Две недели назад ректор головного МИФИ Михаил Стриханов назначил на должность руководителя ИАТЭ Валерия Галкина. Его знают многие обнинцы — долгое время Валерий Алексеевич стоял у руля кафедры прикладной математики.
Как признается он сам, назначение не было неожиданным — его имя фигурировало на различных совещаниях с марта месяца. Хотя лично он не выступал с какими-либо инициативами.
Новая среда. Вы совершили контрастный переход — от заведующего кафедрой до руководителя вуза. Это подразумевает совершенно новый фронт работ.
Галкин. Конечно, это огромный скачок, но по направлению традиционного для меня вектора деятельности, в русле моей привычной работы. Я говорю о подготовке специалистов для атомной отрасли — потребность в них колоссальная.
По утвержденной руководством страны программе в нашей стране должны ежегодно возводиться атомные станции общей мощностью 2 ГВт. Для них нужны специалисты — высококлассные эксплуатационники, расчетчики, инженеры и так далее. И наш институт играет здесь важнейшую роль — мы один из тех вузов, который должен обеспечить “поставку” кадров.
Новая среда. В ИАТЭ за долгие годы неоднократно происходили изменения в плане его подчинения. Какое место нашему вузу уготовано в махине НИЯУ МИФИ?
Галкин. ИАТЭ — выходец из МИФИ. Когда-то мы были филиалом института. Потом стали самостоятельной единицей. Сейчас находимся на новом витке спирали.
Наш вуз не просто возвращается под крышу МИФИ, его ставят на один уровень. Во всяком случае, об этом говорит ректор МИФИ Михаил Стриханов: два вуза создают единую площадку, где молодые люди обретают возможность получить высококлассное образование, востребованное как в нашей стране, так и за рубежом.
Во всем мире МИФИ — знак качества. Я находил неоднократное этому подтверждение во время работы в Германии, Швейцарии, Италии.
Новая среда. У Обнинска намечены более чем масштабные долгосрочные перспективы. Центр ядерной медицины, наноцентр, центр ядерных технологий. И как неоднократно отмечал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, важнейшая задача на сегодня — войти в реализацию этих проектов совместно со стратегическими партнерами — госкорпорациями “Росатом”, “Роснано”, ФМБА. При этом область возлагает весьма определенные надежды именно на ИАТЭ.
Галкин. Действительно, область формирует своего рода госзаказ, чтобы мы выпускали специалистов под нужды конкретных предприятий. И у меня уже были встречи с областными чиновниками от образования. Кроме того, дальнейшие перспективы сотрудничества в ближайшем времени обсудят на совместной встрече Артамонов и Стриханов. Сейчас мы рассматриваем ИАТЭ как площадку не только для атомной отрасли по всей России, но и для нужд нашего региона.
Тем более, ядерная тематика звучит для нашего региона, и особенно Обнинска, с новыми, важными акцентами. В перечисленные же проекты наши выпускники просто идеально вписываются.
Новая среда. Система высшего образования постоянно претерпевает изменения. Что на сегодня в этих реформах ключевое?
Галкин. Главная задача высшего образования — чтобы выпускник смог адаптироваться в среде, связанной с реальным производством, где его ждут и знают. Иначе мы повторим опыт Франции, где огромное количество низкоквалифицированных выпускников вузов, которые не были профессионально востребованы, вышли на улицы.
Мы не вправе допустить такой же ситуации в России. Наверное, в этом и заключается одна из социальных миссий высшего образования.
Новая среда. Вам удобно в новом кресле?
Галкин (улыбается). Даже времени подумать об этом не было. Сейчас в институте жаркая пора — заканчивается семестр, начинается прием абитуриентов. Помимо этого, с 1 сентября у нас начинается подготовка для атомной отрасли 80 специалистов из Вьетнама. Это один из важнейших госзаказов.
К нам приедут выпускники школ, которым еще надо учить русский. И сейчас мы ищем преподавателей русского как иностранного языка.
Кроме того, у меня сейчас идет процесс вхождения в должность. Поэтому на работе я с 8 утра до 23 вечера.