Заместитель председателя Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Сергей Барановский ответил на вопросы журналиста пан-арабской газеты «Аль-Араби Аль-Джадид».
- Все больше арабских стран, в частности Египет, Иордания и ОАЭ, стремятся к реализации ядерных программ. Что им это даст в экономическом и социальном плане? Обеспечение электроэнергией на долгие годы? Освоение новых территорий?
- Регион Ближнего Востока и Северной Африки является одним из драйверов мирового рынка атомной энергетики. Тот факт, что такие богатые запасами нефти и газа страны, как ОАЭ и Саудовская Аравия, активно развивают или стремятся развивать у себя атомную энергетику, свидетельствует о том, что атомная энергия — необходимый элемент устойчивого энергобаланса в эпоху перехода к низкоуглеродной экономике. В «зеленой» энергогенерации атомная энергия выступает в качестве базовой нагрузки, обеспечивая потребности населения и бизнеса в электроэнергии. Для той же Иордании, где энергодефицит составляет 96%, строительство АЭС позволит обеспечить потребности населения и предприятий в доступной и чистой электроэнергии. В то же время развитие атомной энергетики позволит странам-нефте- и газоимпортёрам высвободить дополнительное количество углеводородов для экспорта.
Атомная энергетика способна обеспечить потребности стран на много лет вперёд; средний срок службы АЭС — 60 лет, то есть это долгосрочные инвестиции в будущее страны.
Кроме того, стоит помнить, что создание атомных энергетических мощностей — это не только решение вопроса производства электроэнергии, но и мощный стимул для развития всей экономики страны: это новый подход к науке и образованию, к промышленности в стране, к уровню развития технологий. Поскольку АЭС — это одно из самых сложных инфраструктурных сооружений, которое существует, её создание приводит к образованию вокруг разветвлённой инфраструктуры: это и подготовка кадров для обслуживания атомной отрасли, и научные исследования, и развитие смежных отраслей, и налоговые поступления в бюджет. Строительство АЭС задействует около 3 000 человек на стройплощадке и около 10 000 человек в ядерной инфраструктуре. Развитие атомной энергетики — это вопрос не только энергообеспечения, но и повышения уровня жизни, нового качества образования, формирование новых профессий и целых отраслей промышленности в стране.
Интегрированное предложение Госкорпорации «Росатом» предлагает странам-партнёрам комплексное решение: и в области сооружения и эксплуатации АЭС, и подготовки кадров для её обслуживания, и помощь в создании необходимой инфраструктуры для атомной отрасли в стране. Росатом продолжает оставаться лидером на рынке атомных технологий. На разных стадиях реализации находятся 34 энергоблока в странах Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона и 8 энергоблоков в России. Госкорпорация «Росатом» покрывает больше половины мирового рынка экспорта ядерных технологий. Только в 2017 году планируется пуск двух энергоблоков в России (4-ого энергоблока Ростовской АЭС и 1-ого энергоблока Ленинградской АЭС-2) и 3-его энергоблока АЭС Тяньвань в Китае.
- Каковы возможные риски или подводные камни? Ситуация с безопасностью, риск землетрясений?
Безусловно, создание отрасли атомной энергетики в стране с нуля — непростая задача, которая подразумевает развитие необходимой инфраструктуры, научно-технического потенциала, подготовки кадров. Поэтому для стран-новичков особенно важен опыт компаний-вендоров и доступ к накопленным ими знаниям.
В контексте безопасности, современные АЭС являются одними из самых безопасных промышленных объектов. Международные «постфукусимские» стандарты безопасности, которым должны соответствовать все действующие АЭС, подразумевают требования к площадке под станцию в части сейсмоустойчивости и высокую степень защиты от техногенных и природных внешних воздействий. В частности, российская технология ВВЭР-1200, первый в мире действующий проект поколения 3+ (6-ой энергоблок Новоронежской АЭС с реактором ВВЭР-1200 успешно эксплуатируется), оснащена пассивными и активными системами безопасности. Современные энергоблоки российского дизайна учитывают результаты стресс-тестов, в ходе которых закладывались более экстремальные условия, чем во время инцидента на АЭС «Фукусима».
Прежде чем построить АЭС, площадка под его сооружение тщательным образом исследуется на предмет её пригодности, в том числе на предмет сейсмической активности. Решение о сооружении АЭС принимается после тщательной проверки и анализа соответствия площадки жёстким требованиям и нормам МАГАТЭ. Российские технологии обладают высокой степенью надёжности и защиты от внешних природных воздействий, будь то ураган, цунами, землетрясение. И это не просто слова. Можно привести в пример Армянскую АЭС, которая в конце 80-х гг. выдержала сильнейшее землетрясение магнитудой выше 7 баллов, полностью сохранив свою работоспособность. В настоящее время второй блок станции продолжает успешно работать, обеспечивая около 30–35% годовой выработки электроэнергии в стране. Если мы посмотрим на недавнюю ситуацию в США, на ураганы Харви и Ирма, то во время этих катаклизмов АЭС были практически единственными источниками энергии, чья работа не пострадала в результате бедствия.
АЭС — источник «чистой» энергии. В отличие от угольных ТЭЦ, в процессе производства электроэнергии на АЭС отсутствуют потребление кислорода и выбросы загрязняющих, токсичных и канцерогенных веществ, а также «парниковых» газов. АЭС не только не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, но и на сегодняшний день являются единственной альтернативой углеводородам для обеспечения потребностей человечества в электроэнергии в условиях перехода к низкоуглеродной экономике.