В 1950-1970 годах СССР и США осуществляли широкомасштабные программы строительства исследовательских реакторов в разных регионах мира. В большинстве случаев это было вызвано не экономической целесообразностью, а политической конъюнктурой, свойственной эпохе «холодной войны». В результате появились многочисленные ядерные объекты в развивающихся странах с нестабильной политической и экономической системами (например, Ливии, Северной Корее, Ираке, Чили и т.д.).
Распад СССР привел к прекращению функционирования системы надлежащего контроля количества, размещения и использования высокообогащенных ядерных материалов в странах, на территории которых размещены исследовательские реакторы, построенные по российским (советским) проектам. При этом поставки из Российской Федерации свежего ядерного топлива на исследовательские реакторы, и, соответственно, наработка отработавшего ядерного топлива продолжали осуществляться практически в тех же объемах. Вывоз же ОЯТ в Российскую Федерацию практически прекратился, что привело к накоплению высокообогащенного отработавшего ядерного топлива на площадках реакторов.
Особенностью исследовательских реакторов, в отличие от энергетических, является использование в них тепловыделяющих сборок с обогащением по 235U более 20% (в ряде случаев – 90%), что позволяет квалифицировать данный материал как потенциально пригодный для изготовления ядерных взрывных устройств. Наличие на площадках исследовательских реакторов во многих странах мира высокообогащенного (ВОУ) ядерного топлива, как неиспользованного (свежего), так и облученного представляет реальную опасность распространения оружейных ядерных материалов.
Осознав наличие такой угрозы, Конгресс США одобрил программу возврата ранее поставленного американскими компаниями свежего и отработавшего высокообогащенного ядерного топлива исследовательских реакторов, построенных с технической помощью и по проектам США, – при условии одновременного перехода этих реакторов на работу с топливом низкого обогащения (НОУ), то есть ниже 20% по 235U. Американская программа успешно реализуется с 1996 года.
Российско-американская программа возврата ОЯТ
В 1999 году в рамках трехсторонних переговоров между США, Россией и МАГАТЭ были определены более 20 исследовательских реакторов в 17 странах, имеющих топливо российского производства: Беларуси, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Египте, Казахстане, Китае, Латвии, Ливии, Польше, Румынии, Северной Корее, Сербии, Узбекистане, Украине и Чехии.
В 2000 году генеральный директор МАГАТЭ направил письма правительствам 15 стран с целью выявить их желание вернуть высокообогащенное топливо в Российскую Федерацию. Не направлялись предложения в Китай, так как он обладает ядерным оружием, и в Египет, где находилось только ядерное топливо низкого обогащения. 14 стран ответили положительно, из Северной Кореи не был получен ответ.
28 мая 2004 года США и Россия подписали Соглашение о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации, что дало старт программе RRRFR (Russian Research Reactor Fuel Return programme).
Немаловажным фактором, позволившим развернуть реализацию этой программы, была работа по совершенствованию правовой базы деятельности по ввозу в Россию облученных тепловыделяющих сборок зарубежных ядерных реакторов, проведенная Министерством по атомной энергии Российской Федерации. В начале 2000-х годов в РФ был принят ряд поправок к федеральным законам «Об использовании атомной энергии» и «Об охране окружающей среды», принят новый закон «О специальных экологических программах», подготовлен и принят пакет постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
В 2005 году на саммите в Братиславе президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш договорились в 2010 году завершить возврат всего ВОУ ОЯТ, находящегося на тот момент вне активных зон реакторов. В дальнейшем высшее руководство США и России неоднократной указывало на важность решаемой задачи.
Констатируем, что данные обязательства российской стороной полностью выполнены. К концу 2010 года осуществлены ввозы в Российскую Федерацию ОТВС из следующих стран: Узбекистан, Чехия, Латвия, Болгария, Венгрия, Казахстан, Ливия, Румыния, Украина, Польша, Беларусь, Сербия.
Следует отметить тот факт, что буквально в последний момент, когда все технические и организационные вопросы были решены, от возврата топлива по «экологическим» мотивам отказалось правительство Германии. На момент принятия этого решения в Российской Федерации были выполнены все предусмотренные законодательством обязательные процедуры, включая готовое к подписанию межправительственное соглашение и положительное заключение государственной экологической экспертизы «Единого проекта» ввоза такого ОЯТ.
Будущее программы
Из ряда стран, таких как Узбекистан, Казахстан, Вьетнам, Украина, Польша и Венгрия, где исследовательские реакторы продолжают частично работать на высокообогащенном уране, после 2010 года будут осуществлены единичные повторные вывозы ОЯТ, выгружаемого из установок при их конверсии на топливо низкого обогащения. В соответствии с решениями, принятыми на заседании состоявшегося в июле 2010 года шестого Объединенного координационного комитета российских и американских ведомств, ответственных за реализацию программы, такие вывозы планируется осуществить из:
- Польши, Узбекистана, Украины – в 2012 году;
- Вьетнама – в 2013 году;
- Венгрии, Чехии – в 2014 году;
- Польши, Казахстана – в 2015-2016 годах;
- Германии – по мере готовности немецких коллег.
В процессе реализации программы RRRFR накоплен значительный опыт взаимодействия российских и американских организаций – в области научно-технических разработок, создания инфраструктуры и юридических документов. Он может быть использован при реализации аналогичных проектов по обращению с ОЯТ исследовательских реакторов, находящихся на территории Российской Федерации.
Серьезным положительным результатом выполнения программы стало оказание российскими организациям большого объема инжиниринговых услуг по подготовке и транспортировке ОЯТ иностранным организациям, эксплуатирующим исследовательские реакторы в разных странах.
Успешное выполнение программы подтвердило наличие в Российской Федерации значительного технологического и научно-практического потенциала в данной сфере.
Автор
И.В. Гусаков-Станюкович, Госкорпорация «Росатом»