Альберт Васильев, "Международный центр по экологической безопасности Минатома России"
Финансировать работы по реабилитации радиоактивных загрязнений, доставшихся нам от первого этапа «гонки вооружений», конечно, должно государство. С какой стати этот груз перекладывается на плечи нынешних руководителей и коллективов «оборонных» предприятий?! Нужна самостоятельная государственная структура, назовем ее условно «РосРАО», получающая средства из бюджета (необходимые затраты должны планироваться при его составлении), которая и будет финансировать реабилитационные работы. Кстати, подобным образом поступили англичане — создали специальное национальное агентство, занимающееся выводом из эксплуатации и реабилитацией ядерных объектов.
Приоритеты в данном случае следует определять по степени экологической опасности, то есть путем оценки рисков.
Однако помимо исторического ядерного наследия, есть и современные отходы, которые образуются от использования радиоактивных источников или ядерных реакторов. Вот за это должны платить эксплуатирующие их организации. В стоимость своих услуг им надо включать будущие затраты на утилизацию источников ионизирующего излучения, обращение с облученным топливом и радиоактивными отходами, снятие с эксплуатации объекта, возможную реабилитацию территорий, загрязненных радионуклидами в результате деятельности, и т.д. Причем эти средства должны поступать в «РосРАО», чьи подразделения и будут заниматься реабилитацией территорий или утилизацией РАО.
А вот очищать города, теперь уже неизвестно кем загрязненные в 40—60 годы, тоже должно государство. В Голландии, например, для решения всех проблем, связанных с ОЯТ и РАО, создано Национальное агентство по обращению с радиоактивными отходами (COVRA), которое за умеренную плату принимает и «бесхозные» РАО. Многие наши специалисты считают, что такую организацию надо создавать при Росатоме. Но, я думаю, что данная независимая структура должна действовать при правительстве. И Росатом, наравне с Минобороны, медицинскими учреждениями и промышленными предприятиями, будут передавать ей ОЯТ и РАО.
Эрнест Петров, ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова
По идее, раз наше государство доверило решение проблемы ликвидации радиоактивных загрязнений исключительно Росатому, именно через это ведомство и должно осуществляться финансирование. Но любой проект по реабилитации Росатом должен согласовать с заинтересованным субъектом Федерации, причем по всем правилам, включая предоставление данных экологической экспертизы и координирование работ с общественностью. Такой порядок определен законом «Об использовании атомной энергии».
Валентин Иванов, академик РАЕН, Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи
В России, действительно, более 70% радиоактивно загрязненных территорий — наследие советских оборонных программ. По логике и по закону, финансировать реабилитацию таких территорий должно государство. Оно от этого, с одной стороны, и не отказывается. Но, с другой, последние 15 лет практически ничего не делается! Ведь речь идет, как минимум, о десятках миллиардов долларов. Таких денег в бюджете нет, и в ближайшее время на них не стоит рассчитывать. Просто ждать, что государство начнет заниматься реабилитационными программами, на мой взгляд, несерьезно.
Надо параллельно создавать специализированный фонд, из которого будут финансироваться все работы по обращению с РАО и ОЯТ, включая реабилитационные программы. И как можно быстрее! Такие, как правило, неправительственные фонды существуют во многих странах. Отчисления в них поступают от коммерческого использования источников ионизирующего излучения и ядерной энергии — в первую очередь, от ее продажи. Средства в фондах копятся годами и не могут быть использованы ни на какие другие цели! Кроме того, необходима специализированная структура — государственный или с частичным привлечением частного капитала полностью независимый от «генераторов» РАО холдинг, который будет заниматься исключительно обращением с радиоактивными отходами и ОЯТ. Работа холдинга должна финансироваться из того самого специализированного фонда. Кстати, накопленных денег хватило бы и на поддержку программ по реабилитации городских территорий, которые выполняют наши спецкомбинаты системы «Радон». Сами «Радоны» целесообразнее передать под юрисдикцию Росатома, а затем объединить и ввести в состав холдинга.
Виктор Волков, директор РНЦ "Курчатовский институт" по энергетике и эксплуатации, директор-координатор проета "Реабилитация"
Главным источником финансирования работ по реабилитации должен быть федеральный бюджет. Поскольку большинство загрязнений образовалось в период «гонки вооружений», когда вся промышленность была в ведении государства, — оно и несет ответственность. Это не противоречит мировому опыту. В США и Великобритании большой процент реабилитационных работ оплачивает государство. В нашей стране тоже существует федеральная программа «Ядерная и радиационная безопасность России», которая предусматривает очистку загрязненных территорий. Сейчас документ согласовывается с Минэкономразвития. Кроме бюджетных ассигнований, для решения этой проблемы государство может использовать средства от коммерческой деятельности, например, от обращения с импортным ОЯТ. По закону власть обязана вложить часть этих денег в реабилитацию российских территорий. Не исключен и третий источник — деньги частных инвесторов. На законодательном уровне никаких препятствий для этого нет. К примеру, застройщик может оплатить реабилитацию площадки, которая потом будет использована для возведения объекта. Кстати, сегодня в Санкт-Петербурге уже вводится такая практика. На одной из площадок города нормативы по радиационной безопасности не позволяют вести строительство, но, если застройщик уберет загрязнение, — муниципальные власти дадут разрешение.
Однако инвестор, который таким образом берет на себя часть проблем государства или муниципального образования, должен пользоваться определенными льготами (например, налоговыми). И это необходимо отразить в наших законах.
Юрий Рогожин, Центр радиационно-химической безопасности
Выделять средства на реабилитацию радиационных загрязнений — задача государства. Поскольку тут не просматривается прямой экономической выгоды, я не вижу возможности привлечь к решению проблемы наш частный капитал. Зато можно «подтянуть» иностранные инвестиции. Соответствующие проекты уже есть в Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке России. Как правило, они проводятся под лозунгом ликвидации последствий «холодной войны». С нами достаточно активно сотрудничают Норвегия, Швеция, Англия, Франция и Япония. Но, безусловно, у иностранных инвесторов есть свой интерес — таким образом они стремятся обезопасить общие с нами акватории и отрабатывают у нас технологии решения радиационно-экологических проблем.