Российская атомная отрасль традиционно придерживается курса на оказание финансовой поддержки городам — спутникам АЭС. Один из примеров тому – участие Белоярской АЭС в социальном развитии городского округа Заречный. Сегодня экономические и законодательные условия значительно изменились, и ранее действовавшие механизмы участия атомщиков в жизни территорий размещения атомных предприятий более не применимы. Но на смену им пришли другие способы содействия со стороны Госкорпорации «Росатом» и Концерна «Росэнергоатом» развитию социальной инфраструктуры «атомных» городов.
Насколько высока социальная значимость развития мощностей Белоярской АЭС для жизни Заречного, какой вклад вносит четвертый энергоблок БАЭС в развитие социальной инфраструктуры городского округа, планирует ли Росэнергоатом в процессе сооружения и эксплуатации последующих энергоблоков продолжать участие в социальном развитии территории? Эти и другие темы мы подняли в ходе интервью, которое дал «МК-Урал» директор Белоярской АЭС Михаил Баканов.
– Михаил Васильевич, в настоящее время завершается сооружение четвертого энергоблока БАЭС. Что позволило этому строительству сыграть заметную роль в социальном развитии городского округа Заречный?
– Возведение четвертого энергоблока Белоярской АЭС с реактором БН-800 началось еще в 80-е годы прошлого века. Тогда в соответствии с нормами, действовавшими при планировании строительства подобных объектов, было предусмотрено выделение средств на развитие социальной инфраструктуры города-спутника БАЭС – Заречного – и прилегающих к нему сельских поселений. То есть отчисления на сооружение и реконструкцию социальных объектов были заложены уже в проектно-сметной документации на строительство энергоблока.
– Со времени проектирования и начала возведения энергоблока законодательство значительно изменилось, и теперь, как известно, отчисления на развитие социальной инфраструктуры больше не могут включаться в смету строительства АЭС. Как же теперь складывается судьба партнерства Росатома с территориями его присутствия, в частности, с Заречным?
– Еще в 2006 году глава Росатома Сергей Кириенко объявил, что, хотя атомщики больше не имеют права финансировать социальную инфраструктуру из средств на строительство энергоблоков АЭС, ранее взятые обязательства по уже строящимся объектам будут выполнены. И они действительно были выполнены – как в случае с блоком №2 Ростовской АЭС, так и у нас.
Госкорпорация «Росатом», Концерн «Росэнергоатом», Правительство Свердловской области и Городской округ Заречный совместно определили перечень социальных объектов, сооружаемых за счет строительства БН-800. На выполнение обязательств перед Заречным атомщиками было направлено 1,1 млрд рублей.
На эти средства были проведены работы по газификации Заречного и сельских поселений городского округа, реконструированы автодорожная сеть и Дворец культуры «Ровесник», возведено здание ДЮСШ «Десантник» (ранее планировалось использовать его под клуб «Юный техник»), построен бульвар на улице Алещенкова и объекты бытовой канализации на очистных сооружениях города. Строятся клубное помещение Театра юного зрителя и новый детский сад. Деньги пойдут также на разработку и освоение Усть-Камышенского участка Гагарского месторождения природных вод и на строительство водовода.
– Почему все же пришлось отказаться от прежних механизмов поддержки «атомных» городов?
– Сегодня закон требует, чтобы средства федерального бюджета, выделенные государством на строительство АЭС, в полном объеме расходовались строго по целевому назначению. Поэтому прямые отчисления от стоимости новых энергоблоков на социальную инфраструктуру теперь невозможны.
Если отчисления на соцсферу включить в сводно-сметный расчет на строительство нового энергоблока, то Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ такой проект не пропустят. Сегодня бюджетный порядок для финансирования социального развития городов предусматривает другие инструменты: для этого существуют инвестиционные проекты как результат совместной работы регионов и Министерства регионального развития РФ.
Однако Госкорпорация «Росатом» и входящий в нее Концерн «Росэнергоатом» по-прежнему заинтересованы в том, чтобы на территории размещения атомных станций – филиалов Концерна (в том числе Белоярской АЭС) – были обеспечены комфортные условия для жителей. Поэтому для финансирования социальной сферы разработаны другие механизмы.
– В прошлом году Заречный посетил гендиректор «Росэнергоатома» Евгений Романов. Тогда он назвал еще одну причину невозможности включения социальных объектов в сметную стоимость блоков – экспансию российской атомной отрасли на мировой рынок. Не могли бы вы пояснить эту мысль?
– Конкуренция между несколькими мировыми гигантами, ведущими строительство АЭС, очень высока. Заказчики, делая выбор между ними, обращают внимание на то, во сколько обошлось строительство такого же блока подрядчику у него на родине. Для них не важно, что часть денег ушла на реконструкцию дорог или строительство спортивной школы – они видят общий объем расходов. И в борьбе за заказ победит тот, у кого затраты меньше. Вот и получается, что включить бассейн или газопровод в смету российского энергоблока означает существенно снизить свои шансы на внешнем атомном рынке.
Вводя в смету дополнительные строки социальных расходов, можно проиграть и на внутреннем рынке. Ведь до сих пор не утихают споры о том, что экономически выгоднее – строительство энергоблока АЭС либо строительство ГРЭС или ГЭС. Которые, как известно, сооружение соцобъектов в свои сметы не закладывают.
– Вы упомянули о новых механизмах, которые позволяют продолжать участие Росэнергоатома в социальном развитии территорий его присутствия. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
– На сегодняшний день уже выработаны и успешно работают новые механизмы, которые позволяют, не выходя за рамки федерального законодательства и соблюдая требования бюджетной и налоговой дисциплины, обеспечивать реализацию социально ответственной политики Росатома. Она осуществляется через дополнительные соглашения Росатома с муниципальными и региональными властями, в соответствии с которыми дополнительные налоги атомных предприятий направляются на проекты развития территорий их присутствия. В частности, в настоящее время действует соглашение между Росатомом и Губернатором Свердловской области о перечислении дополнительных налоговых отчислений через региональный бюджет в местные муниципальные бюджеты «атомных» городов.
По предложению Росатома муниципальные власти ГО Заречный составили перечень проблем территории, решение которых будет профинансировано в первую очередь.
Приведу пример. Бесперебойное теплоснабжение города, безусловно, является одной из важнейших задач муниципалитета. Не так давно был длительный период, когда городская котельная осталась без газа из-за накопленных ею долгов. Белоярская АЭС не оставила город в беде – в это время мы поддерживали тяжелый, как технологически, так и финансово, гидравлический режим горячего водоснабжения. Тогда станция оказала помощь городу в кризисной ситуации, но это не должно было остаться разовой спасательной акцией. Поэтому Росэнергоатом через специально созданное дочернее предприятие участвует в повышении эффективности коммунальной сферы Заречного.
Другой пример – в рамках сотрудничества Концерна «Росэнергоатом» с Заречным проводится реконструкция и модернизация плавательного бассейна «Нептун» – на это Концерном выделено порядка 200 млн рублей.
– После завершения строительства энергоблока №4 планируется строительство энергоблока №5 с реактором БН-1200. Даст ли это городу какие-то дополнительные возможности в плане его социально-экономического развития?
– Дополнительные налоги, которые перечисляются на социальное развитие территорий, распределяются Росэнергоатомом пропорционально мощности атомных станций. БАЭС в десятке российских АЭС находится по мощности пока только на предпоследнем месте, а с пуском каждого нового блока ее мощность будет расти. Как следствие, повысятся и налоговые отчисления на прибыль, на имущество и так далее.
Кроме того, строительство БН-1200 даст и еще некоторые возможности развития городского хозяйства. Их можно будет реализовать за счет учета потребностей города в проекте энергоблока. Например, блоку потребуется водоснабжение, и если заложить в проекте резервные мощности по этому параметру, то часть из них можно будет направить на город. Этот способ применим и к некоторым другим объектам инфраструктуры.
Не стоит забывать и о том, что новые энергоблоки – это новые рабочие места, причем их будет довольно много, а работники будут иметь довольно высокие зарплаты.
А это в свою очередь повлечет за собой развитие вспомогательных производств и других сфер деятельности: стройиндустрии, торговли и услуг, культуры, спорта.
– А насколько социальные программы Росатома влияют на развитие спорта в Заречном?
– Только в 2013 году от Госкорпорации «Росатом» и Концерна «Росэнергоатом» гранты на реализацию проектов получили шесть общественных организаций нашего городского округа. Некоторые из этих проектов связаны с развитием спорта и распространением здорового образа жизни. Среди грантополучателей – социально-реабилитационный центр «Дорога к жизни» с проектом профилактики алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, Фонд развития автомотоспорта со своей программой занятий для подростков и Союз морских пехотинцев – их проект «Доступная физкультура» рассчитан на установку дворовых тренажерных комплексов.
Что касается здоровья населения, то, по данным Федерального медико-биологического агентства России, многолетние наблюдения за здоровьем населения города показывают: работа Белоярской АЭС не причиняет вреда здоровью жителей Заречного. Наоборот, приносит очевидную пользу – здесь обеспечиваются хорошие социальные стандарты для населения, получают поддержку культурные и спортивные инициативы, а это является стимулом для здорового образа жизни.
В заключение хочется еще раз подтвердить: Росатом продолжает социально ответственную политику на территориях, где размещены АЭС. Оснований предполагать, что могло быть иначе, нет. И никогда не было.