Чтобы понять масштаб проблемы и произошедшие огромные изменения в вопросе утилизации снятых с эксплуатации атомных подводных лодок надо понять сложность и историю этого вопроса. Кроме технической стороны этой непростой проблемы необходимо было обеспечить экологическую и радиационную безопасность, т.е. состояние защищенности людей, природной среды и жизненно важных интересов граждан, общества, государства от вредных воздействий при проведении работ.
В начале 90-х годов весь комплекс вопросов, связанных с утилизацией АПЛ, стал открыто обсуждаться во властных структурах. Так уже в 1993 г. более широкая проблема с радиоактивными отходами была под пристальным вниманием Межведомственной комиссии Совета Безопасности по экологической безопасности. В ноябре 1993 г. на заседании МВК рассматривался вопрос "Обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами". МВК поддержала создание Правительственной комиссии по комплексному решению проблемы РАО (постановление от 11.11.93 г. N 1026).
В январе 1995 г. на заседании МВК рассматривался вопрос " Об обеспечении экологической безопасности при захоронении радиоактивных отходов (РАО) и при обращении с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 121 создана МВК по радиационному мониторингу окружающей среды.
Наконец, в феврале 1997 г. МВК рассмотрела вопрос «Об обеспечении экологической безопасности в Архангельской и Мурманской областях в связи с проблемами утилизации атомных подводных лодок».
В официальной записке рабочей группы говорилось: «Вопрос экологической безопасности возник в связи с проблемами накоплением радиоактивных отходов, ростом расходов на содержание утилизируемых объектов… Несмотря на настойчивое и активное использование имеющегося арсенала средств…экологическая ситуация не меняется, даже не стабилизируется, а обостряется… Становится очевидным необходимость принятия срочных решений для стабилизации обстановки и перелома тенденции на улучшение экологической ситуации в Северо-Западном регионе России». В приведенном детальном анализе указывался масштаб проблемы, в частности, было отмечено:
- необходимо утилизировать около 200 ректоров ВМФ (суммарной активностью около 2 млрд. Ки);
- форсировать вывоз на ПО"Маяк" отработанного топлива атомного флота;
- низкие темпы утилизации (4 ПЛА в год) приводят к значительным финансовым затратам на техническое обслуживание, обеспечение плавучести и взрыво-пожаро-безопасности, ядерной и радиационной безопасности, выведенных в отстой, но не утилизированных АПЛ. Содержание такой лодки обходится 4 млрд в год (в ценах 1995 г.)
Утилизация АПЛ производится в связи с выработкой установленных сроков, когда затраты на содержание не отвечают военным качествам корабля и в соответствии с международными обязательствами России. К 2000 году по этим обязательствам необходимо вывести более 100 ПЛА. В настоящее время выведено 88 АПЛ, на которых 126 реакторов. Эти лодки размешены в пунктах базирования флота и на СРЗ , вблизи населенных пунктов. Основным требованием безопасности при утилизации АПЛ является выгрузка отработавшего ядерного топлива из реактора, по имеющемся данным с топливом удаляется 99% радиоактивности, но оно не выполняется. В настоящее время только на 26 АПЛ топливо выгружено. Это привело к стремительному накоплению АПЛ подлежащих утилизации. Уже к концу 1997 года в отстое в ожидании утилизации находилось 124 АПЛ, из них 105 АПЛ содержались на плаву с невыгруженными активными зонами. Из-за физического износа более 30 снятых с эксплуатации АПЛ с ядерным топливом на борту потеряли герметичность цистерн главного балласта и угрожали затоплением с риском возникновения крупных радиационных и ядерных аварий, затрагивающих обширные регионы страны и большие группы населения.
Было также отмечено, что «на Кольском полуострове скопилось больше миллиона Ки ТРО и более 7000 куб.м ЖРО. В хранилищах гражданского и военного флотов находится более 100 (21000 ОТВС) активных зон ОЯТ, которые необходимо отправить на переработку и около 700 шт. дефектных ОТВС неподлежащих переработке, а требующих их изоляции от окружающей природной среды.
Более 100 активных зон находится в реакторах атомных подводных лодок, подлежащих утилизации и находящихся на плаву в местах близко расположенных к населенным пунктам.
Площадки временного хранения ТРО на СФ и хранилища ОТВС не отвечают требованиям нормативных документов по радиационной безопасности.
Хранилища СФ для всех категорий РАО и ОТВС заполнены на 100%. На СФ нет ни одного действующего комплекса по переработке РАО. Необходимость снятия с эксплуатации как гражданских так и военных ЯЭУ влечет за собой образование еще большего количества РАО различной активности в ближайшее время.
При современных темпах вывоза, только на вывоз уже накопленного ОЯТ (100 активных зон) потребуется около 10 лет.
В сложившейся ситуации, если не будет увеличено количество эшелонов хранилища ОЯТ на Кольском полуострове разгружены не будут до 2030 года, что может привести к дальнейшему накоплению ОЯТ, чрезвычайному осложнению экологической обстановки и дополнительным большим финансовым расходам.
Не менее важной проблемой является проблема утилизации дефектного отработавшего ядерного топлива, которое ПО "Маяк" не принимает на переработку. Это 642 ОТВС с активностью 750 тысяч Кюри, хранящихся на ПТБ "Лепсе" ОАО "ММП".
Для реализации программы работ по комплексной утилизации АПЛ, выводимых из состава ВМФ принято постановление Правительства N 644-47 от 31.08.92 г. Ни одна из этих работ не выполнена и практически не начата».
В 1995 г. Президент Российской Федерации издал Указ от 28.07.95 г. N 767с. " О дополнительных мерах по обеспечению работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ" , но из-за недостаточного финансирования решение вопроса остановилось на прежнем уровне.
Правительством Российской Федерации в 1996 г. принимается постановление от 25.03.96 г. N 344-24 "О мерах по обеспечению комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей, выведенных из состава ВМФ и судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации", но и после этого постановления из-за недостаточного финансирования перелома в ситуации не произошло».
Ситуация с АПЛ, подлежащими утилизации в Северодвинске, была удручающая. Отсчет можно вести с 1972 года, когда туда была поставлена подводная лодка, именуемая в документах заказ 900, с невыгруженной активной зоной. Акватория порта была превращена в опасное хранилище отслуживших свое атомных подводных лодок ( 7 шт.) Специалисты считают, что время или авария могут привести к чрезвычайной обстановке из-за радиоактивного загрязнения. Превращение территории города Северодвинска в хранилище радиоактивных отходов происходило долгие годы.
Вот такая печальная картина была зафиксирована не так и давно в нашей новейшей истории. Если сказать образно, то «мы прошли по лезвию ножа» без инцидентов и аварий в ядерно-опасной отрасли. Перелом в решении многих из перечисленных проблем наступил, когда были разделены сферы ответственности между военно-морским флотом и Министерством по атомной энергии (правоприемник – государственная корпорация «Росатом»). Военные моряки полностью освобождались от несвойственных им обязанностей по утилизации АПЛ, проблем с ОЯТ и т.д. Постановлением правительства РФ № 518 от 28.05.1998 г., Генеральным заказчиком и координатором работ по утилизации АПЛ выведенных из боевого состава флота, определён Минатом РФ. Кстати, это постановление было подписано премьер-министром С.В.Кириенко.
Что собой представляет процесс утилизации АПЛ
Всего на территории Мурманской области было 155 выведенных из эксплуатации АПЛ (из 198 АПЛ, списанных из состава ВМФ)., После снятия с эксплуатации, включающее вывод из боевого состава и перевод в отстой, необходимо произвести выгрузку активной зоны с отработавшим ядерным топливом, загрузить РАО в специальный отсек, заполненить специальной смесью, подготовить к длительному хранению на плаву и создать площадку хранения или захоронения реакторных отсеков.
Основные работы по утилизации АПЛ выполняются на Северном флоте на судоремонтном заводе «СРЗ «Нерпа». В 2007 году СРЗ «Нерпа» был реорганизован в форме присоединения к ФГУП «Центр Судоремонта «Звёздочка» (ныне ОАО «Центр Судоремонта «Звёздочка»). В настоящее время СРЗ «Нерпа» является филиалом ОАО «ЦС «Звёздочка». Так же работы по утилизации АПЛ велись на «Полярнинском СРЗ» и заводе «Севморпуть».
На СПЗ «Нерпа» производят демонтаж оборудования, систем, материалов и их сортировку (выбраковка радиоактивных материалов, материалов ограниченного использования и неограниченного использования) подготовка к длительному хранению или захоронению реакторного отсека (РО).
Необходимо при этом детальное знание величин активности материалов и конструкций, а также полей ионизирующих излучений. После выгрузки активной зоны в реакторной установке остается порядка 100 000 Ки наведенной радиоактивности.
Основными источниками радиационной опасности на утилизируемых АПЛ являются ядерный реактор с активной зоной, наведенная активность корпуса реактора, внутрикорпусных конструкций, бак железо-водной защиты, парогенераторы, центральные насосы, трубопроводы первого контура, продукты коррозии, причем вклад их различен в зависимости от расположения по отношению к реактору.
После выгрузки ядерного топлива в реакторной установке (имеется ввиду 1 и 2 поколение), тем не менее, остается до 100 000 Ки наведенной радиоактивности в материалах оборудования и осевших на поверхностях контура теплоносителя продуктах коррозии.
Согласно проведенным исследованиям выполненные НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России можно сделать следующие выводы: «Несмотря на различие в конструкциях РУ есть основания утверждать, что основная наведенная активность сосредоточена в внутрикорпусных устройствах, корпусе реактора и ближайших к нему металлоконструкциях. Приблизительно 0,1% всей образовавшейся активности представляют разнесенные по поверхности первого контура радиоактивные продукты коррозии».
Как показывали расчеты на создание всего комплекса утилизации АПЛ требуется время и значительные материальные затраты. Очевидно, что такие затраты в конце 90-х годов только из Федерального бюджета тогда были нереальны. Еще в 1992 году в рамках договора СНВ-1 была принята Российско-американская программа совместного сокращения угрозы (СУУ), больше известная как программа Нанна-Лугара с предоставлением финансирования на ряд работ. Затем Была подписана международная программа помощи России по ядерным проблемам на северо-западе (МНЭПР) с участием Норвегии, Италии, ФРГ, Франции, Англии. Страны «Большой восьмерки» выделили на улучшение ядерной и радиационной безопасности в 2002 году 20 миллиардов долларов, а маленькая Швеция предложила свою помощь еще в середине сложных 1990-х годов В рамках всех этих програм были осуществлены большие проекты с иностранным финансированием по обеспечению экологической, ядерной и радиационной безопасности Кольского региона России: поставлено оборудования (в том числе, специализированное оборудование по разрезке корпусов АПЛ), построены площадки для разделки корпусов АПЛ. сооружен комплекс по переработке низко-радиоактивных отходов (ЖРО и ТРО), утилилизированы пять стратегических АПЛ типа Мурена, построена современная база выгрузки ОЯТ из реакторов лодок, проводится комплекс работ в Гремихе и губе Андреева и т.д. Однако утилизации реакторных отсеков долгое время не решалась.
Решение проблемы хранения реакторных отсеков
Проблему реакторных отсеков (РО) атомных подводных лодок начали решать в России в 2004 году. До этого они годами хранились в бухте Сайда-Губа, прямо в воде, и естественно были подвержены как вибрации, так и коррозии.
Члены Общественного совета ГК «Росатома» прибыли в Сайда-Губу 26 июня 2013 г. Нас встретил и.о. директора Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" (филиал ФГУП «РосРАО») Вазген Амбарцумян, который сопровождал нашу делегацию по территории центра и давал профессиональные и очень эмоциональные пояснения по всей сложной технологической цепочке. В Сайда-Губе мы увидели несколько десятков реакторных блоков на плаву, доставленные сюда в разное время и ждущие своей очереди дальнейших событий. До 10 лет реакторные отсеки можно хранить на плаву. РО поступают сюда в составе трех отсеков (реакторный отсек и два смежных с ним) и одноотсечных блоков от разных проектов АПЛ. Среди тех, что пока ждут своей очереди и атомное сердце легендарного "Курска".
Для подъема РО из воды сооружены специальные причалы, на которые надо поднять огромный и по габаритам и по массе (до 1600 тонн) с ювелирной точностью, ровно поставить на причал и затем транспортировать на площадку, которая ограждена специальной бетонной стенкой с биологической защитой.
Далее каждый РО по очереди транспортируется уникальной машиной в цех на очистку от ржавчины и покраску многотонной конструкции, на что уходит около месяца. Отсеки, обработанные антикоррозионным двухслойным покрытием, устанавливают на площадку, покрытой бетонными плитами метровой толщины.
Проектная мощность 1-ой и 2-ой очередей хранилища на открытом воздухе составляет 175 блоков с размещением до 70 лет, то есть на весь период потенциальной опасности реакторных отсеков. Основные «наведенные» радиоизотопы, которые присутствуют в корпусе РО (Cs-137, Sr-90, Co-60) должны за это время за счет естественного полураспада практически исчезнут. Металл, из которого сделаны РО, станет абсолютно безопасным и эту высоколегированную сталь можно будет использовать для других целей.
Проектная мощность 2-ой очереди обеспечит долговременное хранение РО блоков и от будущих операций с действующими сейчас АПЛ. Надо заметить, что по действующему закону «Об обращении с РАО» эти РО не будут передаваться национальному оператору. Управляющей компанией останется ГНЦ «Курчатовский институт», а оператором специализированного пункта долговременного хранения в Сайда-Губе на долгие годы останется Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО".
В радиационной безопасности этой площадки, безопасности конструкций, предназначенных для длительного хранения реакторных блоков АПЛ. мы могли убедиться сами. У всех работников на площадке были дозиметры, как накопительные, так и регистрирующие гамма-фон. Мы убедились, что в нескольких метрах от блоков РО радиационный фон находится в норме. В административном здании центра расположена современная лаборатория, которая в постоянном режиме ведет радиационный анализ воздуха, воды, почвы, водорслей из залива. Вся результаты передаются в систему АСКРО, а значит и в Москву, а текущие данные по всей площадке в непрерывном режиме передаются на лабораторный монитор.
Центр имеет свою независимую подачу электроэнергии, которая осуществляется подстанцией с двумя дизель-генераторами (5 МВт и 4 МВт). В системе жизнеобеспечения есть своя система теплоснабжения, система очистки воды.
По данным на 2010 год в результате утилизации подводных лодок образовалось 150 тысяч тонн радиоактивных конструкционных материалов и на порядок больше других металлов, подлежащих разделке. Строительство в Сайда-Губе продолжается. Сейчас здесь возводится Центр кондиционирования, рассчитанный на переработку и хранение 100 тысяч кубометров твердых РАО. В случае необходимости объем хранилища можно будет увеличить. Жидких РАО на этой площадке не образуется.
Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс работ Центра финансируется немецкой стороной в размере 600 млн. евро. Немецкая сторона проектирует вместе с нашими специалистами весь комплекс этого пункта хранения, поставляет часть оборудования, ведет консультации и проверки работ. Два-три раза в месяц немецкие инженеры приезжают на площадку для работы в центре. Наши специалисты, как говорится, «на месте», осуществляют комплекс своих изобретений, что вызывает уважение у немецкой стороны. Рабочий персонал центра составляет 80 человек, отобранных из квалифицированных работников «СРЗ «Нерпа» и офицеров, служивших в подводном флоте. Мы отметили высокий профессионализм этих людей, преданность делу и исключительную порядочность и ответственность руководства к порученному делу. Коллектив Центра СевРАО прекрасно выполнил поставленные задачи. Наиболее рискованные и сложные проблемы уже решены. В Сайда Губе будет самый современный завод по утилизации реакторных блоков АПЛ, аналогов которого нет нигде в мире.
Выводы
При посещении Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" в Сайда-Губе наша делегация Общественного совета ГК «Росатом» получили доступ по всей территории центра и ответы на все интересующие нас вопросы. Мы убедились в безопасности работы центра и высоком профессионализме работников предприятия,
Наша делегация уверена, что в ближайшем будущем в Мурманской области будет окончательно налажена новая система утилизации отслуживших атомных подводных лодок, полностью решена проблема перевода реакторных отсеков утилизированных АПЛ в безопасное состояние, что в целом улучшит радиоэкологическую обстановку в Северо-Западном регионе. Проделанная за последние годы работа является большим шагом в направлении реализации программы ядерной, радиационной и экологической безопасности, важной частью которой является решение накопленных проблем с советским ядерным наследием.
На сегодняшний день на Северо-Западе нет выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, которые находятся в базах ВМФ. Все они или утилизированы, или находятся в стадии утилизации. С тех лодок, которые остались, было выгружено отработанное ядерное топливо, и сейчас они не несут никакой радиационной опасности для окружающей среды.
Из ближайших задач в этом регионе почти год ждет утилизации судно-хранилище отработавшего ядерного топлива «Лепсе», которое стоит у причала судоремонтного завода «Нерпа». Затягивается вопрос обеспечения финансирования, освобождения места для утилизации и создания соответствующей инфраструктуры.
При общей тенденции улучшения обстановки в Мурманской области и в северных морях в ближайшие годы потенциально-опасные объекты никуда не исчезнут. Много еще предстоит сделать в рамках стратегического мастер-плана по выводу из эксплуатации и реабилитации береговых баз атомных подлодок, который был разработан российскими специалистами в сотрудничестве с американскими и английскими коллегами.
Необходимо «зачистить» все территории бывших и существующих технических баз Военно-морского флота от ОЯТ и РАО. Существует термин «коричневая лужайка», по территории которой можно безопасно ходить, а в дальнейшем сделать ее пригодной для другого использования. Такими должны стать берега Баренцева моря к 2025 году, а создаваемая инфраструктура позволит избежать повторного захламления и цивилизованной утилизации снимаемых в будущем с эксплуатации АПЛ.
Далее атомщиков и моряков ждет Арктика, где на дне Северного Ледовитого океана покоятся отсеки подводных лодок, контейнеры с радиоактивными веществами и сами АПЛ, затопленные до начала 70-х годов прошлого века. Для гарантии благоприятного экологического состояния Баренцева и Карского морей в ближайшее время необходимо решить вопрос о подъеме для последующей утилизации двух атомных подводных лодок - К-27 и Б-159.