- Александр Андрианович, АЭХК многие годы слыло закрытым предприятием. А сейчас, наоборот, по городу ходят самые разные слухи о комбинате, подогреваемые некоторыми СМИ. Так что же сейчас происходит на стенами ангарского уранового производства на самом деле?
- Это хороший вопрос. Думаю, ангарчанам лучше узнавать информацию так сказать, "из первых уст", от руководителя предприятия, а не из непонятных источников. Вот недавно появилась "утка" о том, что атомное производство, якобы, из Ангарска переводится в Новоуральск. Хочу сказать - данная информация не соответствует действительности, и подобных заявлений представителями Госкорпорации "Росатом" и Топливной компании "ТВЭЛ" не делалось.
Вероятно, имела место неверная интерпретация уже несколько лет назад озвученной информации о том, что российско-казахстанский проект "Центр обогащения урана" будет реализован не на базе ОАО "АЭХК", как это планировалось ранее, а на базе другого предприятия Топливной компании "ТВЭЛ" - ОАО "УЭХК". На работу нашего предприятия это никак не повлияет. И уж тем более, никто не собирается закрывать ОАО "АЭХК"! Будущее "АЭХК" прописано в плане развития предприятия до 2020 года. И контурно - до 2030 года.
- Каким Вы его видите, это будущее?
- Правительством Российской федерации была принята новая программа по развитию атомной отрасли. Сегодня доля энергии, получаемой на АЭС в общем энергопотреблении страны составляет лишь 16%. Согласно новой программе эта доля должна вырасти до 24%. Для того, чтобы это произошло, нужно строить новые энергоблоки, новые атомные станции. Нужны немалые деньги.
И вот тут появился "договор" между правительством РФ и корпорацией "Росатом". Средства на строительство энергоблоков планируется собирать вскладчину. Какую сумму "Росатом" положит в общий "котелок", такую же добавит и федеральный бюджет. Так что задача всей атомной отрасли, и в том числе АЭХК сейчас, стать рентабельными, научиться зарабатывать деньги. Пока "мирный атом" все еще дотационная отрасль. Но с 2015 года все предприятия должны полностью перейти на свое финансирование.
- АЭХК в том числе? Получается, предприятие до сих пор не зарабатывает?
- Могу с гордостью сказать - зарабатывает. В этом году планируется получить порядка 500 миллионов рублей чистой прибыли! Но вышли мы "в прибыль" совсем недавно. Мало кто знает, но в 2008 году кредитный портфель нашего предприятия составил 1 миллиард 900 миллионов рублей. Мы были вынуждены взять такой огромный кредит на развитие потому, что ситуация была очень тяжелой. Затраты - крайне неэффективны, оборотных средств - ноль.
Вот в таких условиях АЭХК из Федерального государственной унитарного предприятия переходил в акционирование. В ноябре 2008 года в кассе даже не было денег для того, чтобы выдать зарплату! А 6 тысяч рабочих справедливо требовали "получку" и аванс… Сложно поверить - но градообразующее высокотехнологичное государственное предприятие было на грани банкротства.
Всего за несколько лет ситуация изменилась. ОАО "АЭХК" удалось снизить стоимость своей продукции в 1,5 раза, стать конкурентоспособным предприятием на мировом рынке, получить прибыль. Заняться, наконец, модернизацией производства.
- Какими мерами этого удалось добиться?
- Различными. Во-первых, мы изменили структуру предприятия. Исторически сложилось так, что в составе АЭХК были два завода - химический и электролизный. Со своими начальниками и большими управлениями. Мы сделали структуру общей. Теперь везде одна "вертикаль власти": цех, главный специалист, главный инженер, директор предприятия.
Это позволило сократить управляющий аппарат и за счет этого повысить зарплаты рабочим. Насколько? Существенно. Если в 2008 году средняя зарплата по предприятию составляла 21 тысячу рублей, то сегодня - 45 тысяч. Это самый высокий уровень в городе.
Во-вторых мы изменили отношение к социальной сфере. Многие критикуют меня за это, но иного выхода не было. "Социалка" (детские учреждения, профилакторий, Современник, лагерь Героев Космонавтов, спортзал, общежития) обходилась комбинату в 250 миллионов рублей в год. Сюда входило обслуживание, содержание, налоги. Это стало непосильно большим бременем для предприятия.
Безвозмездно отдав многие объекты городу, считаю, мы поступили по-хозяйски. Все они в хорошем состоянии и туда продолжают ходить наши работники и их семьи. Однако, полностью содержать за счет предприятия, к примеру, спортзал, куда ходили только 7% наших работников, или круглый год содержать огромный лагерь, куда ездили только 400 детей - непозволительная роскошь.
Весь мир идет по другому пути - люди получают достойную заработную плату и за свои деньги уже могут обеспечить себе нужный уровень комфорта. Мы, в результате всех перемен, смогли повысить своим работникам зарплату, значит, и уровень социальной защищенности подняли.
- А вывод некоторых цехов из структуры АЭХК? Чем он оправдан?
- Все той же экономической составляющей, которую от нас требует рыночная экономика. Именно эти меры позволили удешевить продукцию, сделать ее конкурентоспособной на рынке. Но, хочу отметить, эти производства никто не разорял, не сокращал. Просто они стали работать в другой форме собственности. Цех питания стал другим юридическим лицом, но по прежнему кормит комбинат. Кроме нас у них появились и сторонние заказы. Так же как и у РСЦ. Кроме работ, проводимых по договору с ОАО "АЭХК" они изготавливают мебель для детских учреждений, например. Люди там стабильно работают, получают заработную плату. А то, насколько она будет высокой зависит теперь от самих предприятий, количества заказов.
- И все же какую-то "социалку" АЭХК сохраняет. Вот, для города аттракционы купили, экран у "Современника" поставили. Во сколько комбинату обошлось это "удовольствие"?
- Экран у ДК "Современник" и парк аттракционов были установлены за счет средств, выделенных комбинатом к юбилею города - это около 30 миллионов рублей. Так же через Совет ветеранов и фонд "Милосердность" работают 8 программ поддержки ветеранов АЭХК. Мы проводим и программы для молодежи. В этом году, к примеру, наш комбинат принимал детские команды на объединенной спартакиаде ТВЭЛ. Не забываем и об отдыхе детей работников, оздоровлении. Социальные программы у нас есть и будут!
- И все-таки спекуляции не утихают. Как же могло получиться такое, что процветающее предприятие оборонной промышленности, пережившее девяностые, к казалось бы, спокойному 2008 году оказалось почти банкротом?
- Вначале АЭХК было процветающим предприятием оборонной промышленности. Ведь здесь производили обогащенный уран для ядерных боеголовок. Потом этот вид продукции стал не нужен - военный атом уступил место мирному - сырью для работы АЭС. Как ни странно, именно мирный, а не военный атом "подвел" своих создателей…
Я думаю, что причина стагнации во всей атомной отрасли концы времен СССР одна - катастрофа в Чернобыле. Тогда правительство страны публично высказалось против развития атомной энергетики, предложив искать другие источники энергии. Опасность казалось бы, мирного атома, признали и за рубежом. Даже сами атомные предприятия озаботились попытками поиска других энергетических источников. И так продолжалось без малого 15 лет!
Потом, слава богу, эти времена прошли. И сегодня мировое сообщество пришло к выводу, что на данном этапе развития человечества альтернативы атомной энергетики нет. Надо развиваться в другом - повышать надежность атомных станций, производств.
Но эти 15 лет простоя не прошли даром. За такой длительный период времени в стране не запустили ни один энергоблок, ни одну станцию. В предприятия, делающие сырье для этих станций, такие как АЭХК, не вкладывались инвестиции, на продукцию практически не было спроса.
Бюджет государства как мог, поддерживал атомную промышленность. Но он, как все понимают, не резиновый. Так, для вывода отрасли из кризиса, появилась госкорпорация "Росатом". И как я считаю - ей удалось поднять комбинат из кризиса, кто бы на эту тему не спекулировал.
- Вы сказали, что отрасль длительное время не модернизировалась. Сейчас, после выхода из кризиса, когда наконец-то появилась прибыль, что-то делается для обновления оборудования комбината, внедряются ли новые технологии?
- Несомненно. Буквально на днях, в ноябре этого года на комбинате произошло два значимых события. Комиссия ОАО "Атомэнергопрома" провела приемочные испытания и рекомендовала электронный регулятор давления для ГЦ-производства к серийному производству и применению на разделительных производствах предприятий всей топливной компании "ТВЭЛ". Разработкой этог регулятора и проведением опытно-конструкторских работ в течение 5 лет занимались специалисты подразделений нашего, ангарского комбината.
А еще с 21 ноября после успешного завершения пуско-наладочных работ введены в эксплуатацию секции 1/2 и 2/1 неперестраиваемого каскада № 2 разделительного производства. Вводом в эксплуатацию данного оборудования завершено строительство неперестраиваемого каскада № 2.
Внедрение в жизнь новых научных разработок и выполнение стратегически важных производственных задач лишний раз доказывают, что в атомной отрасли работают высококлассные и квалифицированные специалисты, а дальнейшее развитие комбината и самой отрасли не вызывает никаких сомнений.
- Какие планы намечены Вами, как директором АЭХК, для предприятия в дальнейшем?
- Сохранить и модернизировать производство. Ведь на самом деле процесс основного производства каким был изначально, таким и остался. И, конечно, работать успешно и с прибылью.
А вот это во многом зависит не только от нас, но и от общей обстановки в стране. Наш комбинат переживал разные времена: и хорошие, и "застойные", и откровенно плохие. И все они, так или иначе, были связаны с тем, что происходило в государстве, отражались на работниках и их семьях.
Конечно, хотелось бы стабильности во всех сферах. На сегодняшний день мы ее добились, и постараемся удержать позиции. "АЭХК" не из тех, кто безразлично дрейфует по течению. Здесь есть настоящие асы, трудяги, люди болеющие душой за предприятие. А значит, выплывем! Не утонем!