В России больше 500 индустриальных городов, спроектированных и построенных еще в СССР для развития промышленности. В них живет 12% населения страны. 26 городов из этих пятисот находятся в контуре «Росатома».
В Обнинске пройдет семинар в рамках Шестого форума городов по тестированию сервисно-инфраструктурного подхода к развитию населенных пунктов с научно-технологическим потенциалом. Мэры 26 атомных городов, депутаты Госдумы будут искать новые решения для муниципалитетов с высоким научно-технологическим потенциалом.
О том, каковы перспективы Обнинска и как планируется работать с городами «Росатома», нам рассказал Андрей ПОЛОСИН, директор Департамента по взаимодействию с регионами Росатома.
ТРИ ГРУППЫ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ
- Андрей Владимирович, что сделано за последний год с момента предыдущего Форума для поддержки атомных городов? Какие шаги были предприняты?
- Давайте разберем, что ограничивает сегодня государственные корпорации, национальные компании и компании, имеющие национальное значение. Для того чтобы люди хорошо жили и город был благоустроен, нужны тысячи решений.
В этих решениях есть несколько компонентов. Один из них - это наличие качественной инфраструктуры, то, насколько она соответствует запросам и потребностям специалистов, которые там работают, и их семей. Если не соответствует, то эти специалисты не поедут туда жить.
Вторая группа компонентов - социальные ресурсы, отношения между людьми, ресурсы институтов организации взаимодействия, качества этих институтов. Потому как не хлебом единым жив человек. И эта группа ресурсов, как показывает практика и опыт, не менее важна, чем предыдущая.
Третья группа ресурсов - управленческие, т.е. компетенции, которые есть, наличие обратных связей, форматов обучения, заложенных в эту систему управления.
В общем, это масса моментов, которые определяют это самое качество.
Для любой корпорации или компании, имеющей национальное значение, в разной степени доступно влияние на каждую из этих трех составляющих. Как правило, предприятия занимаются благотворительностью и выполняют функцию, замещающую органы власти, бюджетные возможности и бюджетный ресурс для создания инфраструктурных решений. Проблема только в одном - вмешательства одного субъекта в вопросы компетенций другого субъекта не просто ограничены через систему законодательства, но иногда и являются если не уголовным, то административным правонарушением.
В связи с этим существенно ограничено применение средств, заработанных компаниями, для решения несвойственных им и неназначенных им в соответствии с уставами и положениями задач.
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Как будет меняться территориальная политика вне глобальной экономики?
- Вся модель территориальной политики сейчас в стране ориентирована на рост и развитие агломераций. Эта модель абсолютно точно соответствует парадигме разделения труда и производства продуктов в рамках глобальной экономики. В России сложившаяся инфраструктура производственных сил - наследник той модели, которая применялась в Советском Союзе при первой, второй и третьей индустриализациях. Соответственно, у нас ресурс во многом находится как раз в тех самых малых городах, которые, собственно, и создавались как законченные циклы производства продукта.
Поэтому ответ на вопрос звучит так: необходимо менять концепцию территориальной политики и обеспечивать новую концепцию соответствующими методическими и методологическими решениями.
Как только мы понимаем, что живем вне глобальной экономики, нам нужны новые решения. В Советском Союзе, когда строился город, он обеспечивался школами, больницами, Домами культуры, театрами, лесами, парками и всем остальным. Чем более интеллектуально развитый человеческий ресурс задействован в производстве, тем большее количество сервисов должно быть построено на территории. Просто сервис включает в себя, как это ни банально говорить, и наличие инфраструктуры, и организацию социального процесса, и организацию принятия управленческих решений по обеспечению управления всей этой системой.
Сегодня очень жестко встала задача по выработке этих правил, потому что старое правило, монетарное - чем больше в городе живет людей, тем больше средств на его развитие выделяется - работать не будет. А если оно сохранится, то это приведет к существенному ухудшению условий жизни людей в тех городах, которые сегодня создают очень нужные компоненты и технологии.
НЕ БУДЕТ НИ КИНО, НИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ТОЛЬКО ОДИН «РОСАТОМ»
- Но «Росатом» не может взять и сказать: давайте сейчас вместе, товарищи, всех организовывать и разрабатывать новые правила.
- С одной стороны, «Росатом», конечно, не может это сделать. С другой стороны, есть уже анекдот по этому поводу. Знаете, прямо перед глазами кадр стоит из «Москва слезам не верит». Вот они собрались в доме на Котельнической набережной - очень разношерстный состав, пришли к девушкам в гости. И вот телевизионщик говорит, что скоро не будет ни кино, ни театров, ни книг, будет одно сплошное телевидение.
А теперь, значит, перефраз такой: ни кино, ни телевидения, один сплошной «Росатом».
ФОРУМ В БУНКЕРЕ И СЕССИЯ В ОБНИНСКЕ
- В прошлом, в 21-м году, мы громко заявили на Форуме вместе с другими корпорациями о том, что необходимо менять. Знаково, что это проходило в бункере. А в этом году мы решили, что Форум будет дискретным, то есть проводим много мероприятий, а само мероприятие не сконцентрировано, а растянуто во времени и в пространстве.
Сейчас в Обнинске пройдет соответствующая сессия. Потом мы поедем в «Архипелаг» в Севастополь и там проведем фиксацию решений, которые в рамках поручений зампреда Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, Фонда НТИ и рабочей группы Госсовета Андрея Травникова пойдут в доклад правительству по определению, собственно, самой модели организации ресурсов в городе.
Сегодня инфраструктура готовящихся решений выглядит следующим образом. Агентство стратегических инициатив на Наблюдательном совете доложило Владимиру Владимировичу Путину о том, что такое решение необходимо. Президент согласился. И в соответствии с этим решением уже президенту Путину направлен отчет вице-премьера РФ Марата Хуснуллина о том, что надо запилотировать несколько городов, разобраться, что именно им нужно для развития. Чернышенко, со своей стороны, и Комиссия Госсовета по науке и образованию расширила состав темы «Наукограды» до темы «Города высокого научно-технического потенциала».
В связи с этим и появилась необходимость предложения новой модели и методов расчета того, какие средства и на что должны быть направлены в города ВНТП для обеспечения их развития. В сочетании с пониманием, что не только инфраструктура должна обеспечиваться, но и качество управления, и качество социальных процессов, происходящих на территориях. И с этой целью в рамках «Архипелага» будет проведен финальный день Форума городов, на котором мы проговорим эту модель.
- К реализации.
- Да, обсудим ее. И в правительство будет направлен доклад по тому, какую модель надо применять для пилотирования.
-То есть, сначала отработаем на пилотах. На уровне просто как бы модели в ручном управлении.
- Да, модели в ручном управлении.
- Без всяких там законопроектов новых...
- Да, мы пишем так: в пилотирование войдут практически все города «Росатома». В пилоте будет порядка 30 городов. Соответственно, туда обязательно войдут все наукограды. У нас есть два города наукограда, которые мы вместе с коллегами из Минобрнауки будем вести. И практически все города «Росатома» - 15. Итого из наших уже 17. Дальше задача пилотирования - это обоснование конкретного плана мероприятий, «дорожной карты» по развитию города. В рамках этого плана могут возникнуть обязательства, связанные с возможными для государственных корпораций и компаний, имеющих национальное значение, обязательствами.
ЧТО БУДЕТ С ОБНИНСКОМ И С НАМИ?
- Обнинск, как и другие наукограды - это отдельная группа, и сейчас они финансируются по федеральной программе. Но там не очень существенное финансирование. Можно ли говорить о том, что оно как-то отдельно будет увеличиваться или это все в рамках ВНТП?
- Мы считаем, что есть ВНТП. В рамках ВНТП, пока гипотеза рабочая, подразумеваются четыре различные категории. Не по уровню, а по принципу, по целеполаганию. И естественно, города с научным ядром входят внутрь всего этого массива. Соответственно, для них тоже целенаправленно будут разрабатываться показатели по сервисам, которые должны быть сформированы.
- У нашего города в 24-м году истекает статус наукограда. И он первым в стране, кстати, этот статус получил. В связи с вот этой новой концепцией его нужно продлевать, или это будет уже новая история?
- Скорее всего, будет новая история. Но это решение правительства. Мы можем разработать и предложить совместно с институтами развития отличную от действовавшей ранее модель. И если у нас наукограды не очень довольны тем, как обеспечивается их федеральное финансирование, будем надеяться, что с новой моделью им станет жить интереснее и веселее.
Обнинск - вообще очень своеобразный город, отличается от других наукоградов. Потому что есть инновационная составляющая и производственная. И здесь на территории очень много крупных стейкхолдеров. И образовательная система тоже очень хорошая.
- Можно ли говорить о каком-то уникальном статусе или какой-то уникальной программе для Обнинска?
- Переход на ручное управление развитием каждого населенного пункта в стране - это, конечно, отличная модель от других. И мы уже знаем, что один из самых сложных способов управления - решать вопросы по каждому городу отдельно. Каждый муниципалитет, безусловно, по-своему уникален. Однако если мы хотим принимать решения в рамках всей страны и определяться, должно быть задано правило. И в связи с этим, отталкиваясь от реальности, возникнет какая-то категоризация. Ну, а город Обнинск, безусловно, уникальный, потрясающий.