Национальный ядерный исследовательский университет «МИФИ», организованный по инициативе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», призван консолидировать систему российского ядерного образования для кадрового обеспечения крупномасштабного инновационного развития атомной энергетики. О создающихся в рамках НИЯУ «МИФИ» механизмах управления ядерными знаниями и закрепления в отрасли специалистов рассказывает проректор университета, заведующий кафедрой «Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов» Московского инженерно-физического института Эдуард КРЮЧКОВ.
– Эдуард Феликсович, каковы особенности Научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ»? Чем они обусловлены?
– НИЯУ «МИФИ» – единственный в России национальный университет, имеющий филиалы в пяти из семи федеральных округах. Сегодня он объединяет 10 вузов и 15 учебных заведений среднего профессионального образования (колледжей). Кроме того, только у нас есть единый заказчик – ГК «Росатом», который не только ставит задачи, но и софинансирует программу развития, беря на себя половину расходов. Более того, «Росатом» продолжит вкладывать в НИЯУ «МИФИ» средства и после 2013 года, когда государство перестанет нас финансировать. Разумеется, госкорпорация строго следит, чтобы эти средства шли на решение именно тех проблем, которые стоят перед корпорацией в области подготовки кадров. При НИЯУ «МИФИ» создан управляющий комитет, который возглавляет генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко.
Идея создать именно такую образовательную структуру – территориально разветвленный холдинг – возникла в 2008 году. К тому времени уже были утверждены масштабные программы развития отрасли, и выяснилось, что существующая на тот момент система ядерного образования не соответствовала ее растущим запросам. За время «застоя» атомной энергетики в некоторых вузах появились непрофильные специальности, снизилось качество образования. Удовлетворить потребности отрасли – как в необходимых специальностях, так и в уровне подготовки специалистов, можно было только за счет консолидации ядерного образования.
– В чем конкретно проявляются плюсы объединения образовательных учреждений?
– Программа развития НИЯУ «МИФИ» нацелена на то, чтобы за пять-семь лет достичь нового качества образования по основным специальностям, необходимым ГК «Росатом». Для этого мы переходим на образовательные стандарты третьего поколения, в которых сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Однако только работодатель сможет точно определить, какими необходимыми компетенциями обладает выпускник, а какими нет. Соответственно, необходима модернизация образовательных программ по результатам обратной связи с предприятиями. У нас есть возможность использовать собственные образовательные стандарты, что позволит, имея обратную связь, наиболее полно удовлетворять потребности работодателя, которые для разных секторов отрасли могут существенно различаться.
В рамках единого образовательного холдинга мы имеем возможность осуществлять единое методическое руководство, единые образовательные программы с использованием единых учебников и т.д. Но для стандартизации этого недостаточно, поскольку каждое учебное заведение имеет свои преимущества и недостатки. Например, вузы, расположенные рядом с федеральными ядерными центрами (в Сарове, Снежинске) дают очень хорошее образование по ряду специальностей, необходимых для работы в таких центрах. В тоже время по некоторым специальностям (например, по теоретической физике) они предпочитают набирать выпускников из московского вуза. Мы, тем не менее, должны обеспечить единое и высокое качество подготовки специалистов, независимо от места учебы студентов. Единое образовательное пространство позволит проводить эффективное модульное обучение. Группа студентов может приехать в Москву, непосредственно в Московский инженерно-физический институт для прохождения нужных курсов, или преподаватели из МИФИ будут проводить занятия в региональных вузах. Планируется также организовывать индивидуальные траектории подготовки учащихся. На мобильность как студентов, так и преподавателей выделяются отдельные средства.
– В последние годы наблюдается резкий спад числа выпускников средних школ, при этом уровень их образования снизился. Как привлечь в НИЯУ «МИФИ» самых лучших?
– Да, это серьезная проблема. Не секрет, что введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) привело к снижению «качества» абитуриентов, поступающих в технические вузы. Наш опыт показывает, что у около трети абитуриентов баллы по ЕГЭ не соответствуют уровню реальных знаний. Кроме того, для таких технических вузов, как наш университет, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ и другие, очень важно, чтобы студент логически мыслил, умел решать нестандартно поставленные задачи, что вряд ли выявит ЕГЭ. НИЯУ «МИФИ» вошел в десятку вузов, имеющих право проводить дополнительные экзамены, что позволит набрать студентов, способных обучаться по нашим образовательным программам.
Другой способ выявления талантливой молодежи – проведение традиционных олимпиад ГК «Росатом» по физике и математике. Такие мероприятия проводятся не только в МИФИ, но и в районах расположения АЭС, закрытых территориальных образованиях. Их победители получают преимущества при поступлении в университет.
К сожалению, в средней школе отводится очень мало времени изучению физики (в старших классах – два часа в неделю). Это приводит к тому, что выпускники не выбирают физику – сложный предмет – в качестве экзамена по ЕГЭ, и, следовательно, не могут поступить в НИЯУ «МИФИ» на профильные специальности. Поэтому мы активно проводим работу не только со школьниками старших классов, но и с учителями физики и математики региональных школ для того, чтобы они прививали детям интерес к техническим предметам, организовывали факультативные занятия. Совместно с ГК «Росатом» мы намерены обратиться в министерства образования тех регионов, где расположено много ядерных объектов, например, Челябинской области, чтобы решить проблему совместными усилиями.
– В образовании очень многое зависит от педагогов. Хватает ли университету компетентных преподавателей? Что делается для их привлечения и удержания?
– Все зависит от конкретного учебного заведения. В вузах, расположенных вблизи ядерных центров, где работают сотни ученых, проблем с преподавательским составом, как правило, не возникает. В Московском инженерно-физическом институте ситуация сложнее: не хватает молодых педагогов. Мы пытаемся взращивать преподавательский состав в рамках самого института. Реализуется программа «Молодой преподаватель». По результатам первого этапа, за 2009 год отобрано 98 человек, которым МИФИ из собственных средств выделил ставки, дал возможность профессионального роста и неплохой доход в рамках хозяйственных договоров с предприятиями. Программа рассчитана, как минимум, на три года. В дальнейшем аналогичную программу планируется реализовать в ИАТЭ, где также заметно старение преподавательского состава.
Кроме того, предполагается привлекать к преподавательской деятельности ученых из научных центров и специалистов из аппарата госкорпорации.
– В следующем году запланирован перевод российских вузов на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура). Как это отразится на решении задач НИЯУ «МИФИ»?
– Прежде всего, по ряду специальностей, для которых пока невозможна подготовка бакалавров и магистров, оставлена прежняя система обучения специалистов. В официальный перечень таких укрупненных специальностей вошли «Электроэнергетика и электротехника», «Ядерная физика и технологии», «Электроника и автоматика физических установок», «Компьютерная безопасность», «Ядерные реакторы и материалы», «Энергетическое машиностроение», «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Технологии разделения изотопов и ядерное топливо» и другие. Здесь обучение останется традиционным.
Двухуровневая система, на мой взгляд, имеет определенные преимущества. Главное – магистратура сможет наиболее полно удовлетворить заказчиков. Образовательные государственные стандарты для специалиста оставляют на усмотрение вуза (вариативная часть) всего 10% объема обучения, и только в их рамках мы можем подстраиваться под нужды конкретных предприятий. А для магистратуры вариативная часть составляет 70%. И в ее рамках возможно выстраивание индивидуальной образовательной программы для каждого студента, чтобы подготовить выпускников, которые нужны отдельным заказчикам.
Кроме того, в НИЯУ «МИФИ» входят и технические колледжи. В рамках единого образовательного пространства возможен ввод в них прикладного бакалавриата, чтобы затем набирать в магистратуру лучших выпускников.
Конечно, переход на двухуровневую систему образования будет непростым. Необходимо осмыслить, по каким программам готовить бакалавров. И определить, вместе с предприятиями отрасли, на каких конкретных должностях будут работать именно бакалавры, а где магистры. Совместно с концерном «Росэнергоатом» мы уже решаем эту задачу и намерены активно работать в этом направлении с другими заказчиками.
– Много ли студентов университета остаются работать в атомной отрасли?
– Студенты региональных вузов практически все остаются в отрасли, так же как и выпускники ИАТЭ, специализирующиеся по АЭС.
Московский инженерно-физический институт традиционно нацелен на подготовку кадров для научно-исследовательских центров, расположенных, в основном, в Москве и ближайшем Подмосковье. Сейчас только около трети выпускников МИФИ идет работать в атомную отрасль. Мы надеемся увеличить их число за счет работы как со студентами, так и с предприятиями.
После окончания московского вуза многие выпускники не желают работать в регионах, поскольку считают, что «стартовые условия» для карьерного роста в крупном городе намного выше. Если региональные научные центры и предприятия отрасли будут предлагать конкурентные условия работы, я думаю, эта проблема может быть решена гораздо эффективнее. Хорошие результаты в этом направлении приносит ярмарка вакансий для выпускников, регулярно проводимая совместно с ГК «Росатом».
Поскольку в атомной отрасли стабильная ситуация, выпускники достаточно охотно остаются в ней работать. Однако ядерное образование – достаточно долгий процесс, и подготовку специалистов в соответствии с нуждами заказчика надо начинать за несколько лет. Сегодня, к сожалению, далеко не все предприятия готовы дать четкий ответ на вопрос, сколько наших выпускников, по каким специальностям и когда они готовы взять на работу. Конкретные заказы поступают только от организаций, работающих в рамках оборонного заказа.
Долгосрочные прогнозы носят во многом вероятностный характер, поэтому мы вынуждены работать в условиях неопределенности. Однако стараемся удовлетворять текущие потребности предприятий – если запрос поступает хотя бы за год до выпуска. Чем более детализированный и долгосрочный заказ на выпускников конкретных специальностей для конкретных предприятий мы будем иметь, тем более эффективно сможем решать задачу кадрового обеспечения атомной отрасли.
Беседу вела Елена ТЕР-МАРТИРОСОВА