20 июля 2010

Михаил Стриханов: Путь, с которого не свернуть

Прошло почти полгода со дня образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». О том, какие результаты достигнуты за это время, мы беседуем с ректором вуза Михаилом Стрихановым.

– Михаил Николаевич, каковы основные результаты создания НИЯУ МИФИ?

– Было несколько этапов развития. Отсчет времени мы ведем с указа Президента РФ (октябрь 2008 года), который обозначил создание национального исследовательского университета на базе МИФИ как пилотного проекта. Затем было апрельское распоряжение 2009 года Правительства РФ о реорганизации МИФИ и ряда других вузов, подведомственных Рособразованию и Госкорпорации «Росатом», в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». После этого распоряжения примерно полгода проводились все соответствующие юридические действия, и 18 декабря 2009 года было образовано единое юридическое лицо – Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», который в настоящий момент включает 10 вузов и 15 учебных заведений среднего профессионального образования. И это можно считать главным итогом прошедшего года.

Если говорить про год настоящий, то сейчас мы находимся на этапе становления организационной структуры (надо понимать, что холдинг, состоящий из 25 образовательных учреждений, нуждается в соответствующих управлении, структуре и т.д.) и формирования приоритетных проектов, направленных прежде всего на кадровое обеспечение атомной отрасли. Распоряжением Правительства РФ прошлым летом была утверждена программа создания и развития НИЯУ МИФИ на 2009–2017 годы, которая определяет как приоритетные направления развития университета, так и финансирование мероприятий, которые необходимо выполнить для достижения основной цели. А ее мы определяем как обеспечение кадрового и научно-¬инновационного развития атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования; обеспечения интеграции науки, образования и производства.

В отличие от любого другого национального исследовательского университета, у нас есть единый заказчик в лице Госкорпорации «Росатом», который не только ставит перед НИЯУ МИФИ задачи, но и софинансирует программу создания и развития НИЯУ МИФИ. Чтобы эффективно решить основные задачи развития университета, поставленные в программе, создан управляющий комитет, который возглавляет генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Комитет провел два заседания, последнее из них состоялось в марте. На нем были рассмотрены и утверждены основные приоритетные проекты, реализация которых должна начаться в этом году.

– Какие проекты признаны приоритетными?

– В список приоритетных проектов на 2010 год вошли «Кадры для ядерно­энергетического комплекса», «Кадры для ядерных энерготехнологий нового поколения»,  «Кадры для федеральных ядерных центров», «Кадры для НИЦ «Курчатовский институт», «Развитие международного сотрудничества и экспорта образовательных услуг», «Профориентация и обеспечение нового набора студентов», «Единое информационно­образовательное пространство», «Послевузовское образование и повышение квалификации персонала», «Образовательные проекты общего назначения», «Качество образования и управления университетом», «Развитие инфраструктуры университета», «Важнейшие научно¬инновационные проекты». Сообразуясь с количеством выделенных средств, мы выбираем проекты на два­три года и приступаем к решению задач по их реализации. Впереди у нас не менее семи - ¬восьми лет, и по мере выполнения приоритетных проектов и с учетом высвобождающихся финансовых ресурсов будет соответственно формироваться следующий блок проектов, которые станут приоритетными в будущем.

– Как вы считаете, помогут ли проводимые реформы быстро получить новое качество образования?

– Качество образования – категория довольно сложная. Его невозможно достичь ни за полгода, ни за год вне зависимости от имеющихся финансовых ресурсов, хотя их наличие – необходимое условие развития. Тем не менее программа создания и развития нашего университета нацелена именно на то, чтобы за пять - ¬семь лет достичь нового качества образования по основным специальностям, интересующим Росатом.

Это качество будет достигаться и переходом на новые образовательные стандарты третьего поколения, гармонизацией этих стандартов c требованиями работодателя. Только работодатель определит, какими необходимыми компетенциями обладает выпускник, а какими - нет.

Соответственно необходима модернизация образовательных программ по этой обратной связи. Федеральный закон дал НИЯУ МИФИ возможность использовать собственные образовательные стандарты, что позволит нам, имея обратную связь, создавать такие образовательные стандарты, которые наиболее полно удовлетворят потребности работодателя и которые в существенной степени различаются в зависимости от принадлежности предприятия тому или другому сектору.

– Как вы оцениваете нынешнее  качество образования в НИЯУ МИФИ?

– НИЯУ МИФИ объединяет 10 высших учебных заведений, различающихся по составу преподавателей, специальностям, количеству студентов и степени интеграции с предприятиями атомной отрасли. Как показал анализ результатов государственных экзаменов и защит дипломных проектов в этом году качество подготовки специалистов в НИЯУ МИФИ – на высоком уровне, но различается в зависимости от учебного заведения.

Одна из задач, которую призван решить НИЯУ МИФИ, – это обеспечение единого по всем учебным заведениям высокого качества подготовки специалистов для атомной отрасли. Работая в едином образовательном пространстве, мы имеем возможность создать единую систему методического обеспечения учебного процесса, организовывать индивидуальные траектории подготовки студентов, использовать базу и преподавателей различных учебных заведений, привлекать лучших ученых из федеральных ядерных и государственных научных центров к преподавательской деятельности, создать единую базу практик на предприятиях атомной отрасли. Все это направлено на повышение качества образования во всех вузах НИЯУ МИФИ.

В подготовке специалистов для научно¬технического сектора особую роль играет учебно¬исследовательская работа студентов (начиная с третьего курса), которая выполняется под руководством опытных преподавателей, работающих по определенной научной тематике. Поэтому нам необходимы научные заказы отрасли, к решению которых мы могли бы привлекать студентов и аспирантов. Сейчас объем финансирования научных исследований по заказу атомной отрасли из общего объема финансирования НИЯУ МИФИ по науке составляет около 10 %, что явно недостаточно для решения поставленной задачи. И если эту ситуацию в ближайшее время не поправить, то нам не удастся наладить выпуск специалистов, подготовленных к решению научных задач, стоящих перед атомной отраслью, и имеющих практический опыт их решения, поскольку студенты в вузе с этими задачами не сталкиваются.

– НИЯУ МИФИ вошел в десятку российских вузов, обладающих правом проводить дополнительные (помимо ЕГЭ) экзамены. Повлияет ли это на качество образования?

– Надеюсь, что повлияет, поскольку для таких технических вузов, как, например, наш университет, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МФТИ и т.д., очень важно, чтобы абитуриент логически мыслил, умел нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому дополнительные испытания для поступающих в ведущие технические вузы позволят набрать абитуриентов, способных обучаться по нашим образовательным программам. Ядерная отрасль – высокотехнологичная и достаточно сложная область знаний, требующая качественно подготовленных абитуриентов. Мы не можем за пять с половиной лет из плохого «исходного материала» сделать хорошего специалиста, который по роду своей деятельности будет работать с ядерными материалами и со сложными техническими системами.

– В свое время много говорилось о необходимости разработки стандарта образования, получаемого выпускником НИЯУ МИФИ в соответствии с требованиями атомной отрасли. Что-нибудь сделано или делается в этом направлении?

– Образование в любом учебном учреждении нашей страны осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами. В настоящее время происходит переход на образовательные стандарты третьего поколения, объективно необходимые. Эти стандарты нацелены на то, чтобы дать выпускнику знания, необходимые работодателю. Нами разработаны примерные государственные стандарты третьего поколения, представленные Рособразованию и принятые им за основу. Кстати, работая над ними, мы привлекали специалистов ведущих организаций отрасли, и они дали положительные отзывы, а это значит, что такие стандарты соответствуют их потребностям.

Кроме того, как я уже упоминал, НИЯУ МИФИ дано право федеральным законом разрабатывать свои собственные образовательные стандарты. Они могут отличаться от общегосударственных. Поэтому сейчас, начав подготовку специалистов и наладив обратную связь с работодателем, можно дать объективную оценку качества наших выпускников, работающих на предприятиях отрасли.

«Выходной контроль» у нас есть – это государственные экзамены, защита дипломных работ на государственных экзаменационных комиссиях, председателями которых, как правило, являются представители отрасли. Но тем не менее у каждого предприятия наверняка есть какой­то свой «входной контроль» специалистов. Необходимо унифицировать этот контроль и получить обратную связь от работодателя, а на ее основе разработать собственные образовательные стандарты, которые в наибольшей степени будут удовлетворять потребностям конкретных блоков предприятий отрасли.

Вряд ли мы сможем строить стандарты под каждое конкретное предприятие. Хотя и это возможно с помощью практики студентов и обучения в магистратуре. Это очень важный момент. Дело в том, что образовательные государственные стандарты для специалиста оставляют всего 10 % вариативной части на усмотрение вуза. И только в рамках этих 10 % мы можем подстраиваться под нужды предприятия. Естественно, выпуская специалистов по заявкам предприятий, мы сможем удовлетворить только широкие блоки их запросов. А вот для магистратуры вариативная часть составляет 70 %! И в рамках магистратуры мы фактически можем выстроить образовательную программу индивидуально для каждого студента и подготовить такого выпускника, который нужен непосредственно каждому отдельному предприятию.

С 2011 года запланирован переход к двухуровневой системе образования: бакалавриат и магистратура. Поэтому нам в эту систему надо вместе с отраслью очень активно и жестко встраиваться, понимать, кому нужны бакалавры, куда они пойдут работать, кому нужны магистры, куда они пойдут работать.

Специалитет тоже остался. В декабре вышло постановление правительства, которое оставляет специалитет по ряду специальностей, но это, скорее, исключение. Это будет небольшой выпуск, прежде всего по специальностям, для которых невозможна подготовка бакалавров и магистров. В постановлении этот перечень специальностей есть. Но ещё раз повторюсь: специалитет – это фактически на 10 % вариативная часть, удовлетворение в целом, но не индивидуально. Магистратура – удовлетворение каждого потребителя индивидуально.

– Как вы оцениваете современных студентов? Готовы ли они, на ваш взгляд, к реализации таких масштабных программ Госкорпорации «Росатом», которые сегодня выполняются?

– Если отрегулировать набор абитуриентов и набирать пусть не гениальных, но хотя бы нормально подготовленных школьников, то, став студентами, они в полном объеме осваивают программу и способны участвовать в реализации программ Росатома. Здесь вопрос ещё в том, насколько отрасль готова воспринять, привлечь и закрепить талантливых студентов... Здесь, мне кажется, процесс двухсторонний. НИЯУ МИФИ со своей стороны будет всеми способами, всеми путями готовить специалистов, способных решать эти задачи. Но и отрасль должна быть готовой оправдать ожидания молодых людей с нормальными амбициями – а только человек с амбициями способен решать серьезные задачи – как с точки зрения работы, так и с точки зрения оплаты их труда, социальных благ.

– Каков на сегодняшний день процент выпускников НИЯУ МИФИ, которые идут в атомную отрасль? Возрастет ли спрос на выпускников и планируется ли увеличение их потока в отрасль?

– Я уже отмечал, что НИЯУ МИФИ сейчас – это территориально распределенный комплекс. Если брать вузы, которые расположены в закрытых административно­территориальных образованиях (например, Саровский физико-технический институт), то там фактически 100 % выпускников идут в соответствующий федеральный ядерный центр. Если же говорить о Москве, то здесь, естественно, существует проблема столицы, проблема большого города, связанная с тем, что студент, проучившийся в таком городе пять с половиной лет, после окончания вуза уже не желает ехать на работу в регионы, поскольку считает (и во многом оправданно), что стартовые условия для его карьерного роста в крупном городе существенно выше. Если региональные научные центры Росатома и предприятия способны им предложить конкурентные условия, то, я думаю, эта проблема тоже может быть решена.

Мы проводим совместно с Госкорпорацией «Росатом» анализ с целью выяснить, сколько у нас выпускников пошли в отрасль, насколько они соответствуют требованиям работодателя и, собственно, какова потребность в выпускниках. Задача осложняется тем, что надо смотреть на много лет вперед. Для обеспечения нужного количества выпускников для отрасли по конкретной специальности через пять с половиной лет мы должны начать подготовку сегодня. Долгосрочные прогнозы носят во многом вероятностный характер, поэтому мы вынуждены работать в условиях неопределенности, но текущие потребности отрасли стараемся удовлетворять. Чем более детализированный и долгосрочный заказ по специальностям и предприятиям мы будем иметь, тем более эффективно сможем решать задачу кадрового обеспечения атомной отрасли.

– Росатом строит атомные электростанции в ряде зарубежных стран – Индии, Китае, Иране, Болгарии и т.д. Повысился ли интерес к НИЯУ МИФИ в других странах?

– В вопросе подготовки иностранных студентов мы абсолютно жестко ориентированы на международную деятельность Росатома. Не секрет, к нам поступают предложения из целого ряда стран на обучение студентов. Мы, как правило, отказываемся, поскольку эти страны не находятся в сфере интересов Госкорпорации. К тому же у нас всего две точки, где могут обучаться иностранные студенты по соображениям режимности – Москва и Обнинск, но в них ограничено количество учебных аудиторий и мест в общежитиях. Поэтому мы аккумулируем имеющиеся возможности для решения задач по обучению иностранных специалистов, которые будет ставить перед нами Росатом. И ставит уже, кстати. Первая страна, которая сейчас активно работает с нами через госкорпорацию, – Вьетнам. Мы готовимся принять в этом году от 50 до 70 вьетнамских студентов, а в планах на ближайшие пять лет – до тысячи студентов. Через Госкорпорацию выходят и другие страны, делегации которых посещают наш университет и которые потенциально готовы посылать на обучение к нам студентов. Мы с ними стараемся построить долгосрочные отношения.

– А филиалы за рубежом не планируется открыть?

– Планы есть, но от планов до реализации – очень большая пропасть, поскольку в этом вопросе существуют определенные требования, правила. Филиалы за рубежом можно открывать в рамках межправительственных соглашений, нужна юридическая и законодательная база. Это непростой путь, но мы начинаем думать и работать в этом направлении. В этом смысле мы рассматриваем и Болгарию, и Казахстан, и другие страны, которые интересны для Росатома.

Гораздо более легкий и простой путь – это наращивание базы здесь, в Обнинске и Москве. Например, сделать центр для подготовки иностранных студентов на базе Обнинского университета атомной энергетики НИЯУ МИФИ. Прекрасный город, рядом с Москвой, зеленый, тихо, спокойно и отличная база. Надо решать проблемы размещения, аудиторий, но это совместно с Росатомом можно решить. И тогда возможны не только обучение иностранных студентов, но и переподготовка кадров зарубежных стран. На заседаниях управляющего комитета программы создания и развития НИЯУ МИФИ С. Кириенко отмечал важность обучения иностранных студентов, и в протоколах даны соответствующие поручения, разработаны планы, сделаны предложения. То есть идет очень активная совместная работа.

– То есть имидж НИЯУ МИФИ на зарубежном образовательном рынке меняется в лучшую сторону? Какие мероприятия этому способствуют?

– Имидж НИЯУ МИФИ на международном рынке образовательных услуг, по моему мнению, всегда был положительным и достаточно высоко оценивался. Что касается мероприятий, то в январе нас посетила миссия МАГАТЭ по сохранению ядерных знаний. Обычно спектр ее работы – атомные станции и научные центры. Предварительный отчет в МАГАТЭ готов, и я с удовольствием отмечу, что получены положительные отзывы о наших потенциальных возможностях, в том числе и в подготовке зарубежных студентов. Мы действительно показали, что мы это умеем.

– Каким вам видится НИЯУ МИФИ через десять лет?

– Есть программа создания и развития НИЯУ МИФИ, и там прописаны те задачи, которые мы хотим решить, и то, какими мы должны стать. НИЯУ МИФИ через десять лет должен быть мощным кластером в области ядерного образования, который доминирует в российском образовательном пространстве, полностью удовлетворяя потребности Росатома в подготовке кадров. НИЯУ МИФИ должен стать мощным игроком на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий, обеспечивающим «под ключ» кадровое сопровождение международных проектов Госкорпорации «Росатом».

Это трудные задачи, для их решения необходимо развить материально­техническую базу учебных заведений, обеспечить высокое качество ядерного образования в рамках единого образовательного пространства и создать приток талантливой молодежи. Но у нас есть четко сформулированная программа действий, есть финансовый ресурс, есть понимание необходимости и неизбежности этого пути, мы на него стали и сворачивать не собираемся.

Беседовал А. Гох