершения контаймент предотвратит попадание дождевой воды и снега в «Саркофаг», внутри которого находится около 95% первоначального объема РАО, обеспечит удержание радиоактивной пыли и предоставит оборудование для будущего безопасного демонтажа конструкций «Укрытия» и остатков блока №4.

Чернобыльский фонд «Укрытие» уже получил €740 млн донорских средств.

«Северное измерение»

Эта природоохранная инициатива организована под управлением ЕБРР в 2001 году. «Северное измерение» (NDEP) – совместная программа Еврокомиссии, Российской Федерации и скандинавских стран, направленная на решение экологических проблем Северо-Запада России, Балтии и региона Баренцева моря. В нее входит так называемое «Ядерное окно». Оно функционирует практически по таким же принципам, что и остальные 5 фондов повышения ядерной безопасности, и направлено на решение ядерных и радиационных проблем, возникших в результате деятельности Северного флота СССР. Проекты, реализованные на начальных этапах работы «Ядерного окна», включали в себя срочные меры по обеспечению физической защиты установок и радиоактивных материалов на одной из береговых баз флота, ремонт хранилищ отработавшего топлива и создание системы контроля экологической обстановки в Мурманской области.

Покинутое хранилище РАО в бухте Гремиха. Фото проекта "Ядерное окно" 

Ключевым проектом стала разработка специалистами российских институтов и западными консультантами Стратегического мастер-плана, которая на данный момент завершается. Мастер-план представит полный перечень требований к обращению с ОЯТ и ядерными отходами, реабилитации загрязненных площадок и территорий в северо-западном регионе, позволит России системно подходить к проблемам и решать их в порядке приоритетности. План станет важным инструментом координации деятельности РФ по различным двусторонним программам с проектами NDEP. Однако доноры «Ядерного окна» уже сейчас согласились финансировать две другие важные программы в этой области – вывод из эксплуатации бывшей плавучей технической базы «Лепсе», на которой находятся РАО и ОЯТ с ядерных подводных лодок и ледоколов, и реабилитацию «строения №5» в губе Андреева (обветшалого бывшего «мокрого» хранилища ОЯТ, содержащего радиоактивный шлам и фрагменты топлива).

Многие доноры проектов «Ядерного окна» вносят свои вклады в рамках инициативы «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», начатой руководителями стран «Большой восьмерки» на встрече в Кананаскисе в 2002 году. В общей сложности «Ядерное окно» получило донорских средств на сумму €150 млн.

За последние 15 лет ЕБРР добился значительных успехов в реализации международных программ по повышению ядерной безопасности и выводу из эксплуатации. Банк – «площадка» для предоставления многосторонней помощи, показавшая себя как необходимое дополнение к национальным и двусторонним проектам. Доноры фондов, управляемых ЕБРР, внесли существенный, ощутимый вклад в повышение ядерной и радиационной безопасности в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Тем не менее, решение проблем, оставшихся в наследство от советской эпохи, продолжает требовать помощи международного сообщества. 

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году. Его задачей является содействие странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза в переходе к рыночной экономике и демократическому государственному устройству. Акционерами банка являются правительства 61 государства, а также Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк. ЕБРР инвестирует 29 стран региона, главным образом, частный бизнес в различных секторах экономик: банковское дело, транспорт, сельское хозяйство и энергетика.