Согласно энергетической стратегии РФ доля «мирного атома» в общем объёме генерации к 2020 году должна возрасти с нынешних 16 до 22%. При этом важно обеспечить надёжную защиту окружающей среды.
– Андрей Всеволодович, какие задачи поставлены перед сотрудниками вашего центра?
– Для обеспечения эффективной природоохранной деятельности и экологической безопасности нашей отрасли необходима реализация научно-обоснованной, экономически и социально сбалансированной экологической политики, направленной на охрану здоровья персонала и населения, сбережение окружающей среды в регионах расположения объектов атомной энергетики и промышленности, реабилитацию загрязнённых территорий, рациональное использование природных ресурсов.
Поэтому на базе предприятия «Гидроспецгеология», относящегося к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, и было создано новое подразделение, занимающееся мониторингом состояния недр на АЭС, площадках радиохимического и горнорудного производства, а также других организаций «Росатома», связанных с использованием радиоактивных веществ и их транспортировкой.
Мы организовали систему регулярного сбора, накопления, обработки и анализа информации о воздействии техногенных процессов и отходов этих предприятий на недра, поверхностную и подземную гидросферу. На основании полученной информации даём прогнозы изменения их состояния под влиянием природных и техногенных факторов, разрабатываем рекомендации по минимизации негативного воздействия объектов отрасли на экосферу.
Единая база результатов мониторинга позволяет нам объективно оценить достоверность получаемой информации с каждого предприятия и сравнить эффективность их работы с точки зрения безопасности окружающей среды.
– В каких регионах уже развернулась подобная работа?
– Наши специалисты за два года существования центра детально обследовали 12 предприятий отрасли. Одно из них – территория бывшего Кирово-Чепецкого химического комбината (Кировская область) с хранилищем радиоактивных отходов.
Здесь мы восстановили сеть наблюдений и начали регулярное слежение за состоянием подземных вод и обработку этой информации. Сотрудники нашего центра составили предварительную математическую модель для последующего прогноза миграции загрязнённых вод на этом объекте и оценки масштабов возможной опасности.
Подобные модели послужили обоснованием для решения проблемы радиоактивных отходов предприятия «Маяк», накопленных в озере Карачай (Челябинская область). Учёные доказали возможность их экологически безопасного захоронения в могильнике непосредственно в границах этого водоёма.
– Какую организационную структуру имеет Центр мониторинга?
– В него входят несколько подразделений. Сотрудники геолого-методического отдела отвечают за сбор материалов об объектах. В информационно-аналитическом отделе занимаются обработкой этих данных, разработкой рекомендаций о расширении сети наблюдений и составлением проектов по новым объектам.
Специалисты отдела внедрения контролируют реализацию разработанных рекомендаций, а в геоинформационном отделе создают прогнозные математические модели.
Ещё одно важное направление деятельности – работа с общественностью. Мы участвуем во всех проводимых «Росатомом» форумах, конференциях, выставках, на которых рассказываем людям о реальном положении дел с экологией на различных объектах отрасли.
Так, на недавней конференции в Челябинске по вопросам влияния объектов «Маяка» на окружающую среду специалисты нашего центра доложили о конкретных результатах своих исследований, представили прогнозы воздействия хранилищ жидких радиоактивных отходов на окружающую среду, ответили на многочисленные вопросы представителей общественных организаций. В 2009 году подобная конференция по экологическим проблемам бывшего Кирово-Чепецкого химического комбината совместно с «Росатомом» и Вятским гуманитарным университетом была организована в Кирове.
Могу отметить, что такие встречи вывели обсуждение проблем экологии на новый уровень. В результате проведения конференции в Кирове местные жители увидели, что комбинат – не брошенный объект, а им очень серьёзно занимаются.
Мы показали, что уже есть наработки, позволяющие улучшить экологическую обстановку в этой зоне. Тем самым удалось снять существовавшее напряжение в городе. Люди перестали думать, что их обманывают. Теперь наша задача продолжать работу, направленную на минимизацию воздействия объектов отрасли на окружающую среду.
– А существует ли опыт организации систем мониторинга недр до начала строительства предприятий атомной энергетики?
– Подобная система экологического контроля уже прописана в нормативных документах. Работа специалистов в области мониторинга должна начинаться непосредственно на стадии геологических изысканий.
В её рамках необходимо вести всеобъемлющий мониторинг подземных и поверхностных вод, воздушной среды, экосистемы и т.д. Словом, тщательный контроль нужно наладить за всеми элементами природной среды, которые могут изменяться под влиянием работы АЭС или других объектов.
Кстати, одно из подразделений «Гидроспецгеологии» на протяжении двух последних лет работает на проектной площадке будущей Южноуральской АЭС. Там лишь прошёл период изысканий, строительство ещё не началось, но мониторинг подземных вод на этой территории наши специалисты уже проводят.
Это можно считать выходом на новый этап нашей деятельности. Ведь мы должны не только выявлять, что произошло с экологией после начала работы АЭС, а заранее составлять гидродинамические и другие прогнозные модели, чтобы заблаговременно предупреждать нежелательные воздействия «мирного атома» на окружающую станцию территорию.
Беседовал Михаил Бурлешин.