Закрытые города УрФО к 2015 году потеряют этот статус. Такое решение обсуждается в «Росатоме», но, как заявляют эксперты, вопрос для ЗАТО уже решенный. Один из трех свердловских муниципалитетов: Заречный, Новоуральск или Лесной – может попасть в первую волну открытия границ. Со снятием забора ЗАТО потеряет ряд сопутствующих преференций и социальных благ. Существовавшие десятки лет экономическая стабильность и благоденствие грозят разрушиться в одночасье. Города рискуют столкнуться с потоками мигрантов, приходом областных и федеральных бизнесменов, налоги которых обходят муниципальный бюджет стороной. Обостряют ситуацию планы «Росатома» по переходу на новые виды уранового топлива. Их реализация требует максимальной автоматизации производства, которая неизбежно повлечет сокращения персонала – в Свердловской области уже начата подготовка к этому процессу. С ее особенностями в самом крупном ЗАТО региона – Новоуральске – «Правду УРФО» познакомил в интервью мэр города Владимир Машков.
– Владимир Николаевич, по-вашему, Новоуральск через год будет готов к открытию?
Владимир Машков: – Если говорить о социальной сфере, сейчас она хорошо развита в городе. У нас, например, нет очереди в детские сады. Сохранен научный потенциал. В Новоуральске больше 100 докторов и кандидатов наук. В советские годы их специально собирали в таких городах. Накопленный потенциал, думаю, сохранится процентов на 70. В этом особенность закрытых городов. Сейчас обсуждается вопрос, что будет с ЗАТО дальше. Какие-то, может быть, надо приоткрыть, какие-то вообще открыть. Есть города, принадлежащие к ядерному комплексу. С «Росатома» никто не снимал задачи по обеспечению ядерного щита, поэтому вопрос их открытия сложнее решается. Но есть и города, не принадлежащие напрямую к оборонному комплексу и стоящие рядом с региональными центрами. Таких два: Северск рядом с Томском и Новоуральск рядом с Екатеринбургом. Я думаю, что в ближайшие три-пять лет вопрос легализации режима в этих городах будет решен положительно. Если не будет ухудшения военно-политической обстановки, угрозы терроризма, то Северск и Новоуральск, скорее всего, будут открыты.
– Со свободным доступом в Новоуральск, как будет обеспечиваться безопасность Уральского электрохимического комбината?
Владимир Машков: – Транспортный поток возрастет. Из Кировограда, из Невьянска через город пойдут фуры. Надо строить объездную дорогу, построить автовокзал, усилить охрану комбината, микрорайонов. Сейчас везде уже веб-камеры ставят. На сегодня охрана города требует около 300 миллионов рублей в год на содержание. Деньги выделяются «Росатомом». Чтобы построить дорогу, надо около сотни миллионов рублей, если, например, выбрать направление на Первоуральск. Можно рассматривать и другие варианты. Я уже озвучивал тему строительства дороги губернатору, председателю правительства области. Отрицательного отношения к этому нет. Идет обсуждение возможных проектов с учетом развития инфраструктуры озера Таватуй.
– Открытие Новоуральска, кроме транспортного вопроса, поднимет и другие. Например, возрастет спрос на жилье и, как следствие, последует рост цен?
Владимир Машков: – Мы сейчас разрабатываем большой проект по малоэтажному строительству, чтобы люди вкладывались в жилье. Мы вместе с министерством строительства работаем над созданием инфраструктуры для нового района. Жилые кварталы расположатся за огражденной забором территорией.
– Развитие Новоуральска во многом зависит от работы основного налогоплательщика – Уральского электрохимического комбината. Каковы перспективы развития градообразующего предприятия?
Владимир Машков: – Сегодня УЭХК – самый крупный комбинат по обогащению урана не только в России, но и в мире. Весь «ТВЭЛ» мог бы уместиться на его площадке. Территориально он очень удачно расположен. В «Росатоме» делают на него большие ставки. До 2020 года в модернизацию комбината будет вложено 80 миллиардов рублей. В этом году «Росатом» вложил в площадку Уральского электрохимического комбината семь миллиардов рублей. В 2013 году в Новоуральске открывается центр обогащения урана. Это российско-казахстанский проект, но основная доля участия в нем со стороны России.
– «ТВЭЛ» заявил о начале строительства электростанций, использующих новое топливо из низкообогащенного урана с добавлением плутония. Вложение в модернизацию УЭХК 80 миллиардов рублей связано с этой программой?
Владимир Машков: – Если говорить о программе развития «Росатома» до 2020 года, она идет по трем направления. Первое: оборонный комплекс. К «Росатому» в этой части претензий нет. Второй раздел: зачистка зараженных территорий. Третий раздел: энергетический комплекс. Поставлена задача удвоить производство электроэнергии атомных станций в общем объеме производимой энергии с 13,5 до 26% к 2025–2030 году. Для этого нужно разделительное производство, атомные станции и технологические действия с отработанным ядерным топливом. Это высокотехнологичное производство. Японцы вообще запретили вывоз отработанного ядерного топлива. Получение обогащенного урана из отработанного топлива дешевле. Почему, думаете, проплачивались митинги против ввоза отработанного топлива в Россию? Цена вопроса – 25–30 миллиардов долларов. Нас пытались выдавить из Европы и других рынков, в том числе в сфере строительства новых станций. Понятно, что после Чернобыля люди были перепуганы и часто верят подобным акциям заинтересованных лиц.
Кроме того, в России сейчас развивают контурные реакторы и реакторы на быстрых нейтронах. Нужно строить специальный завод для производства топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Здесь у Свердловской области твердые позиции. Сейчас на Белоярской АЭС запускаем БН-800, дальше БН-1200 или 1400. Это самые безопасные реакторы.
– Где будет построен завод по подготовке топлива: в Новоуральске или Заречном?
Владимир Машков: – Это вопрос пока обсуждается. Возможно, в проект будет привлечен частный инвестор. В целом проект может быть коммерческим. В России накопили уникальный опыт по эксплуатации реакторов. В Европе и Японии такого нет.
– Как скажется появление новых предприятий на наполнении городского бюджета?
Владимир Машков: – От электрохимкомбината мы получаем только НДФЛ. Рассчитываем, что увеличим поступления с появлением центра обогащения урана. Область получит около 200 миллионов, а перспективе до одного миллиарда рублей. Позиция генерального директор «Росатома» Сергея Кириенко такая: часть средств вернуть муниципалитетам. В 2013 году в Свердловской области закрытые города получат по 188 миллионов рублей. На 2014 год эта сумма, очевидно, останется. Дальше будут смотреть, как ее распределять в зависимости от численности населения городов и других условий. Я двумя руками за то, чтобы вкладывать в развитие.
– В то же время поступления НДФЛ от самого электрохимкомбината в муниципальный бюджет сокращаются. Как писала ранее «Правда УРФО», в течение 2013 года будет уволено порядка 700 человек. УЭХК отказывается от непрофильных активов?
Владимир Машков: – Сокращения были, есть и будут. На комбинате ставится центрифуга нового поколения, производительность увеличивается в разы. Мы идем в тренде западных стран, где основная часть населения занята в малом и среднем бизнесе, а на суперпроизводстве работают машины. С этим ничего не поделаешь. Наша задача – создавать такие производства, как, к примеру, завод «Медсинтез», где будут востребованы высококвалифицированные кадры. Почему мы и говорим в области о создании как минимум трех технопарков в Новоуральске: биомедицинский, индустриальный парк, третий – парк высоких технологий на площадке самого химкомбината. «Росатом» не исключает там свое участие. У предприятий уже есть проекты для парка высоких технологий, в том числе по производству изделий из композитных материалов. За счет создания новых производств сможем обеспечить работой порядка 1,5 тысячи человек. На учете на бирже труда в Новоуральске сейчас находит около одной тысячи человек.
– Несколько цехов комбината в тысячи квадратных метров планируется сдать в долгосрочную аренду. Кто, по-вашему, может получить эти площади, по сути, внутри стратегического объекта?
Владимир Машков: – Часть вспомогательных цехов плюс энергетические мощности на предприятии могут стать основой для создания энергетического холдинга. Идея энергетического холдинга одобрена министерством энергетики Свердловской области. Для ее реализации городу вначале нужно разобраться с долгами. У нас на муниципалитете висят долги перед комбинатом примерно в 500 миллионов рублей. Мы будем готовить предложения для «Росатома» о частичном списании этих долгов и процентов, реструктуризации долга. Лучше эти деньги тратить на создание энергетического холдинга. Создана совместная рабочая группа для решения этого вопроса с участием представителей УЭХК и администрации Новоуральска.
– Источники «Правды УРФО» сообщают, что интерес к долгосрочной аренде одного из цехов проявляет депутат Госдумы Валерий Язев. В Свердловской области он курирует развитие атомной энергетики, строительство БН-800. Как вы думаете, он примет участие в создании энергохолдинга?
Владимир Машков: – В Новоуральске у Язева есть завод строительных конструкций «Бетам». Будет ли участвовать он в энергохолдинге, не знаю. У него есть фирмы, которые занимаются энергетикой. Если будет, то станет одним из участников проекта. Он сейчас из-за проблем с энергообеспечением на производственном участке своего предприятия в Новоуральске вынужден ставить свои энергетические установки. Конечно, ему выгодно это все закрыть и пользоваться стабильной внешней электростанцией. Она нужна в целом для развития промышленности в городе.
Здесь был Олег Хан, хозяин Новоуральского мясного комбината. Он готов здесь развивать производство, но сетей нет. Если будут новые мощности и сети, он готов. Сейчас важно создавать условия для бизнеса. В городе начала стабилизироваться социально-экономическая ситуация, политическая. Новоуральск лучше всех в системе городов «ТВЭЛа» проголосовал на выборах президента за Путина. На это очень внимательно смотрят в федеральном центре, решают, можно ли денег дать. После протестных митингов в Новоуральске клиенты градообразующего предприятия начинают задумываться, стоит ли работать с УЭХК. В Европе за такими городами очень внимательно следят. Поэтому любая информация в СМИ о Новоуральске важна.