26 февраля 2020

Гендиректор "Атомфлота" Мустафа Кашка о прошедшем ремонте и перспективах контейнеровоза "Севморпуть"

С декабря 2019 года по февраль 2020 года в Санкт-Петербург заходило единственное в мире действующее грузовое судно с ядерной энергоустановкой – атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомоход прошёл ремонт и техническое обслуживание на двух площадках. О том, какие работы выполнялись на судне, а также о перспективах "Севморпути" и атомной энергетики в торговом флоте в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info рассказал генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка.

– Мустафа Мамединович, какие работы выполнялись на судне во время докования на Канонерском судоремонтном заводе?

– На площадке ЗАО "Канонерский судоремонтный завод" проводился плановый доковый ремонт донно-бортовой арматуры и винторулевого комплекса атомного контейнеровоза "Севморпуть".

– Затем судно переместилось на Балтийский завод. Какие работы выполнялись на этой площадке?

– На Балтийском заводе были завершены работы общезаводского характера: ремонт главной вспомогательной турбины, дизель-генератора, палубного оборудования. На судне проводилась подготовка к пуску ядерной энергетической установки и выходу в рейс.

– Когда запланирован следующий плановый доковый ремонт "Севморпути"?

– Следующий плановый доковый ремонт запланирован на 2023 год.

– Как планируется использовать контейнеровоз "Севморпуть" для развития Арктической зоны?

– Атомный контейнеровоз "Севморпуть" – уникальное транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Весной прошлого года АЛВ "Севморпуть" выполнил два рейса в направлении Гыданского полуострова. Экипаж атомного контейнеровоза обеспечил доставку отечественной продукции для проекта "Арктик СПГ 2". В этом году предусмотрен ещё один подобный рейс. В дальнейшем атомный контейнеровоз продолжит обеспечивать транспортировку грузов в акватории Северного морского пути.

– Каковы перспективы дальнейшего применения контейнеровоза "Севморпуть" для доставки рыбной продукции с Дальнего Востока?

– В прошлом году впервые атомный контейнеровоз "Севморпуть" прошёл с Дальнего Востока в Санкт- Петербург. Экипаж выдержал установленные сроки доставки груза и обеспечил сохранность продукции.

Мы проанализировали варианты доставки рыбной продукции морским и железнодорожным транспортом и пришли к выводу, что транспортировка морем экономически эффективнее. Но при условии, что мы обеспечим обратную загрузку. Например, с Дальнего Востока мы перевозим рыбу, а из европейской части доставляем продукты в рамках северного завоза или иные грузы.

Переход в Санкт-Петербург значительно удлиняет маршрут и сегодня мы рассматриваем возможность доставки грузов с Дальнего Востока в Мурманск. Нам необходимо найти площадку под терминал, способный обеспечить постановку рефрижераторных грузов. Сезонная контейнерная линия в акватории Северного морского пути имеет все шансы работать на регулярной основе, но при условии обеспечения доставки грузов в обе стороны.

Industrialine.ru Вывод контейнеровоза "Севморпуть" из плавдока Канонерского судоремонтного завода Industrialine.ru

– В каких ситуациях эксплуатация "Севморпути" может быть в конечном итоге выгоднее использования судна с обычной энергоустановкой?

– Во-первых, неоспоримое преимущество атомного контейнеровоза – это автономность плавания. Мы ограничены только запасами продовольствия.

Во-вторых, наше судно способно обеспечить выгрузку на ледовый припай. В прошлом году экипаж продемонстрировал это во время работы для проекта "Арктик СПГ 2".

– Планируется ли в будущем строительство торговых судов с ядерной энергоустановкой?

– Сегодня ФГУП "Атомфлот" не рассматривает вопрос строительства данных судов. Но атомная энергетика и судостроение не стоят на месте. Не исключено, что в будущем в акватории Северного морского пути появятся танкеры с ядерной энергетической установкой.

– Когда и куда "Севморпуть" отправился с Балтийского завода?

– 25 февраля атомный контейнеровоз "Севморпуть" вышел из Санкт-Петербурга в направлении порта Архангельск, где встанет под погрузку для проекта "Арктик СПГ 2".

Беседовал Александр Полунин

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" проекта 10081 – справка
Разработчик проекта – ЦКБ "Балтсудопроект"
Завод-строитель – Керченский судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы (1988 г.)
Длина – 260,3 м
Ширина – 32,2 м
Высота борта – 18,3 м
Водоизмещение – 61 тыс. тонн
Мощность главной энергоустановки типа КЛТ-40 – 40 тыс. л.с.
Скорость хода на чистой воде – 20 уз
Лихтеровместимость – 74
Контейнеровместимость – 1336 TEU