Росатом реализует программу трансформации информационных технологий, принятую на период с 2009 по 2015 годы. От ее выполнения зависит работа целой атомной отрасли и десятков тысяч сотрудников относящихся к ней компаний. О промежуточных итогах и планах на будущее, рассказал директор Департамента информационных технологий Госкорпорации Евгений Чаркин.
- Евгений, остается ли программа трансформации ИТ основным документом, регламентирующим развитие информационных технологий Росатома?
- Да. Программа принята на уровне руководства корпорации, и многие ее составляющие связаны с моделью управления, то есть, относятся к сфере ответственности бизнес-заказчика. Это сделано потому, что стратегия – задача бизнеса, и объем полномочий и ответственность заказчика должны быть существенными, чтобы решать стратегически важные вопросы.
- С течением времени стратегия изменяется?
- Стратегия – живой организм, и его нужно поддерживать в актуальном состоянии. С 2009 года в отрасли очень многое поменялось, происходит тюнинг стратегии бизнеса, которой мы должны соответствовать. Поэтому на этот год у нас стоит задача по актуализации IT-стратегии.
- На какой срок будет утверждена новая стратегия и что в нее войдет?
- Я думаю, это будет пятилетний план. Его конкретные пункты пока называть рано, но задачи понятны. Они связаны, в первую очередь, с ИТ-обеспечением потребностей бизнеса. Так, мы должны обеспечить прозрачность и унификацию процессов там, где это возможно и целесообразно, с учетом локальной специфики. Технологии нужно максимально унифицировать, значит, будем развивать стандарты.
Важно максимально использовать наши ресурсы. Поэтому у нас создан многофункциональный центр обслуживания. Также мы будем уделять больше внимания управлению изменениями – коммуникациям, обучению, мониторингу использования систем. Важным ключевым показателем эффективности ИТ-проекта станет уровень реального использования внедренных систем, активности пользователей в них. Мы не хотим, чтобы система была внедрена, а пользователи в ней не работали – это известная проблема инерции и сопротивления новому. После запуска системы в промышленную эксплуатацию мы будем отслеживать число активных пользователей и сравнивать его с их общим числом. Так мы увидим, кто, имея доступ в систему, не работает в ней, и сможем разобраться, почему.
- Как сейчас выглядит модель управления программой?
- Главный управляющий орган – управляющий совет программы во главе с генеральным директором Госкорпорации Сергеем Кириенко и двумя его первыми заместителями – Александром Локшиным и Николаем Соломоном. В совет входят руководители дивизионов, он формирует требования к процессам и ИТ, контролирует реализацию программы, решает спорные вопросы. Второй новый орган – экспертный совет программы, который возглавляю я. В него входят руководители ИТ-служб дивизионов, и он является центром технологической экспертизы.
- То есть, все ИТ-проекты теперь управляются сверху?
- Естественно, мы не стремимся управлять всеми проектами отрасли, это невозможно. Чтобы не потерять темп и оперативность, на уровне дивизионов и предприятий должны быть свои рычаги полномочий и ответственности. При этом должны соблюдаться единые стандарты и правила, внедряться общие технологические платформы, контролироваться бюджеты. На уровень корпорации выведены только большие проекты – это ERP, система управления персоналом и другие. Есть ряд проектов на уровне дивизионов – где нет куратора из центрального аппарата. Практически все такие проекты связаны с промышленной автоматизацией – САПР, АСУ ТП…
Централизация, по сути, касается технологических спецификаций, определения данных, которые должны присутствовать в системах, формата данных. В выборе вендоров предприятия тоже несвободны – должно быть определенное единообразие систем.
- ПО и инфраструктурные решения вы закупаете централизованно?
- Сейчас мы добиваемся корпоративных соглашений с вендорами. Такое соглашение уже существует с SAP, а с остальными ключевыми вендорами аналогичные договоренности появятся буквально в течение квартала-двух. Я имею в виду IBM, Cisco, HP, EMC и т.д.
В то же время мы не стремимся закупать все централизованно, поскольку это может быть дольше, чем нужно. Есть задача централизации закупок, чтобы на уровне госкорпорации получить скидки и условия для предприятий атомной отрасли.
- Каковы результаты программы трансформации ИТ на сегодня?
- В корпоративных системах у нас работает более 40 тыс. пользователей.
СЭД на базе EMC Documentum внедрена на 67 предприятиях, система закупок на базе SAP SRM – на более чем 250 предприятиях, в ней работают около 3,5 тыс. пользователей.
SAP ERP функционирует на 4 предприятиях топливного дивизиона, двух АЭС, в центральном аппарате концерна «Росэнергоатом» и госкорпорации. «1С ERP: Росатом» внедрена на 40 предприятиях.
Система управления персоналом на базе SAP HCM действует в 15 организациях отрасли, на базе «1С ЗУП» – в 20. На 15 предприятиях топливной компании и машиностроительного дивизиона завершены пилотные проекты внедрения автоматизированных систем управления конструкторско-технологической подготовкой производства.
- Если говорить об унификации, то у вас внедряется несколько систем с одинаковым функционалом - SAP ERP и «1С ERP», SAP HCM и «1C ЗУП». Такой набор сохранится, или вы будете от чего-то отказываться?
- SAP ERP внедряется на предприятиях с оборотом выше 3 млрд рублей, «1С ERP» – ниже. В зависимости от масштаба компании выбирается и система управления персоналом на базе SAP HCM или «1С ЗУП». Это делается намеренно, и отказываться от каких-то систем мы не будем.
- Что конкретно планируется на ближайшие год-два?
- Во-первых, нужно завершать масштабирование систем, которые мы уже начали внедрять. Так, в топливном дивизионе SAP ERP будет тиражирована на 5 предприятий, таким образом, к концу года система охватит практически весь дивизион. Система «1С» будет внедрена еще на 20 предприятиях. Один из самых масштабных наших проектов – внедрение единой отраслевой системы документооборота (ЕОСДО). Мы продолжим ее тиражирование, и к концу 2014 года она охватит около 50 тыс. сотрудников на 150 предприятиях.
Во-вторых, мы готовим решение для формирования отчетности на базе корпоративного хранилища данных. По сути, первый этап создания КХД уже завершен, и сейчас мы продолжаем работу над тем, чтобы получать более качественную отчетность.
Нам также необходима система визуализации данных SAP Business Objects Dashboards, чтобы руководители могли строить и получать отчеты в понятном виде, пригодном для оперативного принятия решений. Это план на 2014 год.
Также будет развиваться промышленная автоматизация – идет комплекс проектов по конструкторско-технологической подготовке производства в топливном дивизионе.
Параллельно мы ведем большой проект развития многофункционального центра обслуживания на базе нашей компании «Гринатом»: все, что мы можем предоставить предприятиям как сервис, мы будем делать из единого центра. Речь не только про обслуживание ИТ, но и про ведение бухгалтерского, налогового учета, управление персоналом.
- Есть ли у вас инвестиционные проекты, поддерживаете ли развитие инноваций?
- У нас есть целый ряд инвестиционных проектов. Из тех, что имеют отношение к ИТ, стоит назвать суперкомпьютер, который корпорация создала для моделирования процессов в реакторных установках АЭС – он позволяет понять, как поведет себя тот или иной агрегат атомной станции в определенной ситуации.
Работаем мы и над PLM-проектами по управлению завершающей стадией ядерного топливного цикла – это вывод из обращения радиоактивно опасных объектов, обращение радиоактивных отходов. Также корпорация ведет проекты, связанные с разработкой реакторов нового типа на быстрых нейтронах, ядерных энергоустановок средней мощности, плавучей АЭС, со сверхпроводимостью и т. д.
Для справки:
Корпоративные ИТ-системы «Росатома»
СЭД на базе EMC Documentum – внедрена на 67 предприятиях, в ней работает 38 тыс. пользователей.
SAP ERP – работает на 8 предприятиях отрасли. В июле начнется ее тиражирование еще на пяти предприятиях топливной компании ТВЭЛ – АЭХК, НЗХК, ЧМЗ, ЭХЗ и КМЗ.
«1С ERP» – функционирует на 40 предприятиях, в ней работают более 1600 пользователей.
SAP SRM – внедрена на 280 предприятиях, в ней работает около 3,3 тыс. пользователей.
SAP HCM –действует в 15 организациях отрасли. Численность основного персонала, обрабатываемого в ней на текущий момент, 31 тыс. человек.
«1С: Зарплата и Управление Персоналом» – внедрена на 20 предприятиях, среди которых ВНИИНМ им. А.А. Бочвара, «Русатом Оверсиз», ЭМКО и др.
«Гринатом» – в центре ИТ-трансформации
Многофункциональный общий центр обслуживания (МФ ОЦО) Госкорпорации «Росатом» организован в 2009 году на базе ЗАО «Гринатом», 100% дочерней компании ОАО «Атомэнергопром».
Цель создания МФ ОЦО – обеспечить контролируемость и управляемость обеспечивающих функций, повысить качество предоставляемых услуг и сократить затраты. Также МФ ОЦО призван повысить эффективность ведения бухгалтерского и налогового учета, управления персоналом и ИТ-функции Госкорпорации «Росатом», ее предприятий и организаций.
В МФ ОЦО предприятия переходят по мере внедрения на них корпоративных информационных систем. Сегодня на обслуживании в МФ ОЦО по бухгалтерскому и налоговому учетам находится 56 предприятий, по ИТ-поддержке – 105, по управлению персоналом – 8. Среди них - крупнейшие управляющие компании и производственные предприятия – «Атомэнергомаш», «Атомэнергопром», «ТВЭЛ», «Техснабэкспорт» и другие.
Гринатом также является проектным офисом Программы трансформации ИТ (более 150 проектов в 2009-2014 гг.), оказывая услуги по управлению проектами. Реализация проектов производится в соответствии с лучшими мировыми и отраслевыми практиками, методиками и стандартами управления проектами.