- Расскажите о результатах работы закупщиков атомной отрасли в 2011 году. Что считаете главным успехом, что стало проблемой минувшего года?
- Главный успех в том, что закупки состоялись, срывов допущено не было. Задачу по размещению средств федерального бюджета в 2011 году мы решили, причём значительно успешнее, чем в 2010 году. В 2010 мы заключали контракты и в сентябре - октябре, несмотря на угрозу, что времени на их исполнение почти не остается. А в 2011 году нам удалось все заказы разместить до конца лета, то есть своевременно. За счёт собственных средств план закупок был выполнен в полном объёме. Были, конечно, небольшие проблемы с подготовкой технических заданий и со своевременностью, учитывая сжатые сроки строительства объектов, и общую напряжённость производственной программы Госкорпорации — это нормальное явление и, в общем, в целом каких-то крупных серьёзных срывов допущено не было. При этом экономия собственных средств и средств федерального бюджета в 2011 году составила 31,5 млрд рублей.
- Ключевые показатели эффективности (КПЭ) по закупкам выполнены в 2011 году?
- В основном все КПЭ всеми организациями выполнены, и даже перевыполнены по ряду организаций. Например, мы ставили задачу не менее 80% всех средств разместить через открытые конкурентные процедуры, и этого удалось достичь и перевыполнить. По своевременности размещения заказов КПЭ также был выполнен. У нас значительно выросли объёмы заказов, размещаемых через электронные торговые площадки (ЭТП). Значительно способствовала этому постоянно действующая система обучения по закупочной деятельности. В 2011 году обучение прошли порядка 850 работников отрасли. Удалось привлечь к этому процессу и поставщиков. Отрадно осознавать, что поставщики и представители подрядных организаций действительно хотят досконально изучить наш стандарт, разобравшись во всех его нюансах.
- Поставщики также могут пройти обучение?
- Конечно. Система обучения открыта для всех, для поставщиков разработан специальный обучающий курс на базе Корпоративной академии Росатома. Когда заканчивается очередной курс в Корпоративной академии, мы стараемся организовать видеоконференцию, в которой принимаю участие либо я, либо мои заместители. Это делается для того, чтобы у слушателей того или иного курса, не осталось «открытых» вопросов. Все наши действия направлены на то, чтобы показать преимущества и удобство существующей сегодня системы закупок при всей ее достаточной сложности. Кроме этого, мы разработали интерактивную обучающую программу «Как стать поставщиком атомной отрасли». И если Вы пока не готовы посетить очное обучение, можно «зайти» на наш сайт и, потратив 15 минут, изучить основные элементы системы закупок Госкорпорации, разобраться, как и где найти информацию о закупках. Проще говоря, получить минимальный ликбез о том, как поучаствовать в торгах, как подать жалобы, если такая необходимость есть.
- Летом прошлого года вышел Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 223-ФЗ от 18.07.2011). Потребовало ли это каких-то изменений в Росатоме?
Учитывая, что мы два года уже прилагаем значительные усилия по доработке отраслевого стандарта, для нас процесс введения 223-ФЗ не стал болезненным. Основную часть положений этого закона мы выполнили до того, как он вышел. Кроме того, мы принимали активное участие в разработке и в обсуждениях проекта 223-ФЗ, которые проводились соответствующими государственными органами. Поэтому я считаю, что в этой части мы тоже успешно пережили 2011 год. В 2011 году мы проделали огромную работу по совершенствованию нормативной базы, была создана новая модификация стандарта закупок. И хотя там нет каких-то революционных изменений, процесс был важен именно тем, что мы привлекли к этой работе практически все организации, постарались учесть все предложения, замечания, рассмотреть какие-то уникальные закупочные ситуации, которые, конечно же, в отрасли возникают и не могут решаться простыми инструментами. Предложения подали 6 дивизионов, 14 структурных подразделений Госкорпорации, 13 ФГУП, 5 ОАО, не входящих в дивизионы. Было рассмотрено более 650 предложений организаций и столько же было отработано в ходе проведения двух Дней информирования в рамках проекта «Люди Росатома». Главное - научить людей, сделать так, чтобы они поверили в этот инструмент и научились им пользоваться эффективно.
- Каких результатов удалось добиться за счет внедрения Единой отраслевой системы закупок на базе SAP SRM?
Система должна решить две основные задачи. У нас есть большое желание автоматизировать сложные процессы, наполнить их типовыми действиями, типовыми документами, упростить работу закупающих сотрудников. Это - первая задача. Вторая - контрольная функция системы. Перед нами стояла задача, чтобы люди, создающие в системе документы, не имели возможности совершить ошибки, исказить информацию. И система действительно не позволяет ошибаться.
- То есть ошибки исключены?
- Система не позволит их совершить в большинстве случаев. Еще немаловажная задача - сбор всей отчётности, связанной с проведением закупок, без участия человеческого фактора.
Сейчас план закупок находится в единой системе. Я имею возможность посмотреть сегодняшнее состояние плана закупок в отрасли, никого не запрашивая. Эта задача реализована и теперь мы имеем возможность предоставить рынку достаточно актуальный план. Кроме того, в системе заложены типовые документы, в основе которых - справочники. Не надо каждый раз набирать название своей организации, перепечатывать туда все реквизиты, машина сама «грузит» из справочника то, что нужно. К маю мы завершим работы по внедрению на верхнем уровне и перейдем к детализации документов. Приведу пример. В настоящее время предмет той или иной закупки имеется в файловом описании. Это ограничивает возможности по поиску данных. Поэтому следующим этапом станет привязка всех предметов закупки к справочнику. То есть из него можно будет выбрать, например, конкретный трансформатор и сравнить все цены. В итоге мы создадим базу данных по ценам. Получив справочник по ценам, мы сможем перейти к автоматизации расчёта максимальной цены. При этом можно будет уже рассматривать упрощение закупочных процедур, например, проводить закупку по минимальной цене из всех полученных в последнем периоде без проведения дополнительных торгов.
- Как осуществляется переход на электронные торги? Об это постоянно говорят в отрасли.
Соответствующий приказ мы выпустили, согласно которому мы на 100% переходим на электронные торговые площадки (ЭТП). Почему этого не произошло раньше? - В 2010 году площадки еще не были готовы. ЭТП необходимо было воспроизвести в точности все алгоритмы ЕОСЗ. С середины 2011 года решение по переходу на ЭТП принято. Однако пока конкурентные переговоры остаются не в электронной форме. Это связано с тем, что такая процедура проводится не часто и ее достаточно сложно типизировать и автоматизировать. Все остальное можно проводить в электронном виде. Между тем, были случаи отказов работать с нами через ЭТП, например монополисты в области производства металла. На мой взгляд, существует некий стереотип, который нам предстоит «развеять». А ведь обработать такое количество информации, и существенно повысить скорость принятия решений можно только используя новейшие технологии в части обработки и передачи данных. Думаю, что это дело времени, и все, и крупные организации-монополисты в том числе, рано или поздно будут на этих площадках. Кроме того, с этого лета, я надеюсь, все организации будут работать с электронной цифровой подписью. Это позволит прекратить формирование огромного бумажного архива.
- Создан ли реестр исполнения договоров?
Технически он создан. Мы должны во втором квартале этого года принять решение, запускаем ли мы его в опытно - промышленную эксплуатацию или что-то ещё будем по нему дорабатывать.
- Что именно?
По 223-ФЗ мы должны опубликовать все изменения к договорам. Это уже сделано. Но там публикуются только изменения договора — дополнительные соглашения. Для себя мы ставили задачу именно показать рынку, как исполняется договор: представить информацию о том, была ли реально продукция отгружена, заплачен ли аванс в своё время и так далее. Бывают жалобы, что какие-то характеристики занижены, сдвинут срок поставки, и т.д.
Мы хотим и эту часть процесса сделать прозрачным. Сейчас мы запустили пилотный проект реестра по «Росэнергоатому». Хотим посмотреть, что получается.
- ФЗ-223 предусматривает переход летом на использование единого государственного сайта. С какими трудностями Росатом может столкнуться в этой связи?
Комментировать пока рано, так как мы не знаем, что будет на этом сайте. Предполагаю два варианта. Первый — это просто доска объявлений, и он нам более по душе. Т.е. на нет размещаются основные документы – Положение о закупке, программа закупок, а также ссылка на сайте заказчика. И на сайте заказчика уже размещается вся требуемая по закону информация по закупке и отчетная информация. При этом по закону, если на государственном сайте будет какой-то сбой, то вывешенная на нашем сайте информация о закупке, ее ходе и результате, об исполнении договора считается законной. Второй вариант – это дублирование всей информации на государственном сайте. Такое развитие событий исключать нельзя. Поэтому мы сейчас поставили задачу сделать интеграцию этого сайта с нашим. Если на нашем сайте вывешено какое-то извещение, то оно автоматом появляется там и наоборот. Так как пока функциональность государственного сайта неизвестна, процесс стоит на месте. Мы провели все необходимые переговоры, достигли всех соглашений, и теперь пока ждём. Проблемой может стать получение специальных кабинетов на этом сайте, пройти заново всю регистрацию, на что потребуется определенное время и доставит определенные трудности нашим организациям.
- Как обстоит дело с подготовкой кадров в сфере закупок?
Могу сказать, что я не видел нигде системы обучения, подобной той, что мы создали в Госкорпорации. По госзакупкам есть ряд институтов со специальными программами, а вот по корпоративным закупкам – таких не существует. Сейчас появились многочисленные курсы по 223-ФЗ, но я бы не рекомендовал туда обращаться, как минимум без нашего одобрения. Рекомендую пока работать с нашими курсами, проводимыми в Корпоративной академии Госкорпорации «Росатом». Со всеми преподавателями и тренерами мы провели соответствующие консультации и проработку их материалов. У нас есть четкое понимание - что они преподают, они понимают - какая политика в области закупок у Госкорпорации и каковы наши потребности. Коммуникации отстроены практически идеально. Например, если выходят какие-то изменения, мы разъясняем им их, а они уже обучающимся сотрудникам. Именно поэтому приглашаю на обучение всех, кому интересна система закупок «Росатома». Мы открыты для всех.
- Сколько стоит обучение и как долго оно длится?
У каждого курса своя стоимость, от 15 до 25 тысяч рублей за слушателя. Курсы различаются по категориям слушателей и имеют различную продолжительность. Вся информация о стоимости размещена вместе с расписанием на сайте закупок Госкорпорации «Росатом» в разделе Обучение.
- Чего вы ждете от форума «Атомекс Северо-Запад». Будет ли как-то в этом году меняться формат мероприятия?
Очень важно разобрать с поставщиками основные требования 223-ФЗ, чтобы у всех было единое понимание. В предыдущие разы у нас очень много было вопросов по технике, так как приезжали одни закупщики, то мы на половину вопросов ответить не могли. Приехавшие поставщики оставались недовольны. Теперь мы наконец, сделали единый формат с участием технических специалистов. Вообще опыт «АТОМЕКС» показывает то, что вопросов по самой системе закупок становится всё меньше, их практически нет. Очень много вопросов, связанных именно с тем, где техническую документацию заранее изучить, почему такие технические решения, и т.д. Мы постарались с учётом всех ранее проведённых форумов создать возможность получить ответы на любые вопросы: на вопросы методологии организации закупок, на вопросы контроля за закупочной деятельностью, работы центрального арбитражного комитета и контрольных органов, вопросы по техническим решениям.