До 2015 года «Росэнергоатом» планирует построить семь плавучих атомных теплоэлектростанций суммарной стоимостью более 70 млрд руб. для Крайнего Севера. Затраты оправданы в том случае, если Россия всерьез намерена усилить свое присутствие в Арктическом регионе, что, в свою очередь, невозможно без обустройства российского побережья Северных морей, а это потребует многомиллиардных инвестиций.
«Балтийский завод» (БЗ) в Петербурге на минувшей неделе, 30 июня, спустил на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», который станет основным элементом первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) мощностью 70 МВт (два реактора «КЛТ-40С» ледокольного типа по 35 МВт каждый). Заказчик, «Росэнергоатом», планирует ввести в эксплуатацию ПАТЭС в 2011 году. Место ее базирования не определено, но скорее всего речь идет о городах Певек (Чукотка) или Вилючинск (Камчатка). Еще шесть таких объектов планируется построить к 2015 году и разместить в тех районах страны, где отсутствуют топливно-энергетические ресурсы или их доставка сопряжена с большими трудностями (Крайний Север, Дальний Восток). По официальным данным, полная стоимость стоящейся ПАТЭС составит около 10 млрд руб., но, скорее всего, она обойдется дороже. По анонимным оценкам специалистов, участвующих в проекте, ПАТЭС будет стоить не менее 17 млрд руб.
Благо для тяжелой промышленности
Очевидно, что для Балтийского завода, Ижорских заводов, «Силовых машин» (последние две фирмы изготавливают основное энергетическое оборудование для ПАТЭС) и многих других поставщиков комплектующих и материалов несокращаемые даже в условиях секвестра государственного бюджета инвестиции «Росатома» в атомную энергетику — благо. Они обеспечили предприятиям дополнительные финансовые ресурсы и загрузку мощностей, невзирая на кризис и сужение рынков.
Идея сооружения ПАТЭС не является новой — в России она с той или иной степенью активности продвигается достаточно давно. Само строительство станции с технической точки зрения также не представляет сложностей: в стране за полвека построено около 500 корабельных ЯЭУ, и сегодня они достаточно надежны и безопасны, хотя и требуют железной дисциплины и исполнительности при эксплуатации. Как объяснял ранее глава Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, ПАТЭС — это атомная станция малой и средней мощности (70-300 МВт), которая монтируется на барже. Баржа подходит к пирсу, швартуется, на берег перебрасывается кабель — пошла электроэнергия, перебрасывается паропровод — пошло тепло.
Круг расширился
Изначально планировалось, что ПАТЭС станут обеспечивать жизнедеятельность небольших энергоизолированных поселков, не подключенных к единой энергосистеме. Такие, например, как Тикси, Усть-Куйга, Юрюнг-Хая, имеющие хорошие перспективы для развития, так как рядом находятся богатые месторождения золота и других полезных ископаемых, места возможного развития рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих предприятий. Для этих поселков нужны небольшие ПАТЭС (18 МВт), однако в итоге без видимой причины решено было единичную мощность станций увеличить, соответственно вырос объем госфинансирования.
Впрочем, к таким плавучим станциям уже проявлен интерес со стороны бизнеса. «Газпром» высказывал заинтересованность в использовании ПАТЭС для энергообеспечения проектов по добыче газа в северных широтах и на Ямале.
Будущее нанизано на Севморпуть
Однако желание властей России плотно обосноваться в Арктике нереализуемо без радикального увеличения грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП). «Потенциально, возрождение судоходства по СМП могли бы оказать катализирующее воздействие на развитие системы северных портов и поселков, — говорит председатель совета директоров ООО «Дорн» Андрей Карпов. — Однако в перспективе 10-15 лет маловероятно развитие СМП, что бы об этом не говорили и каких бы «планов громадье» не строили. Максимум — это реанимация и выход на объемы перевозок конца 1980-х годов в объеме 6-7 млн тонн».
Грузопоток по СМП с 2005 года медленно возрастает и достиг порядка 3 млн тонн ежегодно, при уровне безубыточной его эксплуатации порядка 11 млн тонн. В основном это перевозки ГМК «Норильский никель», осуществляемые собственным флотом без привлечения атомных ледоколов.
Что касается социального сектора, то его состояние ярко обрисовал директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский: «Сейчас картина проживания в некоторых районах севера, совершенно удручающая: умирающие города (Диксон, Тикси), пятиэтажные дома брошены, стекла выбиты, людей мало и занимаются они тем, что выживают. Может, я рисую мрачную картину, но так оно и есть».
Сильный финансовый толчок в развитии инфраструктуры высокоширотных морских трасс дадут разработка ресурсов Крайнего Севера РФ и привлечение на них иностранных перевозчиков. По оценке ООН, потенциальны транзит иностранных грузов по СМП составляют в 7-8 млн тонн. Однако западные пароходства СМП не жалуют, так как сроки навигации коротки, организация ледокольной проводки запутанная и дорогостоящая, служба спасения не налажена. Если Россия не реализует транзитный потенциал СМП (как это, например, сегодня происходит с «Транссибом»), то серьезную конкуренцию ему в будущем составит Северо-Западный проход вдоль побережья Канады. И тогда зарабатывать на трансарктических перевозках начнут канадцы.
Однако одних плавучих станций для развития Северных территорий и добычи на шельфе недостаточно. Требуется комплексное решение вопросы усиления присутствия России в Арктике. Тогда и ПАТЭС пригодятся. Впрочем, если этого не случится, станции всего ржаветь без дела не будут, поскольку уже есть иностранные заказчики из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых нет собственных технологий атомной энергетики. И им интересны российские мобильные станции, тем более, что никто в мире больше не предлагает ничего подобного. По словам заместителя управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Дениса Демина, пока что ни одна из стран, обладающих развитыми технологиями атомной энергетики, не пошла по пути создания плавучих АЭС. «На Западе большее внимание в настоящее время уделяется миниатюризации устройств выработки энергии на основе атомных технологий, которая должна позволить достичь главной характеристики ПАТЭС — мобильности — более универсальным путем», — говорит он.
В России, где согласно принятой Энергетической стратегии РФ до 2030 года, доля производства электроэнергии на АЭС в общем объеме производства должна вырасти с 15,7% в 2008 году до 19,8% в 2030 году, строительство ПАТЭС заложено в стратегию развития атомной отрасли. «После анализа различных вариантов энергоснабжения удаленных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока было выбрано именно строительство плавучих АЭС», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Уравнение со многими неизвестными
Главное достоинство ПАТЭС — мобильность, она может подойти к потребителям максимально близко (ее осадка составляет всего 1,5 м), а сооружение необходимой инфраструктуры для передачи энергии на берег (трансформаторные установки, насосный комплекс и пр.) окажется в разы дешевле, чем строить альтернативные электростанции на природных энергоносителях. Однако выигрыш становится не столь очевидным, если учесть, что удельные капитальные затраты на строительство 1 МВт атомной генерации существенно выше по сравнению с широко используемыми в условиях Севера дизельными электростанциями (ДЭС) на мазуте, газовыми или угольными станциями.
Другими словами просто замена выработавших ресурс ДЭС на современные позволяет значительно увеличить эффективность выработки энергии. Однако в этом случае сохранится необходимость завоза топлива и грузов в северные регионы РФ, на что ежегодно тратится более 3 млрд руб. Использование же атомных станций малой мощности упрощает эту задачу.
Важное преимущество АЭС состоит также в том, что себестоимость производства 1 кВт•ч на них существенно ниже, чем на газовых или угольных ТЭЦ. Поэтому, к примеру, по ожиданиям чиновников Архангельской области, плавучие станции позволит устранить монополию на поставку тепла и электроэнергии «Архэнерго», что само по себе дает повод для снижения их тарифов. Однако, не ясно в какую «копеечку» выльется обустройство мест базирования станций и их содержание в вахтовом режиме в условиях Севера, ведь подобного опыта в мире пока нет. Как неофициально говорят корабелы, построить станцию – только начало, еще предстоят дополнительные траты на модернизацию инфраструктуры северных портов и архитектуры электрических и тепловых сетей поселков. Принимая во внимание все вышесказанное, эксперты затрудняются просчитать экономическую целесообразность работы ПАТЭС, хотя в Росэнергоатоме уверяют, что срок окупаемости станций не превысит 10-12 лет.
Еще одно препятствие в реализации проекта ПАТЭС — деградация отечественного судостроения. Сегодня для судпрома лимитирующий фактор состоит не в отсутствии заказов (как некоторое время назад), а в трудностях с их надлежащим исполнением из-за устаревшего оборудования, опережающего роста себестоимости, нарушения преемственности поколений, архаичного управления. Эти опасения не беспочвенны, если вспомнить, что пилотную ПАТЭС изначально заложили на ПО «Севмаш» в 2007 году, но потом заказ передали Балтзаводу, так как северодвинцы испытали серьезные трудности с ее изготовлением из-за отсутствия квалифицированных кадров. В свое время бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский, предупреждал, что завод также может столкнуться с проблемой деквалификации кадров: последний атомный ледокол «50 лет Победы» завод достраивал 15 лет, за это время многие специалисты ушли.
Виктор Цукер