О строительстве атомной станции, создании федерального центра атомной медицины и перспективах открытия ЗАТО Северск рассказывает вице-губернатор Томской области Сергей Точилин.
– Мы позиционируем Томскую область как кластер атомных предприятий. Здесь есть персонал необходимой квалификации – работает более 40 докторов наук, которые охватывают практически все темы ядерно-топливного цикла. У нас проходят стажировку сотрудники «Росатома». Впервые в стране мы вывели реактор из эксплуатации. Сегодня наш опыт изучают и используют в своей практике другие регионы. «Кластер» – условное название. Речь идёт о совместной работе по внедрению ядерных технологий. В этой части намечены большие планы совместно с «Росатомом» и корпорацией ТВЭЛ. Большие надежды мы возлагаем на два важных проекта – строительство атомной станции и центра ядерной медицины.
Всего в стране будет три таких центра – в Томске, Димитровграде и Обнинске. Это базовые учреждения в составе Федерального медико-биологического агентства. Планируется, что их введут в эксплуатацию до 2016 года. На создание каждого будет потрачено примерно 14 миллиардов рублей. Там будет проводиться современная диагностика. Применение изотопов позволит повысить её качество в 2–2,5 раза. Речь идёт не только об онкологических заболеваниях, но и кардиологических, сосудистых, эндокринных и других. Почти весь спектр заболеваний будет охвачен.
Томск в этом плане даже в сравнении с Димитровградом и Обнинском обладает солидными преимуществами. У нас уже сегодня налажено производство радиофармпрепаратов, которые мы продаём в другие регионы. Наш аэропорт имеет лицензию на право перевозки этих изотопов (в том числе самолётами).
Для строительства нового центра мы зарезервировали территорию в 22 гектара. Внутренняя площадь всех помещений составит 110 тысяч квадратных метров. Там будут работать свыше двух тысяч высококвалифицированных специалистов. Сейчас прорабатываем вопросы обеспечения будущих зданий энергией, водой, теплом, а также подведением к ним дорог.
Второй проект связан с атомной станцией. По планам правительства РФ её построят в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Северск, где расположено самое крупное в мире предприятие ядерно-топливного цикла. У города есть закрытая часть – это периметр с КПП, в котором проживает 130 тысяч человек, и открытая – хотя её население составляет всего 6,5 тысячи, территория в десятки раз больше. Именно там, а не за колючей проволокой, и планируется открытие атомной станции. Состоять она будет из двух блоков, которые в полной мере соответствуют современным требованиям безопасности, которые признаны МАГАТЭ. Блоки Фукусимы по сравнению с ними – вчерашний день.
Когда начнётся строительство, пока неизвестно. Срок «висит в воздухе» – правительство и «Росатом» в этом году ещё не приняли решение по началу реализации проекта. Вообще существуют рекомендации Министерства энергетики. По ним первый блок нужно будет поставить под нагрузку, то есть ввести в эксплуатацию, в 2018 году, а второй – в 2021-м. Соответственно за год до запуска необходимо закончить строительство.
Планируется ли открытие Северска?
– Этот вопрос решает правительство.
Город закрыт не потому, что там какие-то секреты. Важно обеспечить безопасность его населения, в том числе от каких-либо проявлений терроризма. А также следует решить вопросы сохранности отработанного топлива.
Пока не будет создано необходимое количество рубежей охраны, город не откроют. Вообще в стране 42 закрытых территории. Из них 10 – у «Росатома». Остальные у Минпромэнерго, «Роскосмоса», Минобороны. Самые крупные системы «Росатома» закрыты.
Рассматривается вопрос создания одной из площадок томской особой экономической зоны на территории Северска. Для чего она там нужна?
– У особой зоны две площадки: южная и северная. И ещё будет третья. Она появится недалеко от первых двух, в открытой части города. Предназначена будет в первую очередь для предприятий, у которых есть производства на закрытых территориях. По закону ЗАТО не могут привлекать дополнительные инвестиции. А в особую экономическую зону это делать можно. Потенциальных резидентов я пока назвать не могу. Возможно, там разместится ТВЭЛ.
Но большинство атомных предприятий являются государственными. Какой смысл государству для своих собственных компаний создавать льготную зону?
– В первую очередь для привлечения инвестиций на эту территорию. Чтобы не только государство вкладывало средства в эту отрасль, но и бизнес. Сейчас он неохотно инвестирует. У него мало стимулов, очень сложно работать с закрытыми территориями – пропускные режимы, ограничения по транспорту и т.д. На площадку особой экономической зоны будет свободный доступ. Она будет располагаться в нескольких километрах от Сибирского химического комбината.
Для Северска очень проблематичен вопрос рабочих мест. Люди, которые отработали на производстве, могут куда-то ещё устроиться. Там уже семь-восемь лет действует совместная с англичанами программа по трудоустройству. За это время они вложили порядка 300 миллионов рублей. Российская сторона – чуть большую сумму. На эти средства создано около 650 новых рабочих мест на территории закрытого города – это небольшие предприятия.
Для Англии это «добрая воля». Они заинтересованы в том, чтобы люди, выходящие с нашего производства, не болтались по миру, никуда не уезжали, а находили возможность реализоваться здесь.
Недавно к нам приезжала делегация англичан. Её представители делились опытом, как они решали проблему сокращения персонала после вывода производства из эксплуатации на примере города Селлафилд графства Западная Камбрия в Великобритании. Им пришлось ещё тяжелее, чем нам. Город находится очень далеко от Лондона – в на север, на берегу Ирландского моря, рядом с островом Мэн. У них рабочих мест просто не было. А сегодня за счёт совместных усилий бизнеса и власти они создали новые рабочие места – более тысячи. У них ещё около девяти тысяч таких «проблемных» рабочих мест есть. Мы обмениваемся опытом, изучаем, как они реализуют программу занятности населения, как исключают вопросы социальной напряжённости на территории. Нам есть чему поучиться.