20 мая 2011

Сербия: сложный проект, длинный маршрут

Atomic-Energy.ru
Маршрут, проделанный ОЯТ «Винча» по пути в Российскую Федерацию

Реализация проекта вывоза ОЯТ «Винча» из Сербии потребовала пяти лет подготовки, привлечения более 50 организаций-исполнителей и организации трансъев­ропейского транзита. Проект был успешно завершен в декабре 2010 года и получил заслуженное международное признание.

Здание реактора RA в институте «Винча», 2006 год Остановленный реактор RA Загрузка контейнеров на территории института «Винча» Выгрузка контейнеров в Мурманском порту Президент Сербии Борис Тадич (в центре) благодарит организаторов вывоза ОЯТ «Винча» за отлично проделанную работу

Тяжеловодный реактор RA в Институте ядерных исследований «Винча» (Сербия) был пущен в эксплуатацию в 1959 году. Он работал на топливе типа ТВР-С с обогащением от 2% до 80% по 235U. Эти ТВС представляют собой  небольшие цилиндры (3,7 см в диаметре, 11,2 см высотой) со стенками из металлического урана либо оксида урана, покрытыми алюминиевой оболочкой толщиной 1 мм.

Реактор был остановлен в 1984 году. А в середине 1990-х годов Югославия распалась на более мелкие государства, политическая ситуация в регионе резко обострилась, и компактное высокообогащенное ядерное топливо стало вызывать серьезное беспокойство у экологических и антитеррористических  организаций. В 2002 году после длительных переговоров между Сербией, США, Россией и МАГАТЭ необлученное высокообогащенное топливо российского происхождения (48 кг по урану) было транспортировано из института «Винча» в Россию при повышенных мерах безопасности.

Большое опасение вызывало также отработавшее топливо (8030 ОТВС ТВР-С), которое после останова RA было размещено в бассейновом хранилище ОЯТ, расположенном в непосредственной близости от реактора. В 2005 году МАГАТЭ приняло решение организовать вывоз ОЯТ в Российскую Федерацию – и этот проект стал одним из крупнейших в истории агентства. Для его осуществления была привлечена адресная спонсорская помощь Европейского Союза, России, США, Чешской Республики.

Подготовка ОТВС к вывозу

Практические работы по подготовке ОЯТ «Винча» к транспортировке начались в 2006 году. Они, в частности, включали:

  • разработку технологии и оборудования для перетаривания ОЯТ в пеналы;
  • обоснование безопасности операций с топливом;
  • изготовление и монтаж оборудования в помещениях реактора;
  • упаковку ОЯТ в пеналы;
  • разработку технологии и оборудования для загрузки пеналов с ОЯТ в контейнеры;
  • временное технологическое хранение;
  • разработку материалов «Единого проекта» по ввозу ОЯТ в Россию;
  • загрузку пеналов в транспортные контейнеры;
  • транспортирование ОЯТ в Россию;
  • переработку ОЯТ на ФГУП «ПО «Маяк».

Разработка технологий и согласование их в регулирующих органах Сербии и МАГАТЭ были закончены в 2008 году. Подготовка ОЯТ к безопасной перевозке в Россию была полностью завершена в ноябре 2010 года1.

План и маршрут транспортировки

Другая, не менее важная, составляющая работ касалась разработки материалов «Единого проекта» в соответствии с требованиями российского законодательства.

При этом были проанализированы не только экологические аспекты проекта, но и всевозможные способы доставки ОЯТ в Россию. Так, в частности, было принято решение о вывозе всего ОЯТ «Винча» за один рейс. Для этого потребовалось мобилизовать 16 ТУК-19 и 16 ТУК SKODA VPVR/M – практически весь парк транспортных контейнеров, использующихся в настоящее время в программе RRRFR. Контейнеры были размещены в специальных 20-футовых ISO-контейнерах.

После тщательного анализа аспектов безопасности, осуществимости и стоимости оптимальным маршрутом транспортировки был признан комбинированный авто- и железнодорожный транзит через территории Сербии, Венгрии и Словении, далее морем из порта Копер в Мурманск, и, наконец, по железной дороге в Озерск.

Лицензирование перевозки потребовало обоснования безопасности с учетом национальных особенностей каждой страны, по территории которой предполагалось провозить ОЯТ, и заняло в общей сложности около года.

В организации перевозки участвовало 10 транспортных компаний из России, Сербии, Венгрии, Словении и Дании. Для автоперевозки было привлечено 15 крупнотоннажных трейлеров; железнодорожный эшелон, перевозивший ОЯТ, состоял из 19 вагонов.

Транспортировка ОЯТ института «Винча» началась в ночь с 18 на 19 ноября 2010 года. Это было очень важное событие, прежде всего для Сербии. Президент страны Борис Тадич лично приехал проводить караван с ОЯТ. В своем обращении к организаторам перевозки он подчеркнул, что Сербия ждала этого момента почти 26 лет.

Сербия. Загруженный ОЯТ контейнер SKODA VPVR выкатывается из реакторного зала

Намеченный маршрут и план транспортировки были полностью соблюдены, и 21 декабря 2010 года сербское отработавшее ядерное топливо прибыло на радиохимический завод ПО «Маяк». Таким образом, путь ОЯТ из института «Винча» на перерабатывающий завод ПО «Маяк» стал самым длинным для проектов программы RRRFR и занял больше 30 дней.

Вывоз ОЯТ института «Винча» стал также наиболее сложным проектом в рамках программы RRRFR. Его реализация потребовала решения множества технологических и организационных задач. Многие из этих решений в результате оказались уникальными и, безусловно, будут востребованы как при реализации последующих проектов программы RRRFR, так и в других проектах, связанных с обращением с дефектным ОЯТ.

Следует особо отметить поддержку, оказанную проекту со стороны руководителей и менеджеров Госкорпорации «Росатом» и МАГАТЭ, многие из которых принимали самое активное участие в принятии ключевых решений, позволивших успешно выполнить все поставленные задачи.

Авторы

А.В.  Смирнов, д.т.н., С.В. Комаров, М.В. Барышников, к.т.н., М.Е. Буду (OOO НПФ «Сосны»)