2021‑й объявлен в России Годом науки и технологий. В этом году началась и реализация нового атомного нацпроекта. О значении программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года» (РТТН) для научного дивизиона, об итогах финансового оздоровления институтов, включая рост зарплат ученых, а также о перспективах международного сотрудничества рассказал в интервью изданию «Страна Росатом» рассказал генеральный директор АО «Наука и инновации» Павел Зайцев.
— Павел Александрович, что даст научному дивизиону программа РТТН?
— Для наших институтов это как второе дыхание, мощный импульс к развитию. Многие вошедшие в программу проекты начаты еще до ее утверждения, но, став частью РТТН, они приобретают принципиально иной масштаб и, на мой взгляд, в полной мере смогут раскрыть научный потенциал дивизиона. Дело не только в том, что на НИОКР будет выделено дополнительное государственное финансирование. Стоящие перед атомной наукой задачи невозможно решить в рамках отдельных исследований или проектов. Программа связывает между собой разрозненные НИОКР одной общей целью — это создание масштабной, конкурентоспособной, высокотехнологичной, безопасной и практически безотходной атомной энергетики.
— В каких федеральных проектах РТТН участвуют институты АО «Наука и инновации»?
— В пяти федеральных проектах программы: «Двухкомпонентная ядерная энергетика», «Экспериментально-стендовая база», «Термоядерные и плазменные технологии», «Новые материалы и технологии» и «Референтные энергоблоки атомных электростанций».
На базе НИИАР в рамках проекта «Экспериментально-стендовая база» идет сооружение многоцелевого быстрого исследовательского реактора МБИР. Институт нарабатывает сверхтяжелые элементы для синтеза новых элементов, проводит испытания конструкционных и новых функциональных материалов для гибридного реактора.
В ТРИНИТИ по направлению «Термоядерные и плазменные технологии» предстоит решить множество сложнейших задач. Речь о разработке проекта плазменного ракетного двигателя, системы электромагнитного и корпускулярного нагрева плазмы, инновационной технологии литиевой защиты первой стенки и дивертора для перспективных термоядерных реакторов.
По проекту «Новые материалы и технологии» на площадке НИИ НПО «Луч» создают и испытывают металлическое уран-циркониевое топливо для использования в легководных энергетических реакторах и АСММ.
Радиевый институт им. Хлопина в рамках проекта «Двухкомпонентная ядерная энергетика» выполняет НИОКР в обоснование технических и проектных решений по созданию полифункционального радиохимического исследовательского комплекса (ПРК) на базе НИИАР в Димитровграде. ПРК предназначен для научных исследований и практической отработки технологий замкнутого ядерного топливного цикла для реакторов на быстрых нейтронах. Именно такие реакторы должны стать одним из главных направлений атомной энергетики будущего.
ФЭИ, как головная научная организация, выполняет программы НИОКР в обоснование проекта сооружения реактора МБИР. НИИП в рамках проекта «Новые материалы и технологии» разрабатывает системы управления старением конструкций, системы и компоненты в части кабельной продукции, контрольно-измерительные приборы, электротехническое оборудование для АЭС с водо-водяными энергетическими реакторами.
— ТРИНИТИ играет ключевую роль в федеральном проекте РТТН по термоядерным и плазменным технологиям, его ждет беспрецедентное обновление инфраструктуры. Что уже делается, что в планах? В каких еще институтах ожидается модернизация экспериментальной базы?
— В институте уже сегодня создается инфраструктура для термоядерной установки нового поколения. На стадии подготовки проектной документации находится реконструкция токамака с сильным полем, предусматривающая модернизацию различных систем установки. Это одна из крупнейших установок такого типа в мире, предназначенная для обоснования технологий опытного термоядерного реактора — исследования поведения плазмы в режимах, близких к зажиганию, отработки различных методов дополнительного нагрева плазмы, освоения тритиевой технологии. Кроме того, в научном центре завершена разработка проектной документации по новой экспериментально-стендовой базе для испытания плазменных ракетных двигателей, а также разработка компактного источника нейтронов для испытания материалов перспективных термоядерных реакторов. В настоящий момент проектная документация проходит ведомственную экспертизу.
— Несколько лет назад в институтах дивизиона стартовала программа финансового оздоровления. Каковы ее итоги на сегодня? Можно ли признать программу завершенной?
— С 2018 года мы проделали огромную работу, которая не только исправила финансово-экономическое положение институтов, но и вернула их в русло активного развития. В 2020 году для ФЭИ, НИИАР, ИРМ, ТРИНИТИ, Радиевого института целевые показатели программы финансового оздоровления увеличены.
В институтах на постоянной основе проводятся работы по поддержанию уникальной экспериментальной и стендовой базы, приведению объектов к современным стандартам, нормативно-техническим требованиям, а также по улучшению условий труда. Ежегодный объем финансирования составляет около 1,5 млрд рублей. В результате объекты, создаваемые еще в советское время, сейчас проходят серьезное обновление, которое позволит привлечь дополнительные средства как российских, так и зарубежных заказчиков.
В прошлом году мы инициировали Комплексную программу модернизации инфраструктуры, инструментальной и экспериментальной баз, подготовили ряд мероприятий, направленных на модернизацию и развитие организаций научного дивизиона. Большую часть в общем объеме работ занимают мероприятия по повышению безопасности, что является первоочередным приоритетом. На данный момент прорабатывается механизм реализации и финансирования.
По ряду предприятий мы видим зоны перспективного развития. Для «НИИграфита», «Гиредмета» и НИИП это увеличение выручки. Для Радиевого института это завершение НИОКР по РЕМИКС-топливу, разработка технологии извлечения металлов платиновой группы из отработанного ядерного топлива. Для ВНИИХТ это развитие традиционных направлений НИОКР и реализация новых совместных проектов: с «Лучом» — создание производственной цепочки получения изделий из бериллия, с «НИИграфитом» — создание новых полимерных композиционных материалов, с «Гиредметом» — производство компонентов сцинтилляторов. Эти и другие задачи нам еще предстоит решать.
При этом в целом дивизион успешно завершил 2020 год. Наибольший вклад в общий успех внесли ФЭИ, НИИАР, ИРМ, ТРИНИТИ, «Луч». По чистой прибыли прирост составил 11 %, средняя заработная плата в дивизионе выросла до 92,1 тыс. рублей.
— Как изменились зарплаты ученых в институтах АО «Наука и инновации» за последние пять лет?
— По всем организациям научного дивизиона средняя зарплата выросла на 86 % — с 49,6 тыс. рублей до 92,1 тыс. У научных сотрудников — в три раза, с 42,2 тыс. рублей до 120,3 тыс. Благодаря этим изменениям только за 2020 год мы приняли 745 молодых специалистов, 60 % из которых — в научные подразделения. Количество принятых выпускников увеличилось в три раза, с 41 до 130 человек. Текучка среди молодых работников за последние три года снизилась в семь раз, а вовлеченность молодежи достигла самого высокого значения в отрасли — 90 %.
— В ряде институтов прошла компактизация. Каковы ее результаты?
— Начиная с 2018 года проекты по релокации у нас были реализованы в двух институтах, Радиевом и ВНИИХТ. Основная цель — оптимизация производственных и технологических процессов, повышение эффективности использования имущественного комплекса и деятельности институтов в целом. На сегодняшний день мы сократили неиспользованные площади с 93 тыс. до 5 тыс. м2. Сформировали единый химико-технологический кластер, консолидирующий научный и производственный потенциал трех институтов — ВНИИХТ, «НИИграфита» и «Гиредмета» — по тематикам чистых редких и редкоземельных металлов, полимерных композитов.
— Расскажите о развитии международного сотрудничества в научном блоке за последние годы. Каковы сегодня ключевые цели и задачи в этом направлении?
— За последние три года мы выстроили единую международную коммерческую вертикаль управляющей компании и научных институтов, освоили новые площадки и механизмы взаимодействия с иностранными заказчиками, внедрили принципы клиентоориентированности. В итоге зарубежная выручка выросла на 19 %, а портфель зарубежных заказов — на 87 %.
Несколько лет назад мы начали сотрудничать с японскими организациями по ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима‑1». Показали себя в деле, подключили наши институты, портфель проектов вырос с трех до девяти. Кроме того, активно проводим научный обмен данными экспериментов по утилизации ВАО и расширяем спектр взаимодействия на годы вперед. Аналогичный подход мы реализуем и с другими странами — например, развиваем сотрудничество с Германией по выработке наиболее эффективных и безопасных способов переработки ядерных отходов.
Растет интерес зарубежных заказчиков к изотопной продукции, которую производят наши институты, к услугам по проведению реакторных испытаний новых материалов, инновационного ядерного топлива. По этим направлениям наша клиентская база с 2018 года увеличилась почти на треть.
Глобальная пандемия усложнила работу, но не остановила ее, даже наоборот: в 2020 году несколько наших институтов, у которых ранее много лет не было собственных зарубежных контрактов на НИОКР, запустили новые, крупные проекты с иностранными заказчиками. К примеру, в ИРМ мы приступили к реализации крупного международного проекта с партнерами из ЕС и Японии по проведению реакторных испытаний функциональных материалов для перспективного европейского термоядерного реактора DEMO. С помощью этих исследований будут определены материалы для создания первой в мире экспериментальной электростанции, использующей термоядерный синтез. От проведения испытаний специалистами ИРМ будет напрямую зависеть успех всего международного проекта DEMO.
Несмотря на возникшие в связи с пандемией сложности, мы выполняем все взятые на себя обязательства перед зарубежными партнерами. В конце прошлого года специалисты «Луча» сумели завершить очень важный проект, продолжавшийся почти 10 лет, — конверсию исследовательского реактора ИВГ.1М в Казахстане. Его результаты можно применить для повышения безопасности и других зарубежных исследовательских реакторов на ВОУ-топливе.
— Как обстоят дела с публикационной активностью в научном блоке? Что делается для того, чтобы мотивировать сотрудников публиковаться в ведущих журналах?
— Здесь у нас пока скромные результаты по разным причинам: малые объемы поисковых работ, выполняемых в рамках грантов и субсидий, преобладание коммерческих контрактов и проч. В публикациях нельзя раскрывать секреты производства, коммерческую тайну и другую чувствительную для предприятий информацию. Таким образом, наши разработчики находятся в довольно непростом положении. Но мы понимаем, что, не показав своих достижений, не можем рассчитывать на признание и привлечение новых заказчиков.
Уверен, система управления программ ЕОТП (Единый отраслевой тематический план НИОКР. — «СР») и РТТН настроена таким образом, что приведет к росту количества публикаций. В 2021 году в КПЭ руководителей научных блоков включен этот важный наукометрический показатель: ставится задача роста публикационной активности не менее чем на 5 % по сравнению с предыдущим годом. В самое ближайшее время мы также планируем получить доступ к полнотекстовым базам международных публикаций, увеличить долю публикаций научных сотрудников наших предприятий в журналах, входящих в первый и второй квартили (ранг научного журнала. — «СР»), а кадровая служба разработает программу дополнительной мотивации молодых ученых.
— Растет ли число кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук? Как мотивируете сотрудников защищать диссертации?
— Сегодня в научном дивизионе трудятся 135 докторов и 485 кандидатов наук. 2020 год стал сложным не только для реализации НИОКР, но и для организации защиты диссертаций на соискание ученых степеней. Поэтому те шесть сотрудников, которые прошли защиту в прошлом году, для нас особенно ценны: своей целеустремленностью они вдохновляют коллег. В этом году защитить диссертацию планируют уже около полутора десятков научных сотрудников.
В научном дивизионе создана система организационной и информационно-методической поддержки и дополнительного стимулирования сотрудников, готовящихся к защите диссертации. Стоит отметить, что у всех сотрудников, защитивших диссертацию в 2019–2020 годы, доход увеличился, ряд ученых получили карьерное продвижение.
На мой взгляд, для ученого главный мотив для защиты диссертации — собственное желание и готовность продемонстрировать широкой научной общественности результаты исследовательской работы, оформленные в виде диссертации. Поэтому, считаю, лучший способ написать и защитить диссертацию — положить в ее основу свою ежедневную научную работу и достижения. Передовые исследования в рамках комплексной программы РТТН и НИОКР по ЕОТП, участие в которых принимают ученые дивизиона, дают такую возможность.
Сотрудничество с опорными вузами «Росатома» и другими ведущими российскими вузами также является подспорьем сотрудникам, желающим получить научную степень. Большинство из них защищают диссертации в советах ведущих вузов: РХТУ им. Менделеева, МГУ им. Ломоносова, НИЯУ «МИФИ», СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НИТУ «МИСиС», УрФУ, ТПУ, НИУ «МАИ». Около 70 сотрудников дивизиона в ближайшие годы готовятся к защите в диссоветах этих вузов. Расширение перечня вузов-партнеров — это возможность для наших коллег найти свой профильный диссовет.
Комплексный подход дивизиона к мотивации сотрудников на защиту диссертаций включает и заслуженное материальное поощрение, карьерный рост, увеличение заработной платы, и их признание как лучших ученых дивизиона. Мы будем оказывать поддержку каждому, кто готов пройти этот важный для карьеры и российской атомной науки путь.