Пройдёт месяц, и Болгария сможет назвать европейских инвесторов, готовых вкладывать средства в АЭС "Белене". Тогда же россияне и болгары придут к окончательному соглашению по стоимости станции. По крайней мере, так обещает премьер-министр балканской республики Бойко Борисов.
Сколько денег потребуется заплатить инвестору? Эксперты согласны с тем, что сегодня подсчитать это нереально, потому что неизвестно, на какой основе вести подсчёты.
Эскалация цены
В деле об АЭС "Белене" присутствует только один ясный фактор. Это предварительный контракт с "Атомстройэкспортом" для реализации проекта стоимостью 3,997 миллиарда евро под ключ. Срок его действия истёк 30 сентября. Национальная электрическая компания (НЭК) Болгарии обратилась к своим акционерам с просьбой дать разрешение на продление контракта.
В реальности, вопрос о непродлении контракта не стоит. У россиян есть мощные юридические рычаги, в том числе, основания для подачи исков против Болгарии, и предварительный контракт в конечном итоге будет продлён - возможно, специальным приложением к исходному тексту.
По параметрам будущего основного контракта, который регламентирует проектирование и изготовление оборудования, а также строительство и ввод в эксплуатацию двух блоков, ведутся упорные переговоры. Один из камней преткновения - индексация суммы контракта с учётом инфляции.
Бойко Борисов предложил отказаться от индексации и перейти вместо этого к фиксированной цене проекта. По его мнению, таковой должна быть сумма до 7 миллиардов евро. Правда, министр энергетики Болгарии Трайчо Трайков полагает, что стоимость станции будет дороже - 8 или 9 миллиардов евро.
Борисов тут же внёс дополнительную сумятицу в представления общественности о том, сколько может стоить станция: "Я хотел бы урезать эти 7 миллиардов на, по крайней мере, 700-800 миллионов евро".
Если не фиксировать цену и использовать механизм эскалации цены, то многое будет зависеть от закладываемых в расчётные модели индексов инфляции. Можно выбрать индексы для Болгарии, в этом случае исходные 4 миллиарда евро, фигурировавшие в тендерном предложении "Атомстройэкспорта", вырастут за время строительства на 32%.
Россияне предлагали выбрать индекс инфляции, характеризующий российскую экономику, но это было решительно отвергнуто болгарами. Теперь всем участникам проекта предстоит договориться - какой из различных индексов "Евростата" должен быть взят для строительства АЭС "Белене"?
Самое интересное, что идея Борисова о фиксированной цене станции была бы вполне на руку россиянам. Дело в том, что трудно чётко определить, что входит в фиксированную цену, и каким образом она считается. Только АСЭ будет знать, что скрывается за названной ценой. В этих условиях, россияне могут назвать любую сумму, от которой впоследствии, если необходимо, могут пойти на уступки в ходе переговоров.
Дай миллиард, мой мальчик
Если вопрос об общей стоимости проекта - всё-таки вопрос на перспективу, то проблема срочных платежей за уже выполненную работу стоит перед болгарами как никогда остро.
Бойко Борисов объяснил её сущность в простых и доходчивых выражениях: "Вы помните, что мы подписали договор? Так вот, наступил сентябрь месяц, и настала пора платить за первый из реакторов… Это действующий контракт. Если я его разорву, то завтра они (русские) придут ко мне и скажут: "Вот вам ваши готовые реакторы, платить надо, мой мальчик. Давай сюда миллиард и забирай свои реакторы. Держи их где хочешь".
Сколько нужно заплатить прямо сейчас? Министр финансов Симеон Данков говорит о 280 миллионах евро, при этом уточняет, что платить не собирается. Денег нет.
Но в болгарской прессе фигурируют другие цифры со ссылками на осведомлённых источников. Если верить им, то НЭК и АСЭ договорились отложить выплаты по старым долгам за оборудование, составляющим 70 миллионов евро. К ним постепенно добавляются новые счета, но в любом случае они никак не тянут на почти 300 миллионов.
Станет ли Болгария покупать электроэнергию у Турции?
Станет ли Болгария покупать электроэнергию у Турции? Борисов уверен - станет, если ничего не делать. "Если мы не сделаем что-нибудь, то Турция построит четыре блока, и нам придётся покупать электричество у них. Ведь в 2020 году от нас тогда потребуется остановить последние наши атомные блоки".
Лицензии на эксплуатацию козлодуйских тысячников истекают к 2020 году. План мероприятий по продлению срока службы блоков подготовлен. Но и в этом случае многое увязано с судьбой Белене.
Болгарский премьер правильно просчитывает ситуацию: "Если мы построим два блока на Белене, то потом сможем продлить блоки на Козлодуе. Ведь только россияне имеют право обосновывать безопасность работы наших реакторов при продлении сроков эксплуатации".
Если всё выйдет так, как описывает Борисов, то у Болгарии будет четыре блока-тысячника, столько же, сколько и у Турции. Но для этого придётся поработать. Например, для продления сроков службы блоков №№5-6 АЭС "Козлодуй" нужно выполнить программу по их дополнительной модернизации и заручиться одобрением регуляторов.