Интервью с директором – генеральным конструктором ОКБ «Гидропресс» Сергеем Рыжовым.
- Какие факты из истории ОКБ «Гидропресс» вы любите рассказывать в неформальных беседах?
- В конце 1980-х подводные лодки, оснащённые нашими реакторными установками с жидкометаллическим теплоносителем на основе сплава свинца и висмута, попали в Книгу рекордов Гиннеса как самые быстроходные. Какое-то время они были совершенно неуязвимы. Просто не существовало торпед, которые могли бы догнать их на полном ходу. Конечно, американцы сразу развернули мощную программу модернизации оружия поражения подводных целей и года за два его создали. Но когда в 1990-х годах Россия начала договариваться с США о конверсии, то первое, что потребовали американцы, — снять «рекордные» лодки с боевого дежурства.
Предприятию удалось сохранить технологию «свинец-висмут», и это повод для особой гордости. Коллектив уже разработал конверсионные проекты многоцелевых свинцово-висмутовых быстрых реакторов СВБР-100 и СВБР-10. В конце прошлого века во всём мире наступила пауза в развитии атомной энергетики и мы через Атомстройэкспорт вышли в лидеры по количеству одновременно строящихся энергоблоков за рубежом. Их было пять, и все с реакторными установками типа ВВЭР: один блок в Иране, два блока в Китае и два — в Индии. Фактически ОКБ снова превратилось в локомотив, который тянул за собой развитие всей отрасли.
- Вы сказали «снова». Когда ещё ОКБ «Гидропресс» становился двигателем отрасли?
- 1970-е годы можно назвать периодом расцвета нашей организации. Советские атомщики впервые вышли на рынок развитых европейских стран с водо-водяными реакторами, получив контракт на два энергоблока в Финляндии. Тогда мы только догоняли Европу и США, но всего за несколько лет нам удалось занять ведущие позиции по количеству одновременного строительства АЭС за рубежом, подтянуть машиностроение и нормативную базу.
Сейчас тоже хорошее время, время бурного развития. 2010 год оказался очень напряжённым, но и очень успешным. Мы были загружены работой по увеличению срока службы всех своих энергоблоков, по модернизации и повышению мощности действующих АЭС. Сегодня у Гидропресса много новых проектов, а один из главных — ВВЭР-ТОИ.
- Это проект типовой станции на базе АЭС-2006?
- Да, проект только начал разворачиваться, задача в ближайшей перспективе очень интересная. Предстоит не только модернизировать энергоблок АЭС-2006, но и освоить технологию трёхмерного моделирования. Она в дальнейшем преобразуется в 6D-моделирование — проект будет содержать в электронном виде все чертежи в трёхмерной объёмной модели, а также информацию по срокам строительства, финансовым и трудовым затратам.
В 2011 году мы намерены внедрить программное обеспечение Siemens NX, которое со временем планируется распространить на все заводы-изготовители. А пока будем параллельно готовить бумажные двумерные чертежи в единой системе конструктор-
ской документации. Кроме того, вскоре начнётся пуск наших энергоблоков…
- Вы об АЭС «Бушер»?
- Да, но кроме иранской станции мы занимаемся подготовительными работами на АЭС «Куданкулам», разворачиваем работы по энергоблокам № 3 и № 4 АЭС «Тяньвань», продолжаем проект АЭС «Белене». Есть и принципиально новые направления — например, участие в тендере по достройке третьего и четвёртого блока АЭС «Темелин» в Чехии. Впервые в своей истории Гидропресс вышел на конкурс в составе международного консорциума с Атомстройэкспортом и чешским заводом Skoda JS. Это масштабная задача, в рамках которой ОКБ будет развивать компетенции международного сотрудничества.
Что касается технологии быстрых реакторов, то в будущем мы поставили перед собой задачу увеличить коэффициент воспроизводства (наработки вторичного ядерного топлива) в быстрых реакторах до 0,7–0,8. Только при таком коэффициенте, по нашим расчётам, ВВЭР хорошо впишется в замкнутый ядерный топливный цикл. Также мы собираемся дополнить модельный ряд водо-водяных реакторов. Сегодня базовым считается ВВЭР-1200, один из перспективных — ВВЭР-600. Но это не всё. Несколько лет назад мы разработали ВВЭР-1500 и вскоре планируем создать ВВЭР-1800 для регионов с развитой энергетической системой: центральной части России или Индии например. Реакторы аналогичной мощности сейчас строят в Финляндии, во Франции и в Китае.
И, наконец, долгосрочная перспектива — наш проект ВВЭР-СКД (на сверхкритическом давлении). Такие установки будут иметь коэффициент полезного действия порядка 45%, что существенно больше, чем у современных ВВЭР. Это позволит сократить затраты на строительство, а сроки строительства ВВЭР-СКД не превысят, по нашей оценке, 32–36 месяцев. Вот что такое технологии будущего.
- Насколько далёкого будущего?
- К практической части мы подойдём где-то к 2020 году, а сейчас находимся на стадии начальных НИОКР — поиск и обоснование новых конструкционных материалов, разработка расчётных тяжёлых кодов для проектирования. Конечно, многое можно брать и из тепловой энергетики, где уже не один год ведутся исследования воды со сверхкритическими параметрами. Но в атомной отрасли своя специфика — материалы должны быть устойчивыми к радиационному воздействию. ВВЭР-СКД — настоящий научный прорыв, и здесь мы опережаем ведущие атомные державы. Это наши основные пути развития.
Мы не растеряли свой потенциал в «лихие» 90-е, нашли возможность загрузить людей и даже не снизили уровень зарплат после дефолта. Всё это позволяет с уверенностью говорить о том, что новые планы станут реальностью. А сегодня и подавно вопрос сокращения численности штата не актуален — из года в год у нас растёт число заказов, повышается производительность труда. Коллектив почти целиком состоит из инженеров, у нас есть и доктора наук, и множество кандидатов.
- Чего вы ждёте в юбилейном для ОКБ 2011 году?
- Мы справились с бюджетным заданием Росатома на 2010 год, и я надеюсь, что нам удастся выполнить те амбициозные задачи, которые перед ОКБ «Гидропресс» поставлены теперь.
Справка
Подольский Гидропресс - почти ровесник отрасли. Приказ Совета народных комиссаров СССР о создании организации был выпущен 28 января 1946 года. Первым проектом опытного конструкторского бюро стало теплообменное оборудование для реакторов-наработчиков оружейного плутония (сегодня все они в России уже не используются), а также исследовательские реакторы со вспомогательным оборудованием для Института теоретической и экспериментальной физики. В тяжёлые послевоенные годы здесь, в Гидропрессе, закладывались основы будущих атомных энергоустановок, изучались процессы, происходящие при делении ядра, их воздействие на конструкционные материалы и охлаждающую среду.
В 50-х годах прошлого века в ОКБ «Гидропресс» создали парогенератор и теплообменники для первой в мире атомной станции, расположенной в Обнинске. В 1955 году под руководством академика Игоря Курчатова было разработано техническое задание на проект первого отечественного водо-водяного энергетического реактора мощностью 210 МВт, который был установлен на Нововоронежской АЭС.
Тогда же началось изучение перспективности натриевого теплоносителя. Теперь по этой тематике Россия — общепризнанный мировой лидер. Для освоения технологии обращения с натрием на ОКБ собрали специальный стенд Н-3000. В середине 1950-х правительство СССР приняло решение о сооружении на полуострове Мангышлак (территория Казахстана) реактора для опреснения воды и обеспечения электроэнергией предприятий города Шевченко — установка БН-350 была построена и выведена
на расчётную мощность в 1975 году.
В конце 1960-х ОКБ «Гидропресс» разработало исследовательскую установку БОР-60, предназначенную для обоснования и проверки основных технических и технологических решений, определяющих параметры атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах. Событие открыло новый этап в развитии атомной техники всей страны. На БОР-60 проходило множество экспериментов в области ядерной энергетики, медицины, сельского хозяйства. Аналогичные установки, построенные в те же годы, сегодня выведены из эксплуатации, а БОР-60 «трудится» до сих пор — уже больше 40 лет.
Почти полвека назад Гидропресс создал и парогенератор реактора БН-600 для третьего энергоблока Белоярской АЭС. Сегодня в ОКБ готов проект парогенератора для БН-800 (такая установка сооружается) и концептуальный проект ПГ для БН-1800.
По итогам первых десятилетий деятельности ОКБ «Гидропресс» стало ясно, что специалисты бюро способны быстро обеспечивать новой техникой атомную промышленность. Талантливым инженерам поручили сделать ядерную паропроизводящую установку с жидкометаллическим теплоносителем «свинец-висмут» для атомных подводных лодок. Конструкторы блестяще справились с задачей и были удостоены Ленинской премии. С 1955 года технология ВВЭР — главное направление предприятия.
Сейчас Гидропресс создаёт реакторы для АЭС широкого диапазона мощности: от 300 до 1700 МВт. Установки, построенные по проектам ОКБ, эксплуатируются на 18 атомных станциях России, Украины, Армении, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и Китая. Это 29 энергоблоков с ВВЭР-1000 и 23 энергоблока с ВВЭР-440. Общее время их работы уже превысило 1,4 тыс. реакторо-лет, и всё это без каких-либо инцидентов в части радиационной безопасности.
ОКБ «Гидропресс» — единственная в мире компания, проекты которой приняты к исполнению на пяти объектах за рубежом. В России при участии бюро идёт строительство серийных энергоблоков АЭС с усовершенствованной реакторной установкой типа ВВЭР-1200. Они предназначены для Нововоронежской и Ленинградской АЭС-2, а также Балтийской станции. Именно проект атомной станции с реакторной установкой ВВЭР-1200 лёг в основу стратегии развития атомной отрасли России в первой половине 21 века.
За большой объём выполненных и внедрённых разработок ОКБ «Гидропресс» отмечено орденом Трудового Красного Знамени и орденом Труда Чехословакии. Многие сотрудники удостоены правительственных наград, имеют звания лауреатов Ленинской и Государственной премий, премии Совета Министров СССР и Правительства РФ. Десяткам специалистов ОКБ присвоены звания «Заслуженный конструктор России», а главному конструктору бюро Василию Стекольникову, руководившему предприятием с 1962 по 1992 год, — звание «Герой Социалистического Труда».
Материал подготовила Оксана Прилепина, газета "Страна Росатом"