Современное поколение объектов использования атомной энергии открывает новые пути и формы взаимодействия ученых и строителей. В 2020 году для эффективной реализации проекта сооружения в Димитровграде Ульяновской области Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР стройкомплексом атомной отрасли была применена адаптированная к российским реалиям бизнес-модель консорциума FAC-1. Данный формат обеспечивает раннее вовлечение в процесс строительства «пула» подрядных организаций и поставщиков оборудования и эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон, грамотное управление ходом сооружения на всех этапах проекта. О том, как сегодня на стыке строительства и науки рождаются проекты мировой научной значимости, в интервью журналу «Строительство в атомной отрасли»external link, opens in a new tab размышляет директор частного учреждения «Наука и инновации», генеральный директор ООО «Лидер Консорциума «МЦИ МБИР» Константин Вергазов.
- Константин Юрьевич, легко ли сегодня понять друг друга ученому и строителю?
- Сотрудничество ученых и строителей – залог безопасности и надежности объектов использования атомной энергии. И не только потому, что требования к качеству работ здесь особые. Строители атомных объектов воплощают в жизнь то, что начиналось как научная идея и опытно-конструкторские разработки, имеют дело с проектной и конструкторской документацией на нестандартное оборудование реакторной ядерной установки, которая разрабатывалась и обосновывалась в рамках многолетних НИОКР.
В те сложнейшие для послевоенной страны времена, когда наша отрасль только зарождалась, масштабные задачи строительства атомных объектов и городов реализовывались в тесной связке ученых, инженеров и строителей. Именно это взаимодействие и позволило осуществить отечественный атомный проект в рекордные для мировой истории сроки. И сегодня, на примере сооружения реактора МБИР мы видим, что реализовывать проект от мысли, идеи или задачи до конечного результата можно только в рамках такого взаимодействия.
Чтобы претворить этот проект в жизнь, ученые и строители собрались в команду, для чего максимально «размыли» все внутриотраслевые границы. Всех участников объединила общая цель – построить и ввести в эксплуатацию необходимый для отраслевой и мировой науки новый, самый передовой в мире исследовательский реактор на быстрых нейтронах. В результате уже сегодня стала реальной возможность ускорения физического пуска реактора МБИР как минимум на год.
- Что сегодня наука дает стройке?
- Задание. Наука является заказчиком этого объекта. Ученый генерирует идею, обосновывает ее в проектных и технологических решениях, воплощенных в оборудовании. Но это оборудование должно быть рационально и грамотно размещено в конкретном здании и сооружении, обеспечено всеми необходимыми коммуникациями и системами жизнеобеспечения: электро- и водоснабжением, вентиляцией, системами безопасности и т.д. Проектную документацию для этих целей делают профессионалы проектировщики, а реализовывают в металле и бетоне высококлассные специалисты по капитальному строительству.
Исследовательский реактор - инструментальная база, необходимая как для научных исследований, разработок и технологических инноваций, так и для подготовки кадров и образования. Проект МБИР важен не только для Российской Федерации, но и для всей мировой атомной энергетики. Это уникальная инновационная установка, которой мы гордимся и аналогов которой пока нет в мире. Успех проекта обеспечивает команда профессионалов, определяющая материалы, проектные решения и топливо, которые будут применяться при сооружении реакторов нового поколения. Без установки подобного класса мы не сможем довести нашу ядерную энергетику до уровня безопасности Поколения-4 (Generation 4). Уникальные характеристики МБИР позволяют на порядок ускорить и расширить исследования материалов для обоснования решений двухкомпонентной ядерной энергетики и замыкания ядерного топливного цикла. Кроме того, возможности реактора подходят для широкого спектра работ в области неэнергетического применения: медицинских исследований с применением бор-нейтрон захватной терапии, производства изотопов и легированного кремния, исследований в области фундаментальной и прикладной физики. Все эти факторы становятся во главу угла в стремлении современного мира к устойчивому развитию, «зеленой» энергетике и декарбонизации экономики. Использование атомной энергии – огромный вклад в декарбонизацию атмосферы планеты. В этой связи перед миром стоит задача сделать атомную генерацию на 100% безопасной. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение соответствия сооруженной установки обоснованному по безопасности в проекте объекту, и роль команды строителей и ученых здесь переоценить невозможно.
- Чем, на Ваш взгляд, необычен проект МБИР?
- Исследовательских реакторов не бывает серийных, они все уникальны. Кроме того, наш МБИР оснащен натриевым теплоносителем, что делает его исключительным.
Для проектировщика, строителя и эксплуатанта здесь все в новинку. В этом главное отличие от сооружения типовых установок по уже отработанным типовым решениям. Люди, которые строят типовые ядерные объекты, знают, как это делать, в работе учитывают особенности местности, страны, но в целом это одна и та же установка, одно и то же решение с уже отработанными системами безопасности.
Аналогов проекту МБИР нет. И с точки зрения будущей эксплуатации реактора – цена ошибки очень велика. Поэтому сам процесс сооружения должен проходить непосредственно при участии ученых, чтобы их задумка, их видение того, каким должен быть объект и как обеспечить безопасную эксплуатацию, не разошлось с реальным результатом, с тем, что подготовят строители.
Сейчас участники процесса создания МБИР действуют одновременно, в четкой синхронизации планов и критических путей сооружения. Это очень сложное переплетение: строители должны успеть подготовить площадку для монтажа ключевого технологического оборудования, которое сейчас специально изготавливается, так, чтобы график монтажа совпадал с графиком производства и наоборот. Все должно быть синхронизировано, все действуют в неразрывной связке и в этом есть единство, только так можно достичь результата, обеспечив заданные технические характеристики объекта и высокий уровень безопасности
- Почему как строители, так и представители науки спешат его построить?
- Действительно спешим. Наш исследовательский реактор БОР-60 заканчивает свою работу в 2025 г. Кроме того, с середины 2010-х годов в США начались работы по проектированию своего быстрого исследовательского реактора VTR. Согласно последним заявлениям, сооружение VTR начнется в 2026 году, конструирование и проектирование взяла на себя компания «General electric», финансирование сооружения обеспечивают Министерство энергетики США и компании Билла Гейтса. Очевидно, что при таком сотрудничестве науки и бизнеса можно ожидать окончания сооружения в 2030-2032 гг. Поэтому заявленные сегодня сроки физического пуска МБИР в 2027 г. и энергетического пуска в 2028 г. являются жизненно важной приоритетной задачей: кто первым докажет свои возможности на рынке исследовательских услуг, тот и выиграет конкурентную борьбу. Ответ на вопрос «легко или нет понять друг друга ученому и строителю?» простой: понять друг друга просто необходимо, и как показала практика, очень даже возможно.