В России, к сожалению, отсутствует целостная система обращения с отходами.Нет ни объектов, предназначенных для окончательной (бессрочной) изоляции РАО, ни всеобъемлющей структуры, осуществляющей изоляцию отходов, ни соответствующего финансового механизма. Наиболее существенный фактор – отсутствие системообразующего звена и, как следствие – рассредоточение ответственности. За принятие и реализацию ключевых решений не отвечает ни один государственный институт.
В большинстве промышленно развитых стран (например, во Франции, Германии, Великобритании и т.д.) обращение с радиоактивными отходами на стадии окончательной изоляции – отдельная отрасль, обособленный институт в системе государственного управления. Основная задача организаций по управлению РАО – окончательная изоляция отходов и определение соответствующих требований к поставщикам РАО. При этом такие структуры отделены от производителей отходов, тем самым снимается проблема ответственности поставщиков РАО на весь период эксплуатации хранилища в течение сотен лет, особенно в случае ликвидации поставщиков. Образование отходов, их переработка, кондиционирование и временное хранение не входит в сферу ответственности организации по управлению РАО. На этих стадиях отходы находятся в собственности и под ответственностью поставщиков. На стадии же окончательной изоляции РАО переходят в ведение правительств и организаций по управлению отходами.
Учитывая успешный опыт зарубежных стран, на начальном этапе создания в России государственной системы управления РАО необходимо сформировать представление о ее структуре. Представляется целесообразным определить Росатом в качестве компетентного государственного органа, который осуществлял бы координацию деятельности всех ведомств и организаций, занимающихся обращением с радиоактивными отходами. В ядерной отрасли должна быть сформирована структура, обеспечивающая сбор, кондиционирование и временное хранение РАО, эксплуатацию временных хранилищ, а также вывод объектов из эксплуатации и реабилитацию территорий, загрязненных в результате предыдущей деятельности предприятий атомной промышленности.
Кроме того, необходимо создать федеральную специализированную структуру для управления РАО на стадии окончательной изоляции, которая была бы отделена от поставщиков отходов и обеспечивала эксплуатацию региональных и федеральных хранилищ (могильников) РАО, предназначенных для окончательной изоляции отходов. Ведомственные временные хранилища должны передаваться в ведение такой структуры после придания им статуса хранилищ для окончательной изоляции РАО. На первом этапе своей деятельности эта организация может решать задачу окончательной изоляции отходов народного хозяйства и АЭС.
Рашет Шарафутдинов, ФГУ "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" Роспотребназора
Под системой обычно понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство. В России сегодня существует множество элементов системы – предприятий и организаций, которые решают текущие проблемы обращения с радиоактивными отходами в рамках стоящих перед ними задач. Но связи между ними и целостное единство отсутствуют.
Ввиду широкой номенклатуры отходов и большого объема ранее накопленных РАО, особенно при реализации оборонных программ, создание государственной системы обращения с радиоактивными отходами в России является сложнейшей народнохозяйственной задачей, требующей наличия соответствующей правовой основы.
В ноябре 2005 года Российская Федерация ратифицировала Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В мае 2006 года на совещании МАГАТЭ был представлен национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции. Было отмечено, что в 2007 году планируется разработать проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».
Таким образом, разработка этого закона является первостепенным и определяющим шагом на пути создания государственной системы обращения с радиоактивными отходами. Закон должен, прежде всего, установить правовые основы эффективного экономического механизма функционирования такой системы с учетом зарубежной практики и проводимого в настоящее время реформирования атомной промышленности.
Олег Фролов, Главный инженер ФГУП "Звездочка"
В настоящее время существует ведомственная система учета РАО, осуществляемая ведомственными информационно-аналитическими центрами. Они направляют данные по ядерно- и радиационно-опасным объектам (ЯРОО) в Росатом, выполняющий сводный учет радиоактивных отходов по всей России. От государственной системы учета РАО необходимо перейти к государственной системе управления.
Управление должно включать:
- наличие компетентного технического заключения по каждому ЯРОО о возможности и необходимости переработки РАО в местах образования на имеющихся стационарных комплексах;
- информацию о возможности использования на конкретных объектах мобильных, модульных установок по переработке жидких и твердых отходов;
- утвержденную транспортную схему перемещения РАО по каждому ЯРОО с момента образования отходов до их захоронения;
- материальное обеспечение транспортной схемы (спецавтотранспорт, спецтанкеры, суда-контейнеровозы, мобильные модульные установки, стационарные комплексы, контейнеры для ТРО, емкости под ЖРО);
- обеспечение финансирования работ по переработке РАО, ранее накопленных во временных хранилищах предприятия, из государственного бюджета;
- определение оптимального варианта захоронения РАО по регионам, организация региональных могильников различного типа (шахты, штольни, приповерхностные и т.д.) с указанием сроков их ввода в эксплуатацию;
- закрепление каждого ЯРОО за региональным могильником с отражением в транспортной схеме.
Леонид Суханов, ФГУП ВНИИ "Неорганических материалов им. А.А. Бочвара"
Cегодня управление РАО фактически децентрализовано. Вопросы обращения с РАО курируют несколько управлений Росатома, а также подразделения концерна «Росэнергоатом». Они координируют свои действия, но все же сосредоточение деятельности в рамках одного ведомства более эффективно.
Главные обстоятельства, тормозящие решение проблемы, на мой взгляд, носят организационный характер. Во-первых, у руководства Росатома отсутствует воля радикально изменить функции и распределение ответственности между ведомствами и предприятиями, не дожидаясь принятия соответствующих законодательных или правительственных актов. Эту позицию можно понять: речь идет об очень сложной, уникальной задаче. Вовторых, нет высокопоставленного руководителя или научного лидера, который бы персонально взялся за решение проблемы реформирования. Все, пригодные для такой роли, до настоящего времени активно участвовали в подготовке документов, но не заявляли публично о намерении взяться за создание новой системы.
В ближайшее время предполагается реформирование Росатома. Возможно, в агентстве будет сформировано специальное управление по проблеме ОЯТ и РАО, которое займется, в числе прочего, подготовкой к преобразованию системы обращения с отходами. Однако первым шагом должно стать создание в Росатоме специализированной организации, ответственной за подготовку документов и мероприятий, необходимых для создания государственной системы. Целесообразно, чтобы работу этой структуры курировал один из заместителей руководителя агентства – это придаст ей должный статус и облегчит взаимодействие с другими ведомствами. В рамках такой организации можно будет оперативно подготовить необходимые методические, распорядительные и прочие документы. А главное – отработать механизм функционирования государственного органа по обращению с РАО.
В качестве материальной и научно-технической базы новой структуры имеет смысл использовать ресурсы крупного НИИ, специализирующегося в области обращения с ОЯТ и РАО. Такая организация может стать основой для создания управляющей компании по обращению с отходами, аналогичной Enressa (Испания), SKB (Швеция) и др.
Александр Никитин, Председатель правления Экологического правозащитного центра "Беллона"
Для создания в России единой системы управления радиоактивными отходами, в первую очередь, необходима политическая воля.
Кроме того, нужно, наконец, принять федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами». Он должен регламентировать всю деятельность в этой области. В том числе – определить организацию, которая непосредственно будет отвечать за обращение с отходами. Для этого можно организовать управляющую компания, но с условием, что она будет независима от предприятий, эксплуатирующих атомные станции и другие ядерно- и радиационно-опасные объекты. Такая система успешно действует в передовых западных странах, например, в Швеции.
России следует перенять и западный опыт связей с общественностью. Уже сегодня, согласно российскому законодательству, граждане должны иметь возможность получать полную информацию по всем факторам, которые могут оказать влияние на их здоровье. А также о том, как расходуются средства налогоплательщиков: например, знать, сколько стоит хранение и захоронение РАО, какую реальную выгоду получит страна от ввоза зарубежного ОЯТ на свою территорию и т.д. Значит, общественность должна контролировать деятельность по обращению с РАО – через местные выборные органы, парламент страны.
Население должно участвовать и в принятии значимых для него решений. К примеру, в законе следует указать на необходимость одобрения местными жителями строительство могильника отходов или предприятия, использующего радиоактивные материалы. И чтобы получить согласие, надо аргументировать, например, с экономической точки зрения, необходимость таких работ в этом регионе. И доказать людям, что их благополучию ничто не угрожает.