Госкорпорация «Росатом» – одна из немногих компаний мирового уровня, обладающая всеми ядерными технологиями. В ее составе предприятия различных комплексов, таких как ядерный энергетический, оружейный, научно-технический и ядерной и радиационной безопасности. Это подразумевает огромное влияние на национальную и мировую экономики, огромную ответственность за безопасность. Для обеспечения ядерной и радиационной безопасности в корпорации функционирует система, способная осуществлять постоянный мониторинг предприятий отрасли и в случае неблагоприятного развития событий оперативно реагировать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.
События в Японии стали серьезным уроком, и всему мировому ядерному сообществу еще предстоит извлечь из них необходимые выводы.
Фукусимский кризис обнажил недостатки как международной, так и японской систем аварийной готовности и аварийного реагирования, особенно на начальной стадии кризиса. Оказалось, что в аварийных планах катастрофа такого масштаба просто не предполагалась. Аварийный план для АЭС «Фукусима-1», например, не включал оповещение об аварии общенациональных аварийных служб и сил самообороны, кроме того, он не пересматривался с 2002 года.
Современные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как российская, так и международная, формировались и развивались, базируясь, в основном, на опыте ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Российские атомщики сделали самые серьезные выводы из чернобыльской трагедии. В Госкорпорации «Росатом» создана и эффективно действует отраслевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОСЧС), предназначенная для обеспечения безопасного функционирования атомной отрасли, защиты персонала, населения и территорий от возможных аварий и чрезвычайных ситуаций, и являющаяся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). ОСЧС обеспечивает реагирование на аварии радиационного характера в организациях атомной отрасли, их дочерних и аффилированных структурах, а также поддержку региональных и других систем реагирования в случае возникновения подобных аварий в других сферах деятельности.
Общее руководство деятельностью системы осуществляет генеральный директор Госкорпорации «Росатом», общее методическое руководство – Департамент ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности; повседневное управление ОСЧС, круглосуточный мониторинг и информационное обеспечение – Ситуационно-кризисный центр (ФГУП «СКЦ Росатома»).
О ситуационно-кризисном центре
ФГУП «СКЦ Росатома» был организован в 1998 году Минатомом России с использованием опыта США и Франции. Однако мы пошли дальше западных коллег. На Западе общеприняты кризисные центры в чистом виде, то есть без ситуационной составляющей. Минатом же объединил эти направления деятельности.
СКЦ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с предприятиями и организациями, кризисными центрами и аварийно-техническими центрами и аварийно-спасательными формированиями, федеральными ядерными центрами и институтами Госкорпорации «Росатом», а также с центрами технической поддержки РНЦ «Курчатовский институт», ИБРАЭ РАН, НПО «Тайфун», ФМБА России.
В соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиологического инцидента СКЦ выполняет функции национального пункта предупреждения и связи России, обеспечивающего постоянную круглосуточную готовность к оповещению Центра по инцидентам и аварийным ситуациям (ЦИАС) МАГАТЭ, аналогичных зарубежных аварийно-кризисных центров и соответствующих структур государств, которые могут подвергнуться радиационному воздействию, а также информационный обмен в форматах международной системы аварийного реагирования ENATOM.
На федеральном уровне центр выполняет функции оперативной дежурной службы в системе РСЧС. Он осуществляет информационный обмен с аналогичными оперативными и дежурно-диспетчерскими службами Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по событиям, связанным с безопасностью функционирования ядерных и радиационно опасных объектов, находящихся в ведении как Госкорпорации «Росатом», так и других ФОИВ.
Оперативные дежурные СКЦ поддерживают постоянную связь с соответствующими органами Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФОИВ. В рамках выполнения функций ответственного дежурного по ФОИВ, центр осуществляет информационный обмен с Центром оповещения Администрации Президента Российской Федерации и Национальным центром управления кризисными ситуациями МЧС России при переводе отрасли на особый режим функционирования.
Внутриотраслевые задачи
Объектами контроля ФГУП «СКЦ Росатома» являются все предприятия и корпоративные структуры Госкорпорации «Росатом».
СКЦ – орган повседневного управления ОСЧС. В сферу его ответственности входят:
- круглосуточный мониторинг состояния объектов и радиационной обстановки;
- прием и доведение до ответственных лиц оперативной информации;
- информационное обеспечение ОСЧС и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС);
- всестороннее обеспечение деятельности ОКЧС;
- организация связи с объектами (видеоконференций).
На отраслевом уровне СКЦ решает следующие задачи:
- круглосуточный системный мониторинг условий функционирования предприятий (организаций) отрасли и электронных СМИ, оперативное реагирования на возникновение нештатных или чрезвычайных ситуаций;
- информационно-аналитическая поддержка принятия решений руководством Госкорпорации «Росатом» по управлению организациями отрасли, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- координация работ по совершенствованию системы противоаварийного реагирования в рамках ОСЧС/РСЧС;
- информационное сопровождение и эксплуатация системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
- выполнение функций центрального диспетчерского пункта Госкорпорации «Росатом» в рамках системы контроля безопасного транспортирования ядерных материалов и специальных грузов;
- взаимодействие экспертных групп ОКЧС (ЭГ ОКЧС) с центрами технической поддержки Госкорпорации «Росатом» и ФОИВ в режиме подготовки и проведения тренировок и учений;
- формирование централизованных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним предприятий и организаций отрасли, обеспечение руководства отрасли и руководителей предприятий и организаций видео, телефонной и документальной связью при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- автоматизация системы управления отрасли;
- создание и эксплуатация информационно-коммуникационной системы ядерной и радиационной безопасности.
Для выполнения этих задач в СКЦ создана и функционирует в круглосуточном режиме служба мониторинга и оперативного реагирования, которая оснащена соответствующими программно-техническими комплексами и системами сбора и отображения данных, автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, программами приема и представления донесений дежурных служб предприятий, информационно-справочными системами разного уровня, системами управления доступом и охранной сигнализации, различными экспертными программами и т.д.
Кроме этого в СКЦ имеются необходимые оперативные помещения, ситуационный зал, залы коллегиальных мероприятий и заседаний экспертов, оснащенные современными специализированными информационно-коммуникационными и программно-техническими комплексами и системами, средствами связи, средствами визуализации и представления информации для организации эффективной работы ОКЧС и ЭГ ОКЧС.
На базе Центра создано профессиональное аварийно-спасательное формирование (АСС), которое является частью системы АСС Госкорпорации «Росатом».
Основные режимы функционирования СКЦ
В зависимости от текущей обстановки на отраслевых объектах и в районах их расположения устанавливаются следующие режимы функционирования СКЦ: при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации – режим повседневной деятельности; при угрозе возникновения, возникновении и ликвидации инцидента – режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности организуется дежурство оперативно- дежурной смены (ОДС), осуществляющей:
- инструментальный мониторинг радиационной и экологической обстановки на объектах и прилегающей территории;
- контроль безопасности при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- получение информационных сводок о текущей работе предприятий отрасли;
- прием и анализ донесений с предприятий отрасли о чрезвычайной ситуации;
- анализ обстановки и выдачу обобщенной информации руководству отрасли.
В случае возникновения на объектах отрасли чрезвычайных ситуаций осуществляется аварийное оповещение и сбор персонала СКЦ, членов ОКЧС и ЭГ ОКЧС, усиление ОДС, при необходимости привлекаются специалисты и эксперты других подразделений СКЦ и Госкорпорации «Росатом».
В задачи усиленной ОДС входит прием и регистрация оперативных сообщений о ситуации, оценка обстановки, организация оповещения в отраслевой, государственной и международной системах реагирования, а также информационное обеспечение и поддержка принятия решений по ликвидации последствий аварии. ОДС СКЦ взаимодействует с аналогичными отраслевыми и федеральными службами, а также с ЦИАС МАГАТЭ.
Подвижный комплекс управления
Вывести отраслевую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на еще более высокий уровень эффективности и готовности к реагированию станет возможным благодаря созданию подвижного комплекса управления (ПКУ), работа над которым находится в завершающей стадии.
ПКУ должен обеспечить деятельность ОКЧС по оказанию всесторонней помощи органам управления организаций Госкорпорации «Росатом», координации взаимодействия сил и средств аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий.
Он предназначен для доставки оперативной группы, ее размещения и создания необходимых условий деятельности в районе аварии.
Современные программно-технические комплексы и средства связи, которыми оснащен ПКУ, позволяют эффективно решать многоплановые оперативные задачи по обеспечению противоаварийного реагирования не только на стационарных ядерно и радиационно опасных объектах, но и, что особенно важно, при перевозках ядерно-опасных грузов, даже в районах, имеющих неразвитую инфраструктуру.
ПКУ создан на базе транспортных средств, прошедших серьезную модернизацию и конструктивную доработку и позволяющих разместить радиометрическое оборудование, средства мобильной и спутниковой связи и информационно-коммуникационных решений, а также базовые системы жизнеобеспечения.
Только после такой модернизации серийных автомобилей стало возможным обеспечить заданные параметры ПКУ, такие как быстрое перемещение и оперативное развертывание, модульность и многофункциональность, длительная устойчивая работа в автономном режиме, возможность радиационного мониторинга и организация связи в любых условиях, как в движении, так и на стоянках, а также достаточно комфортные условия работы персонала.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации и принятия решения о формировании и выдвижении оперативной группы, уже в течение нескольких часов ПКУ готов следовать в район чрезвычайной ситуации.
По пути следования производится уточнение радиационной обстановки, разведка подъездных путей и рекогносцировка на местности. Во время движения осуществляется непрерывная связь с СКЦ и между всеми автомобилями подвижного комплекса. Эксперты и члены оперативной группы, находясь в пути, своевременно получают всю необходимую информацию по оперативной обстановке в районе аварии.
На основании полученных данных производится выбор безопасного места для развертывания базового лагеря ПКУ. В развернутом состоянии ПКУ представляет собой полностью автономное формирование с собственной системой жизнеобеспечения, которая дает возможность обеспечивать деятельность группы до 30 человек в полевых условиях, в течение продолжительного времени.
Ядром подвижного комплекса управления является командно-штабной модуль, который оснащен единым комплексом информационно-технических систем и средств управления, позволяющими организовать рабочие места руководителей, членов и экспертов оперативной группы ОКЧС, представителей взаимодействующих министерств, ведомств, аварийно-спасательных формирований и местных органов исполнительной власти. Кроме того, модуль поддерживает информационное взаимодействие экспертов ПКУ с СКЦ и удаленными центрами технической поддержки, сбор необходимой информации и представление ее руководству Госкорпорации «Росатом». Все функциональные возможности программно-технического комплекса доступны также и в других модулях ПКУ, которые интегрированы в единую информационную систему.
Программно-технический комплекс ПКУ, размещенный в модуле экспертов, обеспечивает информационно-аналитическую поддержку членов оперативной группы и проведение оперативного мониторинга радиационной обстановки.
Для уточнения радиационной обстановки в районе аварии создана быстро разворачиваемая автоматизированная система контроля. В ее состав входят автономные переносные посты, предназначенные для радиационного мониторинга местности и центральный пост в модуле экспертов, на который поступают результаты этого мониторинга.
Наличие в составе ПКУ модуля радиационной разведки, оснащенного современными мобильными радиометрическими системами обнаружения полей ионизирующего излучения, а также освоение технологий дистанционного поиска локализации и идентификации скрытых радиоактивных источников, позволяет значительно расширить функциональные возможности аварийных и поисковых операций, направленных на восстановление контроля этих источников.
Для создания более полной картины обстановки в зоне чрезвычайной ситуации в составе ПКУ предусмотрен репортажный модуль, который позволяет проводить видеотрансляцию с места чрезвычайной ситуации, подготовку репортажей и информационных материалов для формирования пресс-релизов и официальных сообщений в СМИ.
Телекоммуникационная система ПКУ является одной из составляющей частей информационно-коммуникационной системы Госкорпорации «Росатом», которая обеспечивает единую защищенную среду обмена информацией с СКЦ, всеми предприятиями отрасли, министерствами и ведомствами, участвующими в ликвидации последствий аварии, предоставляя возможность осуществлять непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне аварии и в ходе проведения работ по ее ликвидации. Создание ПКУ позволило повысить эффективность информационно-аналитической поддержки органов управления отраслевой и государственной систем реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях и обеспечило оперативное реагирование на возможные аварии и инциденты.
***
Осмысление событий на АЭС «Фукусима-1» обязывают коллектив ФГУП «СКЦ Росатома» не останавливаться на достигнутом уровне и обратить первостепенное внимание на вопросы оповещения и реагирования, особенно в начальный период кризисной ситуации, а также на вопросы организации управления ликвидацией аварии.
Перспективами развития СКЦ являются переоснащение его новейшими высокотехнологичными комплексами, системами и средствами связи, позволяющими оперативно и эффективно решать все основные задачи Госкорпорации «Росатом» по обеспечению безопасности объектов, осуществлять информационное взаимодействие с органами государственной власти, ФОИВ, МАГАТЭ и общественностью в рамках отраслевой, государственной и международной систем реагирования.