До сих пор радиоактивные отходы воспринимаются как неизбежные издержки ядерной промышленности. Однако в недалёком будущем они могут и должны стать для атомщиков выгодным бизнесом.
Сегодня интенсивное развитие отрасли невозможно без системного решения вопросов, связанных с ядерным наследием. Откладывать его нельзя. Программа развития отрасли в части ядерной и радиационной безопасности предусматривает создание к 2015 году трёх различных систем: по обращению с РАО, по обращению с ОЯТ и по выводу из эксплуатации РАО. В основе каждой из них будет своя правовая база. Приоритет отдан закону об обращении с РАО, разработка которого началась в 2008 году. В январе прошлого года Государственная Дума одобрила его проект в первом чтении. Ещё год продолжались жаркие дебаты с привлечением различных экспертов — от экономистов до экологов. Что и понятно: подобный документ у нас в стране появляется впервые, да и сама тема радиоактивных отходов всегда приковывала к себе особое общественное внимание.
Тем не менее, в итоге разногласия удалось преодолеть. Сегодня можно утверждать, что в 2011 году федеральный закон об обращении с РАО будет принят. Самое время оценить, что он в итоге изменит в работе предприятий Росатома.
ТАКОЕ НАСЛЕДСТВО ДЕТЕЙ НЕ ОБРАДУЕТ
Спрашивается, зачем вдруг понадобилось создавать единую государственную систему по обращению с РАО? Дело в том, что с момента основания отрасли и на протяжении десятилетий переработке и захоронению отходов не уделялось достаточного внимания. К тому же этим занимались разные ведомства — Росатом, Росстрой и даже Росморречфлот, то есть ответственность была размыта, общей концепции не существовало. В итоге скопилось 550 млн. т отходов. Формирование единой государственной системы как раз и должно помочь разобраться со всем этим хозяйством.
К слову, не только Россия столкнулась с такой проблемой. Сегодня в разных странах мира на государственном уровне сложилось два подхода в отношении РАО. Кто-то предпочитает перенести решение вопроса на 50–100 лет, руководствуясь соображениями, что в будущем появятся прогрессивные методы, которые позволят без особого труда и больших затрат ликвидировать запасы РАО. По этому пути идут Италия, Великобритания, Нидерланды и др. Однако некоторые государства не хотят перекладывать свои проблемы на плечи потомков и уже сегодня принимают меры по развитию соответствующих технологий, инфраструктуры и законодательства. Тут в качестве примера можно привести Швецию, Финляндию, Германию и Россию.
ЗАПЛАТИЛ И ЗАБЫЛ
Новый федеральный закон радикально изменит национальную систему обращения с отходами. Принцип первый: предприятия обязаны прекратить накапливать РАО. Да, есть большое ядерное наследие советского и постсоветского времени, с ним придётся разбираться отдельно. Но добавлять к этой горе очередные тонны строго запрещается. Наглядное сравнение: в 2010 году переработано только около 15% РАО, полученных в процессе производства. Так вот закон предусматривает, что с 2015 года абсолютно все вновь образующиеся отходы будут окончательно изолироваться.
Надо уточнить, что это касается не только атомной отрасли. У армии, флота, МЧС, медицинских, научных и других учреждений тоже есть радиоактивные отходы. Все они будут передаваться назначенному государством национальному оператору. Возможно, им станет компания «РосРАО», которая формируется из системы предприятий «Радон». А эта структура уже сама займётся захоронением отходов по экологически безопасным технологиям. Кроме того, в стране будет определено несколько мест для централизованного захоронения.
Это принципиально новый подход, потому что ранее вопрос с РАО наши предприятия решали автономно, организуя хранилища на своих производственных площадках. А представители других отраслей сдавали радиоактивные отходы подразделениям группы «Радон», которая до недавнего времени к госкорпорации «Росатом» не относилась. И надо признать: при отсутствии жёсткого централизованного контроля и соответствующего закона что-то могло оказаться и на обычной свалке. Теперь это исключено.
Принцип второй: заплатил и забыл. Предприятие не просто передаст национальному оператору РАО, но и заплатит за их окончательную изоляцию. Сколько? Точного ответа пока нет. Правительство в рамках закона определит специальный федеральный орган, который будет рассчитывать тарифы. Рос¬атом от этой функции отказался, поскольку иначе возникла бы почва для конфликта интересов и обвинений в злоупотреблении монопольным положением.
Тем не менее, эксперты примерно подсчитали финансовую нагрузку, которая может лечь на предприятия. За передачу национальному оператору НАО (низкоактивных отходов) придётся заплатить около 100 тыс. рублей за кубометр, за САО (среднеактивные) — 160 тыс. Ну а ВАО (высокоактивные) обойдутся уже в миллион рублей за каждый кубометр. Эта статья включается в затраты, что, в свою очередь, станет хорошим стимулом для рационального обращения с сырьём и будет способствовать снижению объёмов наработки радиоактивных отходов. По некоторым оценкам, при наличии только этой финансовой мотивации ежегодное образование РАО к 2015 году сократится более чем на 20%.
Принцип третий: лимиты хранения. РАО попадают к национальному оператору не сразу, а после подготовки согласно нормативам — так называемым критериям приемлемости. Причём откладывать эти мероприятия не допускается. По каждой конкретной организации будет установлен индивидуальный срок, дольше которого держать РАО у себя нельзя.
И ещё одно новшество — упрощённое обращение с ОНАО (очень низкорадиоактивные отходы) и «хвостами» добычи и переработки. До недавних пор у нас в стране вообще не было такого понятия, но после вступления в силу закона классификация РАО будет расширена.
Все эти действия соответствуют зарубежной практике и рекомендациям МАГАТЭ. Россия просто снижает уровень консерватизма в области ядерной радиационной безопасности до пределов, принятых в мировой атомной отрасли. Естественно, операции с очень низкорадиоактивными отходами гораздо проще и дешевле.
ТРИ СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАО
Итак, после вступления закона в силу предстоит существенно изменить действующие технологические схемы обращения с РАО. Новый алгоритм будет такой: отходы образовались, тут же были переработаны, упакованы, переданы национальному оператору и оплачены. На этом этапе для предприятия вопрос закрыт.
Таким образом будут действовать порядка 90% организаций Росатома, в том числе АЭС, некоторые обогатительные комбинаты, Атомфлот, большинство отраслевых институтов, ядерные центры, а также обнинский ФЭИ, Курчатовский институт, ПО «Севмаш», «Звёздочка» и проч.
Но предусмотрены и другие модели, учитывающие особенности конкретных производств. Отдельным предприятиям разрешат продолжать захоранивать РАО у себя. Потому что эти площадки отвечают всем требованиям и нормативам и могут использоваться ещё долго. Но они всё же обязаны будут делать отчисления, необходимые для последующего закрытия их пунктов захоронения.
В законе по обращению с РАО прописана и третья стратегия, которая касается ПО «Маяк», Кирово Чепецкого химического комбината (всего около 1% предприятий отрасли). Данное исключение из общих правил объясняется тем, что здесь сосредоточена большая часть ядерного наследия советского Атомного проекта. Целенаправленная работа по сокращению этих запасов требует индивидуального подхода.
Разделение ответственности
Новый закон чётко определяет источники финансирования. Решается этот вопрос по принципу разделения ответственности. Сопровождение накопившихся за десятилетия РАО будет оплачиваться из государственного бюджета. А вот что касается вновь образующихся, то средства на их переработку и захоронение обеспечат сами предприятия ядерного цикла.
Будут установлены системы отчислений в специальные резервные фонды, прежде всего по высокоактивным остеклованным РАО. Эти деньги сделают переработку и изоляцию эффективной. Причём за право доступа к ресурсам фонда придётся бороться на тендерах, и победит тот, кто предложит лучшую технологию обращения с отходами. И последнее: отходы из-за границы ввозиться в Россию не будут. Это принципиальная позиция руководства отрасли.