Игорь Фомичев, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, возглавляющий организацию без малого 30 лет, готовится сложить полномочия. Нового руководителя изберут делегаты VI съезда РПРАЭП 29 - 30 марта. В преддверии съезда “Солидарность” побеседовала с председателем Профатома и его заместителями.
Игорь Фомичев, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности
- Игорь Алексеевич, вы руководите профсоюзом почти 30 лет. Можете - коротко - описать главные особенности работы РПРАЭП в разные периоды?
- Период 90-х годов, пожалуй, наиболее тяжелый. Неразбериха в стране, задержка зарплат, массовые протестные акции, включая организацию пешего марша от Смоленской АЭС до Москвы с требованиями оплаты за выработанную электроэнергию и зарплаты. Профсоюз и руководство предприятий тогда единым фронтом требовали от государства выполнения социально-экономических обязательств. И мы своего добились!
Далее - конец 90-х и начало нового тысячелетия - создание реальных инструментов социального партнерства, формулировка и реализация основных принципов. По ним профсоюз, работодатели и госкорпорация работают и по сей день. Мы как следует закрепили все пройденные уроки, развили эффективное взаимодействие по основным моментам: индексация и рост заработков, охрана труда, социальные гарантии.
Сейчас тоже интересное и по-своему сложное время - смена поколений. Меняются руководящие кадры. Иногда молодые руководители приходят не из отрасли, а со стороны. Часть из них не понимают, что такое профсоюз, что профсоюз - оптимальная система страховки от социальных конфликтов. Такие люди в рамках нашей вертикально интегрированной структуры выглядят крайне странно, не сказать глупо. Ну что ж, приходится работать и с ними, разъясняя все принципы нашей общей работы.
- Следующий вопрос - о зарплате и соцпакете. С какими цифрами профсоюз подходит к очередному съезду?
- Отрасль состоит из нескольких крупных дивизионов. У каждого своя специфика, которую необходимо учитывать. В дивизионах средняя зарплата около 100 тысяч рублей. Но есть в отрасли и предприятия, где средний заработок до 70 тысяч. Что касается социального пакета - мы стремимся, чтобы его цена была примерно 1/12 от совокупной годовой зарплаты работника. В зависимости от дивизиона и предприятия соцпакет может несколько отличаться. Наш стандарт - это матпомощь, дополнительное медицинское страхование, оплата путевок на санаторно-курортное лечение, дополнительные выплаты, различные проекты в сфере культуры и физкультуры - у нас одна из самых спортивных отраслей в России!
В Росатоме утверждена корпоративная социальная политика. Интересно, что при обсуждении социальных расходов мы столкнулись с разными трактовками, что именно следует относить к таким расходам. Диетическое питание - это соцпакет? С нашей точки зрения - нет. Это производственная необходимость для работников, трудящихся во вредных условиях.
- Главные вопросы, с которыми профсоюз готовится к VI съезду?
- Здесь следует разделить вопросы сущностные и организационные. Начну с первых.
Особняком в структуре РПРАЭП стоят организации Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) - там ситуация с зарплатами и соцгарантиями тяжелее, чем в Росатоме. С большим трудом нам и другим профсоюзам, работающим с агентством, удалось подписать отраслевое соглашение с ФМБА. Теперь главное - добиться, чтобы соглашение не осталось на бумаге, а работало. Значит, за его исполнением нужен жесткий профсоюзный контроль. Мы договорились с главой ФМБА Вероникой Игоревной Скворцовой, что минимум раз в квартал представители профсоюзов и агентства будут встречаться и обсуждать реализацию соглашения. Но так или иначе ситуация в ФМБА станет темой для обсуждения на съезде.
Обязательно прозвучит и проблема профсоюзного членства, которая осложняет взаимодействие с руководителями, заключение колдоговоров. Люди, выходя из профсоюза или не вступая в него, экономят свой процент профсоюзного взноса. Они не понимают, что при малой профсоюзной численности реален риск потерять социальные гарантии. Есть идея - перейти к дифференцированному перечислению членских взносов. Но такой вариант нуждается в серьезной проработке.
Стоит задуматься и отдельным руководителям: РПРАЭП ориентирован на социальное партнерство и договоренности, но есть и другие профсоюзы, которым интереснее заниматься популизмом, набивать себе цену протестными действиями.
Обсудим на съезде и действия профсоюза в эпоху пандемии коронавируса. Очень много решалось онлайн, не хватало межличностного общения. Понимая беспокойство людей, мы стали проводить своеобразные “прямые линии” - круглые столы онлайн, на которые приглашали представителей всех наших профсоюзных организаций. Любой член профсоюза мог в прямом эфире задать вопрос или высказать точку зрения. Участников можно собрать больше, чем на очном мероприятии, обсуждение актуальных вопросов становится интенсивнее.
- А что касается организационных вопросов, которые будут решаться на съезде?
- Полагаю, главным из них станет избрание нового председателя профсоюза. Я официально объявил, что заканчиваю работу в РПРАЭП в этом качестве - сдаю, так сказать, капитанскую фуражку. Два моих заместителя выставили свои кандидатуры на пост председателя. Возможно, во время съезда появятся и другие кандидаты. В отношении своих замов могу сказать, что у каждого есть свои плюсы и минусы, как и у любого человека. У меня тоже есть свои недостатки, которые как раз и нивелируют мои заместители. Как бы там ни было, у нас четко написано в уставе, что съезд избирает председателя и Центральный комитет. Затем председатель выходит к Центральному комитету с предложением по кандидатурам заместителей. В полномочиях ЦК - утвердить либо дать отвод таким кандидатурам.
- Что бы вы хотели пожелать новому председателю РПРАЭП, который будет избран во время съезда?
- Я бы пожелал сохранить тот коллегиальный стиль управления профсоюзом, который я старался проводить все эти годы. Нельзя считать себя самым умным. На местах есть люди далеко не глупее тебя - собери, посоветуйся, послушай. Коллективный разум - он мудр.
Юрий Борисов, заместитель председателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности
- Юрий Валентинович, среди ваших направлений работы, в том числе как заместителя координатора стороны профсоюза отраслевой комиссии в диалоге с госкорпорацией, - экономика, зарплата, социальные программы. Как контролируется исполнение отраслевого соглашения и обновляются его разделы?
- Необходимые вопросы и документы сначала прорабатывают пять профильных рабочих групп отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После окончания дискуссий отраслевая комиссия принимает решения и направляет их в организации. Далее через систему коллективных договоров решения реализуются на местах. Выполнение договоренностей также контролируется рабочими группами и отраслевой комиссией.
Пример - понятная модель индексации зарплат, которую удалось прописать в отраслевом соглашении. Размер индексации каждый год стороны определяют дополнительно. Зарплаты в отрасли индексируются ежегодно до 1 сентября, но подготовка идет уже с начала года: проработка сценарных условий, прения в рабочей группе, проект решения для утверждения отраслевой комиссией. Как раз сейчас для нас жаркая пора в этом вопросе. Минимальная величина индексации - официальный прогнозный уровень инфляции плюс разница между фактической и прогнозной инфляцией прошлого года. При этом если фактическая цифра инфляции по текущему году окажется ниже - деньги у работников никто не отнимет.
Также удалось прописать в отраслевом соглашении, что минимальная начисленная зарплата должна превышать прожиточный минимум конкретного региона в 1,3 - 1,5 раза, а доля постоянной части в зарплате не может быть ниже 70%.
Это только несколько примеров, что удалось зафиксировать на отраслевом уровне в части оплаты труда. По такому же пути идем и в соцпрограммах - стремимся, чтобы атомщики были защищены, чтобы их труд достойно оплачивался, им было комфортно работать и отдыхать.
- Отраслевое соглашение - документ фундаментальный, равно как и прочая нормативная работа РПРАЭП. А есть отдельные профсоюзные проекты, о которых хотелось бы рассказать?
- Один из ярких проектов, который мне доверили курировать, - электронный билет члена профсоюза. В целом это комплексный проект по цифровизации деятельности профсоюза. Управление им РПРАЭП полностью взял на себя. Мы отказались от посредников, чтобы самим четко понимать запросы первичек, аппарата и членов профсоюза, честно оценивать динамику его развития. Бонусом к цифровизации для наших первичек прилагается программа лояльности. Ориентируемся только на партнеров, которые реально предлагают членам профсоюза интересные скидки или проекты, разрабатываем удобные сервисы, оптимизируем и автоматизируем процессы. Интерес к проекту постоянно растет, что в свою очередь стимулирует нас.
- Полагаю, этот проект вызывает особый интерес у молодых профактивистов?
- Пожалуй. Молодежь, в принципе, крайне конкретна в своих пожеланиях к профсоюзу и хочет получать от него максимально практическую пользу. Это касается и других направлений. Молодежь - будущее. Поэтому, конечно, мы стараемся ориентироваться и на ее интересы. В том числе в развитии информационной инфраструктуры профсоюза.
- А что бы вы указали в виде проблемной точки, на которую в первую очередь обратите внимание, если съезд поддержит вашу кандидатуру на пост лидера профсоюза?
- Выделить одну проблемную точку не могу себе позволить, потому что от каждой зависит благополучие наших членов профсоюза. Отмечу только некоторые.
Я всегда был категорическим противником того, чтобы приравнивать индексацию к повышению зарплаты. Считаю, индексация - та мера, которой государство компенсирует ответственность перед работниками за свою плохую работу. Если предприятие успешно, это прежде всего заслуга его работников, труд которых должен соответствующим образом цениться. Опыт работы куратором ряда дивизионов говорит о том, что при правильно выстроенном диалоге с работодателями можно добиться реального повышения зарплаты, иногда в рамках целого дивизиона.
Другой вопрос - норматив расходов социального характера на одного работника, тоже закрепленный в Отраслевом соглашении. Время требует его пересмотра, причем с учетом дивизиональной специфики и потребностей предприятий. Некоторые социальные программы нуждаются в трансформации, в их числе негосударственное пенсионное обеспечение. Поднимаем вопрос в рабочих группах, предлагаем конкретные варианты. Уже удалось заручиться поддержкой руководства отраслевого НПФ, теперь нужно доводить начатое до конца - пенсии атомщиков должны быть достойными, и ресурсы у работодателей на это есть.
Ситуация с нашими закрытыми административно-территориальными образованиями, в которых есть первичные организации градообразующих предприятий и территориальные профорганизации. У них совершенно разные специфика, ресурсы и возможности в диалоге с работодателями. Необходимо помочь им с индексацией и повышением зарплат, формированием соцпакета, охраной труда и т.д.
При этом колдоговоры - это не единственный механизм взаимодействия с соцпартнерами. Определенные идеи сформулированы, озвучу чуть позже. Могу еще долго продолжать.
- Какие задачи, с вашей точки зрения, являются наиболее актуальными для профсоюза на ближайшие пять лет?
- Росатом постоянно расширяется, появляются новые виды бизнеса и направления, новые дивизионы. Точно необходимо сосредоточиться на оргработе. Оргработа - это точка роста профсоюза. Нужно активнее, с применением новых форматов, приемов органайзинга продвигать профсоюзные идеи на предприятиях, которые только присоединились или находятся в стадии присоединения к Росатому. Сегодняшние реалии в стране и мире заставляют заново разъяснять людям, что благодаря профсоюзу условия и оплата туда будут лучше, что один процент взносов несопоставим с теми преимуществами, которые у них появятся.
Владимир Кузнецов, заместитель председателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности
- Владимир Леверьевич, одно из направлений работы РПРАЭП, которое вы курируете, - юридическая помощь. С чем чаще всего обращаются люди?
- Есть конкретные проблемы, которые возникают у людей в наших организациях. Например, сокращения при реорганизации производства. А есть более масштабные вещи, касающиеся реализации новых нормативных документов, принятых на правительственном уровне. Одно из серьезнейших изменений за последнее время - это смещение сроков выхода на пенсию и соответствующих выплат. Пенсионные вопросы зачастую беспокоят большие группы людей. Также у нас есть обращения от организаций по назначению льготных пенсий. Связано это в первую очередь с изменением пенсионного законодательства предыдущего периода. Бывают прецеденты, когда люди уверены, что их работа гарантирует льготный пенсионный стаж, а в Пенсионном фонде считают иначе. В закрытых городах ранее на предприятиях были специализированные пенсионные отделы, теперь же подобные вопросы работникам приходится решать самостоятельно, но при поддержке профсоюзных юристов.
- Если говорить о существенных изменениях в законодательстве - наверняка много вопросов было и по спецоценке условий труда?
- При проведении процедур СОУТ на предприятиях отрасли мы старались добиться более полного участия работников и представителей профсоюза. Главной задачей в этих процессах был контроль за СОУТ, чтобы у людей, с учетом условий труда и показателей вредности, остались их льготы и преференции. Для этого, в частности, нужно было грамотно проработать отраслевые нормативные документы, далее спустить их на уровень дивизионов, а после и на предприятия, учитывая конкретные особенности каждого.
На местах же мы помогали работодателям не сделать ошибок при проведении СОУТ - таким образом, чтобы работники получали за свой труд не меньше, чем это было до процедуры. Здесь такая особенность: до введения закона о СОУТ все предприятия пользовались положением об аттестации рабочих мест. Если в ходе аттестации фиксировались вредные факторы - назначались доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и так далее. В ряде случаев из-за уменьшения количества показателей по спецоценке итоговые значения недотягивали до показателей аттестации, по которым ранее оценивались условия труда. Мы помогли людям сохранить максимально возможные льготы и гарантии в тех случаях, когда работодатель, не улучшая условий труда, просто проводил СОУТ.
- На любых промышленных предприятиях тема охраны труда находится на особом контроле. Как РПРАЭП оценивает изменения в этой сфере?
- По созданию безопасных условий и охране труда у Росатома есть значительные успехи за последние годы. Это хорошо показывает статистика: снижается как общее число несчастных случаев, так и количество тяжелых несчастных случаев. Совсем от них избавиться пока, к сожалению, не получается. Но тенденция в этом плане однозначная, работа направлена именно на то, чтобы прийти к нулевому травматизму. Профсоюз, техническая инспекция и наши уполномоченные по охране труда (около 4 тысяч человек) помогают решать проблемы с безопасностью выполняемых работ и соответствием условий труда для их выполнения. Считаю, что мы обязательно должны отметить большую роль и активное участие профсоюза в улучшении состояния охраны труда в отрасли в целом.
- Если вы будете избраны председателем, то как вы считаете, на какие вопросы необходимо обратить особое внимание в ближайшее время?
- Самое главное - нельзя забывать, ради чего работает профсоюз. Не ради того, чтобы ездить или ходить на какие-то мероприятия, а ради того, чтобы своим трудом, своими стараниями, активностью защитить работника, поддержать работника, сохранить работника. То есть наши основные задачи - они как были, так и остаются: сохранение существующих рабочих мест и создание новых, повышение зарплат и соцгарантий. Но нужно понимать, что не существует волшебной палочки, которой можно было бы это все наколдовать. Мы, к сожалению, сегодня видим, что производительность труда на ряде предприятий увеличилась во много раз больше, чем повысилась зарплата. На этом следует сосредоточиться.
- Каким образом, с вашей точки зрения, следует действовать, чтобы улучшить положение работников, укрепить профсоюзные ряды?
- Руководствоваться отраслевым соглашением - нашим главным документом, который должен защищать и продвигать интересы работников. И, конечно, нужно укреплять и обновлять организационную структуру. В течение прошлого года наши профорганизации проводили отчетно-выборные кампании, завершали свой отчетный период, докладывали о своей работе на местах. Где-то сохранился контингент опытных председателей, где-то появились новые молодые лидеры, и они нам очень нужны. Но главное - оценка работе каждой профорганизации дана положительная. Так члены профсоюза оценили наш общий труд.