Потенциальная опасность ядерных материалов (ЯМ), влияние их наличия, количества и системы обращения на внутреннюю и международную безопасность, экономическое и политическое положение государства обусловливают создание действенных национальных систем учета и контроля ЯМ. Об организации и функционировании российской системы наш корреспондент беседует с директором Департамента ядерных материалов госкорпорации «Росатом» Виктором Пителем.
– Как создавалась существующая система учета и контроля ядерных материалов?
– В СССР учет и контроль ядерных материалов базировался на требованиях сохранения государственной тайны, режима секретности и учета специальных изделий. В начале 70-х годов в стране появилась полномасштабная атомная энергетика, и в этих условиях обеспечивать строжайшую секретность стало дорого и не оправдано. А после перестройки эта отрасль постепенно стала выходить на мировой рынок. Таким образом, в начале 90-х годов возникла необходимость создания такой системы учета и контроля ядерных материалов, которая базировалась бы на принципах, признанных мировым сообществом.
В 1995 году вышел федеральный закон «Об использовании атомной энергии», который впервые установил основные законодательные принципы учета и контроля ядерных материалов. В нем, в частности, было определено, что ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на государственном и ведомственном уровне, а также на предприятиях. Этот закон заложил основы системы государственного учета и контроля (СГУК) ядерных материалов в Российской Федерации в новых социально-политических и экономических условиях.
Концепция системы (1996 год) определила основные понятия и задачи СГУК ЯМ, ее принципы и структуру, основные контуры нормативно-правовой базы в этой области, а также перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю. В Правилах организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, вышедших в 1998 году, определены порядок организации системы и функции органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергией в области учета и контроля ядерных материалов.
В 2000 году вышло Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, где были установлены принципы и порядок предоставления отчетности на федеральном и ведомственном уровне, а также схема взаимодействия всех организаций, задействованных в СГУК ЯМ.
После принятия ряда технических документов федерального и ведомственного уровня (федеральных норм и правил, инструкций и рекомендаций) в начале этого столетия система государственного учета и контроля в принципе была создана.
Согласно закону «Об использовании атомной энергии» 1995 года все ядерные материалы (в том числе и обедненный уран) являлись федеральной собственностью. Поэтому учет и контроль таких материалов был направлен на обеспечение необходимых условий для эффективного государственного управления ими. Другими задачами системы были обеспечение сохранности и физической защиты, своевременного выявления и предотвращения потерь, хищений и незаконного оборота ядерных материалов, необходимых условий для применения гарантий МАГАТЭ, контроля соблюдения международных обязательств России по нераспространению ядерного оружия.
– Как осуществляются учет и контроль?
– Система государственного учета и контроля ядерных материалов полностью соответствует принципам МАГАТЭ. Ее основные принципы (категоризация, методики расчетов, периодичность инвентаризаций и т.д.) формулируются в федеральных нормах и правилах.
Учет и контроль – комплекс мероприятий, включающий нормативно-правовое, приборно-методическое и метрологическое обеспечение, подготовку персонала, информационную систему, а также методы и средства проверки ее работы. Отраслевые институты по всем этим направлениям проделали очень большую работу. Создана нормативно-правовая база, предприятия оснащены необходимыми методиками, приборами, стандартными образцами. Разработана и внедряется методика проверки состояния учета и контроля на предприятиях.
Для подготовки квалифицированных кадров 10 лет назад при Физико-энергетическом институте в Обнинске с помощью США и Европейской комиссии был создан учебно-методический центр по учету и контролю ядерных материалов. На сегодняшний день в этом центре прошли обучение более 3,5 тыс. специалистов из России (все работники предприятий, осуществляющие учет и контроль, сотрудники надзорных органов) и зарубежных стран, в основном государств СНГ.
Учет и контроль непосредственно осуществляются в территориально и административно специально определенных зонах (в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов) – зонах баланса материалов. В зонах баланса материалов ведется учет наличного количества ЯМ, формируются базы данных, полученных в результате проведенных измерений.
В зонах баланса материалов формируются отчеты и передаются в соответствующую службу предприятия, которая ежегодно формирует обобщенный список ядерных материалов, ежеквартально – сводные сведения об изменениях инвентарных количеств материалов и представляет эти данные в федеральную информационную систему (ФИС) учета и контроля ядерных материалов.
ФИС собирает сведения со всех российских предприятий и ежегодно составляет Государственный регистр ядерных материалов, включенный в Реестр федеральной собственности в качестве информационного ресурса.
– В каком направлении необходимо совершенствовать СГУК ЯМ?
– В первую очередь, систему, как и в конце прошлого века, необходимо привести в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями. Сегодня российские предприятия ядерного топливного цикла ведут активную коммерческую деятельность, сотрудничают с зарубежными партнерами. Появились ядерные материалы, находящиеся в собственности юридических лиц и иностранной собственности, определен перечень таких материалов. Чтобы обеспечить их учет и контроль, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов».
Главная задача текущего момента – адекватно отразить в системе учета и контроля появление новых форм собственности на ядерные материалы. В государственный регистр будет вноситься информация только о ядерных материалах, находящихся в федеральной собственности, а по остальным материалам будем вести соответствующие перечни. Система государственного учета и контроля ядерных материалов продолжит обеспечивать информационную поддержку управления государственными ядерными материалами, но информация по материалам других форм собственности будет носить уведомительный характер. ФИС останется единой информационной системой и одновременно базой данных о ядерных материалах, только в выходных данных системы будет указано, кому и на каком основании принадлежит данный ядерный материал.
Думаю, некоторые документы по этой новой системе буду введены уже в течение следующего года.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему отчетности. Сводный метод имеет существенный недостаток – в ряде случаев обобщенная информация, предоставляемая предприятием, недостаточно конкретна.
Сейчас мы близки к завершению системы «универсальной» отчетности, которая, с одной стороны, обеспечит получение подробной информации о ядерных материалах, с другой стороны – будет базироваться на реальных технических и экономических возможностях российских предприятий.
Основным организационным принципом реализации этой схемы является введение на предприятиях зон отчетности для предоставления информации в ФИС. Подобные зоны могут включать в себя одну или несколько зон баланса материалов, могут охватывать всю организацию в целом. Каждое предприятие, руководствуясь определенными правилами и рекомендациями, должно самостоятельно определить количество зон отчетности.
На сегодняшний день уже разработаны инструкции по формированию зон отчетности, созданы специальные формы отчетности по «универсальной» схеме.
– Какой вы видите роль учета и контроля в поддержании режима нераспространения ядерных материалов?
– Международный режим нераспространения, в первую очередь, подразумевает контроль государств, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия, со стороны МАГАТЭ. Получая регулярные подробные отчеты о наличии ядерных материалов в этих странах и подводя баланс, аналитики агентства могут определить, ведутся ли работы по созданию ядерного оружия.
Россия – ядерное государство, и ни для кого не секрет, что часть своих ресурсов мы направляем на поддержание «ядерного щита». Поэтому для нас более важно обеспечить сохранность ядерных материалов внутри страны, предотвратить их утерю или хищение.
Сохранность ядерных материалов достаточно эффективно обеспечивают система учета и контроля и система физической защиты. При этом необходимо научно обоснованное и сбалансированное применение мер пересчета ядерных материалов и обеспечения их сохранности.
– Не опасно ли передавать ядерные материалы в частные руки?
– Акционерное общество ничуть не хуже, чем ФГУП. Чтобы получить в собственность ядерные материалы, предприятие должно обеспечить необходимый режим обеспечения работы с ядерными материалами и физическую защиту. Более того, у ОАО физзащита, в ряде случаев, более насыщенна, чем у государственных предприятий: зачастую у них больше денег, и на них обращают самое пристальное внимание надзорные и правоохранительные органы.
Предприятие, производящее уран в соответствии с лицензией, имеет право продать его организации, также имеющей соответствующую лицензию; при этом продавец должен представить отчет о сделке.
СГУК ЯМ, системы экспортного и таможенного контроля, обеспечения госбезопасности (силовые структуры) эффективно предотвращают возможные нарушения.
В связи с этим важное значение в современных условиях приобретает задача обеспечения контроля обращения ядерных материалов. Необходимость такого контроля определена на законодательном уровне и является одной из задач учета и контроля ядерных материалов.