Начнем с азов
- Александр Викторович, ПСР всё-таки имеет какие-то отличия от производственной системы Toyota или полностью её копирует?
- Производственная система Росатома на самом деле основана на производственной системе Toyota, но отличия есть. На любом из предприятий производственная система должна создаваться с учетом местной специфики, то есть просто рационализаторское предложение не возбраняется, оно должно быть обязательно! Система Кайдзен приближена к этому, но ПСР даёт возможность любому рабочему участвовать в управлении производством, в управлении своим предприятием. Каждый работник должен почувствовать, что он может воплотить все те цели и задачи, которые стоят перед предприятием, сам, на своём рабочем месте. ПСР в первую очередь направлена именно на улучшение условий труда работника, на заботу о человеке, и, как следствие, на повышение заработной платы.
- Какова, по вашему мнению, основная цель внедрения производственной системы Росатома?
- Перед предприятиями отрасли, и СХК в том числе, стоят сейчас серьёзные, амбициозные цели по выходу на уровень конкурентоспособности в сравнении с мировыми практиками. Цель очень серьезная: в 2-3 раза повысить производительность труда, площади раза в 3-4 уменьшить. НЗП (незавершённое производство), естественно, в лучшей мировой практике также раза в 3-4 меньше. Именно производственная система Росатома даёт, как инструментарий, возможность добиться этих целей, подключая мозги наших работников, о чём я уже сказал: мы даём возможность каждому работнику участвовать в управлении предприятием в достижении этих целей. Поэтому, можно сказать, что ПСР помогает предприятию стать конкурентоспособным.
ПСР – перезагрузка
- На каком этапе по созданию ПСР сегодня находится СХК?
- Я бы разбил на 3 этапа процесс развития производственной системы Росатома на вашем комбинате. Это 2010 год, когда мы организовали пилотный участок непосредственно здесь, в производстве ГФУ на сублиматном заводе СХК. С самого начала было непонятно, в первую очередь руководителям предприятия, как же мы будем применять производственную систему, основанную на TPS (Toyota Production System), в непрерывном химическом производстве. В 2010 году мы подвели некоторые итоги: увидели, что есть результат повышения производительности труда, есть результаты по внедрению TPM. Поэтому в 2011 году было открыто уже 3 проекта по вашему комбинату, которые, как я понимаю, в этом году также будут выполнены. Проведена огромная работа, и я полагаю, что поставленные цели будут достигнуты даже раньше запланированного срока.
- В чём главная цель Вашего визита на СХК?
- Цель моего визита заключается в том, чтобы всё-таки перенастроить эту систему. Мы должны развивать производственную систему не на отдельных участках. Мы должны не реализовывать какие-то проекты, не связанные с общими целями заводов, а глобально подойти от постановки целей перед комбинатом, декомпозиции этих целей до каждого участка и реализации уже общей концепции этого развития.
Повторяю, проведена большая работа. Была дана положительная оценка эффективности развития производственной системы главным специалистом нашей Дирекции Антоном Широких. Оценка достаточно высокая по сравнению с другими предприятиями. Это я ценю, но говорю, что, с учётом проделанной работы, нам надо всё-таки провести перезапуск процесса, о чём было сказано ранее.
- С вашей точки зрения, насколько успешно процесс создания и развития ПСР идёт на СХК по сравнению с другими предприятиями РСК?
- Что касается предприятий РСК, то я бы, наверное, оценил так: поделил первое и второе места между вами и Ангарским комбинатом. Там сегодня также серьёзно походят к развитию производственной системы, перед ними стоят те же задачи. На АЭХК сменился координатор процесса развития, и за то время, что он там работает, достигнуты определённые результаты.