В современных условиях культура физической безопасности ядерных объектов привлекает к себе повышенное внимание. Помимо других преимуществ, эффективная культура безопасности требует от персонала активных действий и инновационных подходов в условиях, когда угрозы и риски слишком многочисленны, чтобы их все могли предсказать даже самые дальновидные лидеры.
В 2007 году общественность США была шокирована известием, что несколько профессиональных охранников были обнаружены спящими на своих постах при несении службы по охране АЭС Peach Bottom. Приблизительно в это же время четверо вооруженных злоумышленников ворвались на ядерную установку Pelindaba в ЮАР, где хранились сотни килограммов оружейного урана. Преступникам удалось отключить несколько уровней физической защиты объекта, однако они не были обнаружены охраной, потому что никто не следил за камерами наблюдения. После распада Советского Союза сотни радиоактивных источников, представляющих серьезную опасность для населения и содержащих радиоизотопы, которые могут быть использованы для создания «грязных» бомб, были брошены на территории ряда новообразовавшихся государств. Такие источники, наносящие вред здоровью людей и состоянию окружающее среды, до сих пор ежегодно изымаются из удаленных районов Грузии. Эти и другие, на первый взгляд случайные и не связанные между собой, инциденты имеют, тем не менее, одну общую критическую черту – «сбой» человеческого фактора.
Базовое определение
Концепция человеческого фактора изначально была связана с осознанием факта, что даже самое совершенное оборудование, инструкции и процедуры не могут компенсировать апатию или гарантировать техническую компетентность персонала. Аппаратное обеспечение неэффективно, если его не эксплуатируют квалифицированные и мотивированные работники.
Один из инструментов повышения эффективности человеческого фактора – культура физической безопасности ядерных материалов и объектов. Это понятие включает в себя комплекс управленческих, организационных, поведенческих и других решений. В организациях ядерно-промышленного комплекса необходимо вести работу по развитию методов, стилей работы и традиций, способствующих повышению уровня физической защиты. Соблюдение правил физзащиты и охраны должно войти в привычку у персонала таких организаций.
Культуру физической безопасности можно определить как организационную среду, в которой этика физической защиты пронизывает все предприятие. Поведение персонала ориентировано на предотвращение возможных действий злоумышленников путем критической самооценки, целенаправленных усилий по обнаружению тактических проблем и поиску их решения еще до перехода в стадию кризиса. Сформированная культура физической безопасности позволяет человеку реагировать на известные и неизвестные угрозы машинально, в силу укоренившейся привычки, а не импровизировать.
Международные правовые рамки
Концепция культуры физической безопасности ядерных материалов и объектов ядерной промышленности была впервые сформулирована Международным агентством по атомной энергии, которое выпустило в сентябре 2008 года доклад с определением концепции и руководящими принципами еe внедрения на объектовом уровне.
Вскоре после террористических актов 11 сентября 2001 года были сформулированы 12 фундаментальных принципов физзащиты ядерных материалов и объектов, впоследствии кодифицированных в поправке к Конвенции по физической защите ядерного материала 1980 года. Несмотря на то, что культура физической безопасности упомянута наряду с оценкой угроз, глубокоэшелонированной защитой, дифференцированным подходом и обеспечением качества (то есть, этот принцип так же важен, как и остальные), очевидно, что культура является основополагающим элементом. Культура – всеобъемлющая и всеохватывающая концепция, без которой ни один другой фундаментальный принцип не может быть в полной мере реализован.
Поправкой предусмотрено, что фундаментальные принципы физзащиты ядерных материалов и объектов должны стать всеобщими и обязательными, что международному сообществу необходимо дать механизм контроля действий правительств отдельных государств, касающихся данного критического вопроса. При этом особенно важно, что около 40 государств публично высказали свое намерение создавать собственную ядерно-энергетическую инфраструктуру практически с нуля.
Существенную роль в понимании важности и популяризации культуры физической безопасности ядерных материалов и объектов сыграл совместный российско-американский документ, подписанный президентами Бушем и Путиным в ходе встречи в столице Словакии Братиславе 24 февраля 2005 года, – «Совместное заявление о сотрудничестве в области защиты ядерных материалов и объектов». В этом документе уделено особое внимание культуре физической безопасности; под этим понятием подразумевается обеспечение высокого уровня дисциплины, подготовки и ответственности персонала и сотрудников охранных служб, а также полного применения и надлежащего обслуживания охранных систем.
Создание культуры физической безопасности
Любая культура основывается на наборе общепризнанных представлений о реальности. В практическом смысле это означает, что практическое поведение работников подчинено тем целям, которые руководство организации считает наиболее важными. Однако даже в том случае, если руководители исходят из правильных предпосылок и ставят нужные задачи, культура будет атрофироваться, если не внедрять ее постоянно и активно в работу всей организации. Без активного участия руководства персонал будет формировать собственные представления, исходя из личного опыта, или по своему разумению. Высшему руководству следует лично заниматься внедрением тех идей, которые оно считает необходимыми.
Действенная культура физической безопасности основывается на «здоровом уважении» к угрозе. Весь персонал, от высшего руководящего звена до самого низкого технического уровня, должен осознавать важность вопросов защиты. Это осознание затем становится всеобъемлющим, оно охватывает все аспекты деятельности сотрудника, руководит его действиями, как в обычных условиях, так и в нештатных ситуациях. На объектах, где существует культура физической безопасности, у персонала, как правило, присутствует укоренившееся убеждение об имеющихся реальных внешних и внутренних угрозах, включая вероятность кражи, саботажа, несанкционированного доступа, незаконной передачи и других злоумышленных действий, и персонал считает своей обязанностью бороться с этими угрозами.
Поведение персонала должно быть ориентировано на предотвращение возможных действий злоумышленников путем критической самооценки, целенаправленных усилий по обнаружению тактических проблем и поиску их решения.
С точки зрения администрирования, в основе культуры физической безопасности лежат четыре элемента: руководство объектом, политика и процедуры, работа персонала, обучение и повышение квалификации. Однако определяющим является именно деятельность руководства объекта. Высшие руководители несут ответственность за разработку и реализацию политики и процедур, которые формируют поведение их подчиненных таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям обеспечения защиты. Особую важность имеет четкое определение функций и обязанностей, ясность политики в области защиты, защищенность компьютерных и телекоммуникационных технологий, планы действий в случае нештатных ситуаций и учения по их реализации, а также личная ответственность персонала. Постоянное обучение – главный инструмент достижения требуемых результатов.
Указанные выше характеристики, разумеется, не ограничиваются только вопросами физической защиты – они присущи любому эффективному руководству. Если в организации отсутствует надлежащая культура руководства, то любые усилия по достижению высокого уровня защиты будут бесполезны. Соответственно, любая кампания по развитию культуры защиты ядерных материалов и объектов – финансируемая как государством, так и международными организациями – должна быть нацелена на повышение общей профессиональной культуры.
Универсальное применение
Концепция культуры физической безопасности может быть реализована повсеместно. Однако международному сообществу не следует пытаться навязывать всем странам одни и те же решения, поскольку местные условия могут быть различными. Например, государства могут исходить из разных предпосылок в отношении уязвимости ядерных объектов со стороны внутренних и внешних угроз, по-разному оценивая их актуальность. Некоторые аспекты культуры безопасности могут требовать различной степени внимания в разных странах. Есть группа стран, для которых история, традиции, нынешнее экономическое состояние и другие условия усложняют их способность соответствовать сформулированным и определенным стандартам культуры безопасности. Это страны с переходными экономиками, государства, ядерные программы которых осуществлялись или осуществляются в непрозрачном режиме, страны, начинающие реализацию ядерно-энергетических и исследовательских программ «с нуля», а также те, где меняется форма собственности предприятий атомной промышленности.
Независимо от того, где внедряется и развивается культура физической безопасности, о ее успешности можно судить по следующим критериям:
- степени понимания и практического применения требований и принципов защиты всем персоналом, от руководящего до младшего эксплуатационного состава;
- степени применения, поддержания работоспособности и усовершенствования имеющихся и доступных технологий обеспечения защиты;
- степени внедрения правил и процедур, касающихся вопросов защиты;
- степени мотивации персонала на выполнение задач, относящихся к вопросам физзащиты.
Конечной целью такой культуры является обеспечение эффективной физзащиты ядерных материалов и объектов путем создания необходимых условий и воспитания персонала, осознающего ее важность. Эффективность защиты в ядерной сфере в конечном итоге зависит от поведения людей. Персонал, который ведет себя бдительно, замечает явления и случаи, которые кажутся ему неправильными, выполняет свою работу прилежно и придерживается высоких стандартов личной и коллективной ответственности, сможет обеспечить надлежащую защиту вверенного ему объекта.
Автор
Хрипунов Игорь Алексеевич
Заместитель директора, Центр международной торговли и безопасности, Университет Джорджии, США