Одной из наиболее актуальных проблем ядерной и радиационной безопасности населения является предотвращение распространения радиоактивных веществ и отходов, особенно в крупных городах и промышленных центрах. О деятельности в этой области предприятия, обеспечивающего радиационную безопасность Московского региона, ГУП МосНПО «Радон», рассказывает его технический директор, первый заместитель Генерального директора Александр БАРИНОВ.
– Александр Сергеевич, насколько остро стоит проблема нераспространения в Москве радиоактивных материалов? Какие вопросы наиболее актуальны?
– В Москве функционируют более 20 ядерно- и радиационно-опасных объектов, сотни организаций используют источники ионизирующего излучения. Осваиваются новые территории под строительство жилья и социально-значимых объектов, в том числе бывшие свалки, на которые, не исключено, десятки лет назад попадали и радиоактивные вещества. Постоянного внимания требует радиационный контроль пищевых продуктов и строительных материалов. Все эти вопросы носят организационно-технический характер и успешно решаются нашим предприятием на основе контрактов и договоров с Правительством Москвы и отдельными предприятиями.
Что касается проблем вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов в Москве и Подмосковье, то в связи с большим объемом реабилитационных работ встают вопросы надлежащего финансового обеспечения такой деятельности.
– Как складываются взаимоотношения с населением в районах проведения таких работ?
– Отношение к нашей деятельности зависит от многих факторов. Как правило, возникает взаимопонимание, когда люди обладают нужной им информацией – о причине и конечной цели проводимых работ, возможных рисках при различных вариантах решения проблемы. Население всегда положительно воспринимает такие работы, как ликвидация чрезвычайных ситуаций, радиационный контроль территорий и помещений, контроль и изъятие загрязненных продуктов питания, контроль мест и материалов строительства.
Кроме того, общественное восприятие зависит от корпоративных интересов и целей сторон, участвующих в решении проблемы. Большое значение имеет позиция властных структур и средств массовой информации, правильность организации и культура проведения работ.
– Какое место в работе «Радона» занимает учет и контроль РВ и РАО? Как он организован?
– Учет и контроль всех ядерных и радиационно-опасных материалов – важный элемент обеспечения радиационной безопасности России и выполнения нашей страной межгосударственных договоров и соглашений.
Общегосударственную систему нельзя представить без решения вопросов учета и контроля на региональном и ведомственном уровне, в том числе на отдельных предприятиях.
В Москве на базе ГУП МосНПО «Радон», начиная с 90-х годов, реализована городская система учета источников ионизирующего излучения, РВ и РАО. В июле 2005 года на базе нашего предприятия был создан региональный информационно-аналитический центр, который сегодня является одним из основных элементов СГУК РВ и РАО. Его сотрудники ведут документальный учет и контроль радиоактивных веществ и РАО, находящихся в Москве, и проводят совместно с регулирующими органами проверки предприятий, использующих радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения.
Кроме того, в научно-производственном комплексе «Радона» действует специальный отдел, который занимается организацией и поддержкой системы документального и инструментального контроля и учета РВ и РАО, находящихся на предприятии.
На всех стадиях обращения с РВ и РАО (при поступлении, образовании, сортировке, переработке, кондиционировании, хранении) определяется их наличное количество и соответствие первичной документации с применением измерений по утвержденным методикам.
На предприятии проводятся инвентаризации РВ и РАО и измерения, подтверждающие радиационные и физические характеристики радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения.
Результаты всех этих работ и перемещение материалов фиксируются в документах.
Информация о наличии, состоянии, свойствах и характеристиках РВ и РАО предоставляется органам государственной власти, управления и контроля.
Кроме того, система учета и контроля включает в себя ведение баз данных, содержащих сведения о РВ и РАО в регионе, который обслуживает ГУП МосНПО «Радон».
– Как организована физическая защита объектов «Радона»?
– Поскольку ГУП МосНПО «Радон» включен в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные объекты, к физзащите предприятия предъявляются повышенные требования, и надзорные органы регулярно проверяют их выполнение.
Система физзащиты распространяется на все объекты «Радона». Она включает комплекс организационных и режимных мероприятий, инженерных барьеров на пути возможного проникновения нарушителей, технических средств обнаружения, а также вооруженную охрану (включая сотрудников МВД). Отдельные, наиболее опасные объекты окружены дополнительным периметром и имеют собственные локальные системы контроля доступа.
Система физзащиты постоянно совершенствуется.
Безопасность перевозок РАО, помимо организационных мероприятий, обеспечивается сопровождением спецтранспорта сотрудниками ГИБДД, внедрением новых транспортно-упаковочных комплектов, систем связи и т.д.
– Что, по Вашему мнению, необходимо для совершенствования обеспечения радиационной безопасности россиян? Нужны ли изменения в законодательстве?
– В первую очередь, необходимо создать единую национальную систему обращения с радиоактивными отходами.
Сейчас в Государственной Думе обсуждается проект федерального закона о РАО. Я считаю, что единую систему обращения с отходами, которая предложена в проекте этого закона, нельзя назвать целостной, обеспечивающей решение накопившихся и текущих проблем.
Ни в коем случае нельзя выводить из сферы ответственности национального оператора такую объемную категорию РАО, как отходы добывающей промышленности, а также очень низкоактивные отходы. Необходимо также более четко определить критерии вывода РАО из-под контроля.
В законопроекте есть попытки объединить в ведении одного органа функции регулятора и оператора, то есть производителя РАО и структуры, отвечающей за безопасность окончательной изоляции отходов.
Кроме того, в проекте закона есть термин «особые РАО», окончательная изоляция которых допускается на месте образования. Я не уверен, что удастся гарантировать полную безопасность такого захоронения для окружающей среды и населения, ведь часть отходов, попадающих под эту категорию, находится в городской черте. Кроме того, общепризнанные международные подходы к обращению с РАО предусматривают, что нельзя перекладывать ответственность за наши отходы на будущие поколения.
Беседу вела Елена Тер-МАРТИРОСОВА
Дата публикации: 4 квартал 2008 года.