На ближайшие годы запланировано ускоренное развитие российской атомной энергетики. Начиная с 2011 года отрасль должна ежегодно запускать по два новых энергоблока, с 2014 года — по три, с 2020 года — по четыре. Как решать проблемы обращения с РАО и ОЯТ, объемы которых резко возрастут? «Необходимы долгосрочные стратегические решения», — считает председатель подкомитета Государственной Думы РФ по атомной энергии Виктор Опекунов.
– Виктор Семенович, кто, по вашему мнению, должен отвечать за обращение с отходами в новых условиях?
– Проблемы в этой области разного уровня. В первую очередь, крупномасштабные — те, что накоплены за весь период функционирования нашей атомной промышленности, в том числе и ядерно-оружейного комплекса. Это большой объем ОЯТ и РАО, в том числе высокоактивных, хранящихся сегодня на атомных станциях, предприятиях по конверсии и обогащению урана, на комбинате «Маяк», Горно-химическом комбинате в Железногорске и других предприятиях отрасли. Решение этих задач должно взять на себя государство.
Главным инструментом осуществления государственной политики в этой области станет федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность Российской Федерации на 2008 год и на период до 2015 года», которая сегодня проходит согласование в правительстве. Это комплексная программа, предусматривающая решение всех накопленных проблем в области ядерной и радиационной безопасности, преимущественно за счет федерального бюджета. Надеюсь, в ближайшее время она будет утверждена.
Вопросы обращения с эксплуатационными РАО и ОЯТ я считаю неправомерным относить к проблемным. Это лишь часть технологического цикла производства электроэнергии или другой продукции предприятий, использующих ядерные либо радиоактивные материалы.
Планируется, что в результате реформ атомной энергетики предприятия отрасли будут объединены в корпорацию Атомпром. Она должна взять ответ-ственность за обращение с РАО и ОЯТ, образующимися в результате текущей деятельности ее подразделений, а также за вывод из эксплуатации ядерных установок, а значит, проводить такие работы своими силами или оплачивать соответствующие услуги сторонних организаций. Необходимо «провести водораздел» между накопленными проблемами и текущими задачами по обращению РАО и ОЯТ, и принципиально это должен решить федеральный закон об обращении с радиоактивными отходами, проект которого разрабатывается правительством РФ. По крайней мере, дальнейший рост числа накопленных проблем, то есть увеличение нагрузки на государственный бюджет, в результате деятельности Атомпрома считаю неправомерным.
— Какие шаги в этой области надо предпринять в первую очередь?
— Необходимо выбрать концептуальный подход к обращению с образующимся РАО и ОЯТ и разработать необходимые технические решения. Если Атомпром решится на длительное хранение ОЯТ, свыше 50-100 лет, нужно начинать строительство соответству-ющих сооружений. По этому пути идут США, которые накапливают отработавшее топливо как некий энергетический потенциал для ядерных технологий.
Второй путь — использование ОЯТ для производства МОКС-топлива тепловых реакторов. Во Франции, например, на нем работают 25-27 энергоблоков из 58. При выборе этой модели нужно будет усовершенствовать конструкцию энергоблоков, а главное — построить специальные заводы по регенерации ОЯТ и производству МОКС-топлива.
Третий путь предусматривает ускоренное создание реакторов на быстрых нейтронах. Их преимущество — использование уран-плутониевого или МОКС-топлива, в состав которого можно ввести накопленное ОЯТ тепловых энергоблоков. Более того, с помощью таких реакторов удастся реализовать идею замкнутого ядерного топливного цикла, в рамках которого отработавшее топливо проходит неограниченное число циклов регенерации.
Реальнее всего комбинация этих подходов. Важно, чтобы она была оптимальной.
При обращении с высокоактивными РАО должны использоваться технологии максимального уменьшения их объема и окончательной изоляции. Есть мировой опыт, научные разработки наших институтов — необходимо начинать действовать.
— Следует ли создавать специальную организацию по управлению РАО и ОЯТ?
— Да. В структуре отрасли необходимо организо-вать единый промышленно-технологический ком-плекс, который бы решал все вопросы обращения c РАО и ОЯТ, включая окончательную изоляцию отходов. Войдет ли он в состав корпорации или будет действовать как федеральное государственное унитарное предприятие — на этот вопрос еще предстоит найти ответ. Так или иначе, нужно определить структуру, ответственную за выбор стратегических решений и технологий обращения с РАО и ОЯТ, модернизацию, строительство и научно-техническое развитие комплекса. Нам нужен технологический прорыв в этой области, чтобы догнать передовые страны.
— А какой из вариантов — государственное или корпоративное управление — предпочтительнее?
— С организационной точки зрения, существует несколько вариантов создания такого комплекса.
Мне представляется разумным объединить предприятия по обращению с РАО и ОЯТ в отдельный холдинг в составе Атомпрома. Корпорация будет способна обеспечить их быстрое и эффективное развитие, поскольку создается как комплекс, включающий научные, проектные, строительно-монтажные организации, машино- и приборостроительные заводы.
Находясь в ведении Атомпрома, этот холдинг должен будет решать вопросы, возникающие в процессе эксплуатации АЭС и других объектов отрасли. И одновременно заниматься переработкой накопленных отходов — в рамках государственного заказа, за счет средств федерального бюджета.
Мировой опыт показывает эффективность объединения в рамках одной компании всех предприятий, связанных с ядерным топливным циклом, — и добывающих уран, и производящих свежее топливо, и занимающихся регенерацией ОЯТ и обращением с РАО. Такая организация успешно действует во Франции. Думаю, при создании Атомпрома целесообразно использовать этот опыт.
Если же структуры, занимающиеся обращением с РАО и ОЯТ, останутся государственными, то, наоборот, за соответствующую плату будут представлять свои услуги Атомпрому. Но мы видим, что работа ФГУПов неэффективна. И, что еще более важно, в этом случае произойдет разрыв единого технологического цикла, со всеми вытекающими последствиями.
Есть еще один вариант — создание акционерной компании по обращению c РАО и ОЯТ на базе предприятий отрасли, специализирующихся в этой области. Эта организация также должна формироваться как комплексная структура со значительными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Надо внимательно рассмотреть все варианты, изучить подходы развитых стран к обращению с РАО и ОЯТ. Важно, чтобы специализированная компания работала на коммерческой основе: тогда она сможет самостоятельно обеспечить развитие всех своих предприятий на основе самых передовых технологий. Но самое главное — не допустить, чтобы при выборе организационной модели корпоративный интерес возобладал над общегосударственным.
— Многие считают, что в результате реформ атомная энергетика выйдет из-под контроля государства. Вы этого не боитесь?
— Мы уже давно не живем в обществе, где исключительно государство управляет экономикой. Часть предприятий отрасли, например, корпорация ТВЭЛ, Техснабэкспорт, предприятия по производству топлива, машиностроительные заводы, давно акционированы. Более того, у государства нет контрольного пакета акций некоторых важных предприятиях. Эту разобщенность необходимо преодолеть, но не путем «административного захвата», а экономическими методами.
Внося в уставный капитал Атомпрома крупные активы, государство закрепляет в своей собственности сто процентов акций корпорации. Перечень предприятий, входящих в ее состав, определяется указом президента России. Эти и другие условия создания и функционирования Атомпрома, установленные федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии», гарантируют обеспечение ядерной и радиационной безопасности России и необходимый контроль атомной отрасли со стороны государства.