С 15 мая приостановлена работа Армянской АЭС. На планово-предупредительный ремонт второго блока с полной выгрузкой активной зоны отведен 141 день. Впереди ключевая операция — отжиг корпуса реактора. После него станет ясно, сколько еще можно эксплуатировать установку.
Первый заместитель гендиректора ААЭК, эксплуатирующей организации станции, директор Армянской АЭС Мовсес Варданян хорошо помнит землетрясение 1988 года:
«В тот момент я работал на блоке. Несколько секунд мы думали, что из-за какой-то ошибки произошел гидроудар, так как качался деаэратор, стучали трубопроводы. Оказалось, началось землетрясение. Но серьезных проблем у нас не было, станция выдержала. Все ТЭС остановились, у них в открытых распределительных устройствах произошли короткие замыкания, только АЭС оставалась в энергосистеме».
После землетрясения станция сохранила работоспособность, но Совет министров Армянской ССР принял решение остановить ее с учетом сейсмической обстановки. В итоге АЭС не работала шесть лет, электроэнергию производили в основном ТЭС — но лишь 10–15 % от необходимого объема. Решение о перезапуске было принято в 1993 году, после острейшего энергетического кризиса в стране. Первый блок не подлежал восстановлению, так как в корпусах парогенераторов были сделаны вырезы — брали образцы металла для исследований. А второй с помощью российских специалистов удалось перезапустить в кратчайшие сроки — в 1995 году.
Совместно с МАГАТЭ была разработана концепция повышения сейсмостойкости станции.
«Вместе с ОКБ «Гидропресс» и нижегородским «Атомэнергопроектом» мы трансформировали концепцию в большую программу, — пояснил Мовсес Варданян. — Все новое оборудование на блоке сейсмостойкое. Также проведены работы по усилению зданий, сооружений и т. д. Изначально по нашему проекту станция должна была выдержать землетрясение с ускорением 0,2 g, сейчас этот норматив достиг 0,35 g. На следующем этапе он составит 0,42 g. Кроме того, мы планируем закупить мобильную технику, необходимую для обеспечения безопасности на случай запроектных аварий».
В 2014 году руководство страны приняло решение о проведении масштабной модернизации второго блока. С 2015‑го организацией работ в рамках контракта занимается «Русатом Сервис», входящий в электроэнергетический дивизион «Росатома». Как сообщил заместитель министра территориального управления и инфраструктур Армении Акоб Варданян, на модернизацию уже потратили более 200 млн долларов.
«В этом году нам предстоит модернизировать систему аварийного охлаждения активной зоны реактора, отремонтировать бассейн выдержки ядерного топлива, провести вихретоковый контроль трубчатки парогенераторов и т. д. Главная задача — отжиг корпуса реактора. После выполнения всех работ Государственный комитет по регулированию ядерной безопасности Армении проведет инспекцию на станции и примет решение о выдаче лицензии на дополнительный срок эксплуатации до 2026 года», — рассказал гендиректор ААЭК Эдуард Мартиросян.
Что дальше
«Росатом» за относительно короткий срок — пять лет — выполнил большой объем работ по закупкам, поставкам, демонтажу, монтажу, пусконаладке основного оборудования. «Было много рисков, что процесс затянется, что станция не будет работать, но она эффективно функционирует. На сегодняшний день АЭС, как источник базовой генерации, вырабатывает самую доступную в Армении электроэнергию, так как себестоимость электричества с АЭС значительно ниже стоимости электроэнергии, произведенной на тепловых электростанциях, — говорит Евгений Сальков, гендиректор «Русатом Сервиса», генерального подрядчика работ по модернизации и продлению срока эксплуатации Армянской АЭС. — Главная сложность, с которой мы столкнулись, — необходимость выполнить большой объем работ в крайне сжатые сроки, а именно четко в период планово-предупредительного ремонта. Но этот проект показывает, что нет ничего невозможного. К примеру, чтобы доставить крупногабаритное оборудование на площадку, при содействии РЖД и дочернего предприятия в Армении были оперативно отремонтированы ж/д пути. А станция восстановила внутренние ж/д пути, так что мы все необходимое смогли довозить к месту монтажа».
После окончания срока эксплуатации атомного энергоблока Армении потребуется новый блок. Уже обсуждается, каким он может быть.
«Будет создана совместная группа, где российская сторона расскажет о своих возможностях и референтных энергоблоках», — сообщил Евгений Сальков.
Доля атомной энергетики в энергобалансе страны — 35–40 %. Сейчас ведется подготовка концепции повторного продления срока эксплуатации Армянской АЭС на следующие 10 лет — до 2036 года.
«14 января правительство страны приняло стратегическую программу развития энергетического комплекса до 2040 года, согласно которой мы остаемся атомной страной. Предстоит повторное продление срока эксплуатации Армянской АЭС. После окончания срока эксплуатации нынешнего энергоблока у нас должен появиться сопоставимый по мощности новый блок. Начиная с 2026–2027 годов мы планируем вырабатывать на АЭС 3 млрд кВт⋅ч электроэнергии в год», — резюмирует Акоб Варданян.
«Русатом Сервис» также заключил контракт на оказание консалтинговых услуг по техподдержке эксплуатации и ремонтов на Армянской АЭС, обсуждается долгосрочный контракт на поставку запасных частей для оборудования, важного для безопасности. Изучаются возможности сотрудничества и в других отраслях энергетики.
«Например, строительство солнечных или гидроэлектростанций, — поясняет Евгений Сальков. — В первом случае мы можем быть партнерами и соинвесторами с армянской организацией. На данном этапе мы договорились, что рассчитаем модель сооружения солнечной электростанции при Армянской АЭС. У атомной станции есть достаточно большая санитарно-защитная зона, где можно построить солнечные батареи, которые будут давать станции электроэнергию для собственных нужд, в частности, в тот период, когда АЭС остановлена. В случае малой гидроэнергетики мы хотим выстроить в рамках «Росатома» полноценную цепочку: от проектирования до производства оборудования».
Еще одно интересное для Армении направление — оборудование ветровых и солнечных электростанций литий-ионными накопителями. В период пониженного спроса на электроэнергию они накапливают ее, а в часы пик выдают. Сейчас при повышении потребления приходится задействовать энергию тепловых станций, а она довольно дорогая. Совместные проекты с «Росатомом» в этом направлении также возможны: промышленным производством литий-ионных накопителей занимается отраслевой интегратор по системам накопления энергии РЭНЕРА (входит в ТВЭЛ).
Также обсуждается создание совместного предприятия в сфере технического обслуживания и ремонта. Штатные специалисты Армянской АЭС смогут работать на объектах «Росатома» в России и за рубежом.