Сложность транспортирования радиоактивных материалов, а также обостренное восприятие общественностью даже незначительных радиационных рисков требует четкой организации и надежного обеспечения реагирования на возможные транспортные аварии радиационного характера.
Транспортировка ядерных материалов (ЯМ) и радиоактивных веществ (РВ) является одним из важных технологических звеньев атомной отрасли. Так, в России только в рамках ядерного топливного цикла, не учитывая перевозки других радиоактивных материалов для промышленности, медицины, добычи ископаемых и т.д., ежегодно осуществляется около 1800 перевозок, по шесть-семь железнодорожных эшелонов с грузами радиоактивных материалов ежедневно находятся в пути.
Перевозка радиоактивных материалов требует использования надежного и дорогостоящего оборудования – специальных транспортных средств и упаковочных комплектов (ТУК), подъемно-транспортного оборудования большой грузоподъемности, а также специальных условий перевозки, направленных на обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты, как в нормальных условиях, так и в случае возникновения транспортных аварий.
В России обеспечение реагирования на транспортные аварии с радиационным фактором имеет ряд особенностей, которые обусловлены:
- большим объемом перевозок;
- повышенным риском возникновения аварий на транспорте;
- сложностью организации обеспечения безопасности и физической защиты на мобильных объектах;
- большими расстояниями, на которые доставляются радиоактивные материалы, и, как следствие, возможной удаленностью и труднодоступностью места аварии;
- отсутствием на местах аварий необходимого специального оборудования, технических специалистов и элементов инфраструктуры (связи, дорожной сети и т.д.);
- отсутствием контроля доступа в зону аварии в начальный период ее развития.
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Масштабное развитие атомной энергетики требует повышения уровня безопасности, в том числе адекватной системы реагирования и ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий. Необходимость такой системы также определяется действующим российским законодательством, международными договорами и конвенциями, регулирующими деятельность в области использования атомной энергии и признанными Россией.
Сегодня в российской атомной отрасли действует эффективная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОСЧС). Ее основой является аварийно-спасательная служба (АСС) ГК «Росатом», созданная для обеспечения готовности, реагирования и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС) с радиационным фактором в организациях отрасли, эксплуатирующих особо радиационно- или ядерно-опасные производства и объекты. В аварийно-технических центрах (АТЦ) работают около 600 специалистов, в организациях отрасли сформированы специальные аварийные бригады, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса – аварийно-испытательные отделы. Создана специальная технология трехэшелонного реагирования. В случае аварии первыми начнут действовать аварийные службы предприятия, затем – силы и средства аварийно-технических центров. Для выполнения коммунальных и иных работ в качестве третьего эшелона привлекаются представители других организаций отрасли.
Особенности реагирования на транспортные аварии обусловили жесткие требования ко всей подсистеме АСС на транспорте и аварийно-спасательным формированиям (АСФ), входящим в ее состав. К основным из них можно отнести: высокую повседневную готовность, возможность экстренной доставки сил и средств в район аварии; автономность аварийных формирований, возможность функционирования в сложных условиях обстановки при отсутствии развитой территориальной инфра-структуры; наличие надежной мобильной системы связи и передачи информации, интегрированной в общую систему ГК «Росатом» и обеспечивающей взаимодействие с привлекаемыми для ликвидации ЧС силами других министерств и ведомств; наличие уникального специализированного оборудования, технологий проведения работ и подготовленных высококлассных специалистов.
Обеспечение оперативного реагирования
Одним их важнейших элементов, обеспечивающих безопасность перевозок радиоактивных материалов, является готовность системы аварийного реагирования к ликвидации аварий радиационного характера. Для оперативного реагирования и обеспечения проведения первоочередных мероприятий на месте транспортной аварии за региональными АСФ федерального уровня закреплены территориальные зоны ответственности. В ведении АТЦ в Санкт-Петербурге (АТЦ СПб) находится Северо-Западный регион РФ, его филиала в городе Нововоронеже – Юго-Западный и Южный, филиала в городе Северске – Сибирский, АТЦ в городе Сарове – Центральный, АТЦ в городе Снежинске – Приволжско-Уральский, ОВГСО в городе Краснокаменске – Дальневосточный регион.
Когда идет транспорт с опасным грузом, региональные АСФ по дежурному графику (в соответствии с зонами ответственности) вступают в режим повышенной готовности, при котором обеспечивается выезд оперативной бригады в течение получаса с момента получения аварийного сигнала.
В состав сил АСС на транспорте также входят нештатные АСФ организаций грузоотправителей и грузополучателей. Кроме того, к аварийному реагированию привлекаются специальные АСФ, созданные для разработки, внедрения и накопления уникального специализированного оборудования, развития технологий проведения специальных работ и содержания специалистов высокого класса. К ним относятся оперативная выездная группа ФГУП «СКЦ Росатома», Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ «Эпрон» (поселок Селятино Московской области) и Московский филиал ФГУП АТЦ СПб – Инженерно-технический и учебный центр робототехники (ИТУЦР).
Головным АСФ по обеспечению реагирования и ликвидации последствий аварий на этапе транспор-тирования является ФГУП АТЦ СПб, который обеспечивает координацию и методическое руководство работ по предупреждению ЧС при транспортировке ЯМ и РВ.
При радиационных авариях, в зависимости от степени их тяжести, предусмотрен следующий порядок привлечения сил и средств:
- первичное реагирование – группы сопровождения, группы первого броска (оперативные группы) АСФ, ответственных за данную территорию;
- первый эшелон – силы АСФ, ответственных за регион, АСФ грузоотправителей (грузополучателей);
- второй эшелон – силы других региональных и специальных АСФ ГК «Росатом».
Кроме того, при большом объеме работ в ликвидации последствий аварий могут принимать участие подразделения гражданской обороны.
Для оперативного реагирования в начальной стадии аварии действуют система оперативного оповещения на базе ФГУП «Ситуационно-кризисный центр Росатома» и автоматизированная система безопасности транспортирования ядерных материалов на территории РФ, которая обеспечивает непрерывный и оперативный мониторинг перевозок, своевременное оповещение и реагирование в случае возникновения ЧС. Передача информации осуществляется немедленно при возникновении аварийных условий перевозки, чрезвычайных ситуаций или совершении несанкционированных действий в отношении транспортного средства, перевозящего специальные грузы.
Обязательным условием достижения аварийной готовности является регулярность проведения учений и тренировок, в основу которых закладываются научно обоснованные технологические сценарии развития аварийных ситуаций и их радиационных последствий с учетом специфики транспортирования радиоактивных материалов.
В ходе учений осуществляются проверка процедур оповещения и информационной поддержки сил реагирования через диспетчерский пункт предприятия, отработка вопросов взаимодействия АТЦ с организациями и подразделениями, участвующими в ликвидации ЧС, а также проверка действий персонала и работоспособности техники в реальных полевых условиях. Отрабатываются практические навыки обращения с техническими средствами, обеспечивающими выполнение работ по радиационной разведке, радиационному и метеорологическому мониторингу места ЧС, дезактивации техники, частичной санитарной обработке личного состава, поддержанию связи между расчетами и с органами управления по ликвидации ЧС, жизнеобеспечению в полевых условиях; приобретается опыт оформления необходимой документации.
Дальнейшее развитие АСС ГК «Росатом» предусматривается по следующим направлениям:
- интеграция системы обеспечения безопасности АСС с автоматизированной системой безопасности транспортирования (АСБТ);
- оптимизация накопления и территориального размещения материальных и технических средств;
- организация взаимодействия с другими подсистемами Единой государственной системы преду-преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение безопасности транспортирования радиоактивных материалов предприятиями и орга-низациями, не входящими в состав ГК «Росатом»;
- отработка взаимодействия с другими министерствами и ведомствами при решении задач доставки сил аварийного реагирования к месту чрезвычайной ситуации, реагирования и ликвидации последствий аварий с радиационным фактором на этапе транспортирования ЯМ и РВ;
- обеспечение единой технической политики в области технологий и оснащения АСФ;
- развитие нормативно-правовой базы в области реагирования и ликвидации последствий ЧС с ра-диационным фактором на автомобильном, морском (речном) и воздушном транспорте;
- развитие учебно-тренировочной базы; создание единого комплекса подготовки спасателей всех уровней, учебных полигонов совместно с Министерством обороны РФ, МЧС и т.д.
Несмотря на малую вероятность ядерных и радиационных инцидентов и аварий, возможность их возникновения может привести к серьезным экономическим, политическим и социальным последствиям. Поэтому для развития крупномасштабной атомной энергетики необходима демонстрация нового, более высокого уровня безопасности, который будет воспринят обществом.
Авторы
external link, opens in a new tab Сорокин Андрей Иванович, к.т.н.external link, opens in a new tab | Стовбур А.В. | |
ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России»external link, opens in a new tab |