Если речь заходит о покорителях Арктики, о моряках, которые способны провести ледокол по Северному морскому пути, воображение услужливо рисует портрет отважного мужчины. Но пора избавиться от стереотипов. Всё больше женщин посвящают себя морю и показывают на деле: пол неважен, главные роли играют профессионализм, сила воли и преданность делу. Марина Старовойтова 17 лет назад кардинально поменяла свою жизнь, влюбилась в море и упорным трудом пришла к должности старшего помощника капитана атомного ледокола.
Когда мы договаривались об интервью, Марина честно предупредила, что излишнее внимание к себе она не любит, но в этот раз сделает исключение. И сразу задала тон нашей будущей беседы, поделившись мыслью: для женщины решение связать жизнь с морем должно быть взвешенным и осознанным.
В море скидок не бывает
– Каждый идет к своей цели и каждый человек уникален. Я в этом убеждена. Когда кто-то говорит мне о своих восхищениях: «Ах, женщина-старпом», то я думаю, что всё закономерно, ведь я к этому упорно шла, – начинает Марина нашу беседу.
Она и в самом деле смущается, получая в свой адрес комплименты и «восхищения». Но невозможно относиться к ней равнодушно. Во всем мире только Марина Старовойтова и Диана Киджи пришли к такой высокой должности – старший помощник капитана атомного ледокола. Одна работает на ледоколе «Ямал», вторая – на ледоколе «50 лет Победы».
Характер закладывается в детстве. Марина – не исключение. С детства играла с соседскими мальчишками, занималась волейболом, айкидо и бегом. Была явным лидером. Подростком зажглась мечтой поступить в Рязанское десантное училище. Отказаться от этих планов пришлось только по той причине, что девушек еще не принимали, не помогла даже осада местного военкомата. Вместо этого – Брянский педагогический и работа в школе учителем русского языка и литературы.
– В школе очень нравилось, дети ко мне тянулись. Но однажды в 2005 году знакомые из Заполярья рассказали про Мурманское морское пароходство и что можно устроиться на судно. Что-то изменилось во мне в этот момент. Я поняла – хочу попробовать новое. Романтика и авантюризм, что еще сказать, – вспоминает Марина.
А далее – новая увлекательная жизнь. Марину приняли дневальной на атомный лихтеровоз «Севморпуть». Первый рейс продлился почти год.
– Первый рейс я помню очень хорошо. Наш лихтеровоз ходил из Мурманска в Дудинку. Тогда я поразилась виду льда. Он ведь разного возраста, вида, состояния. Помню, увидела впервые блинчатый лед и как-то сразу блинов захотелось. Думала, ну как он может быть такой одинаковой формы. И северное сияние, конечно, поразило, когда небо вдруг засияло разными цветами, – делится воспоминаниями Марина Старовойтова.
После был опыт работы на транспортном флоте. Но моя собеседница поняла, что хочет продолжить ходить в море, но не в должности дневальной. Так появился план получить диплом судоводителя. Последовало заочное обучение в университете морского и речного флота имени адмирала Макарова. Место для прохождения практики нужно было найти самостоятельно. Но в тот период для женщины это было маловероятно.
– Обращалась за помощью в Ассоциацию капитанов Мурманска, к первой женщине-капитану в Мурманском морском пароходстве Людмиле Тибряевой, чтобы она взяла к себе матросом. Но она сказала, что это ее последний рейс, – рассказывает Марина. – В результате я продолжила работать дневальной, но в свободное время выходила на палубу с матросами, делала ту же работу, показывала, что я справляюсь, и меня можно в будущем перевести в матросы. В итоге добилась, и меня взяли матросом, а после получения диплома работала третьим помощником капитана, вторым помощником. В 2017 году стала старшим помощником капитана на транспортном судне.
Марина несколько раз на протяжении нашей беседы делает акцент, что в море добиться чего-либо можно только упорным трудом наравне с остальными, не выжидая скидок «для слабого пола».
Ответственность за свой ледокол и караван
На «Атомфлот» Марина Старовойтова пришла с понижением в должности. Чтобы освоиться на ледоколе «Ямал», пришлось сделать шаг назад, до второго помощника капитана, и пройти необходимые стажировки.
– Во время стажировки на старпома моим наставником стал старший помощник капитана Валерий Анатольевич Томов, сейчас он капитан «Ямала». Он проработал старпомом больше 20 лет – профессионал с колоссальным опытом. Учиться у него было интересно, – делится Марина. – Помню, во время учебы у Валерия Анатольевича всегда восхищалась, как он ювелирно подходит к судну для околки.
Всего на ледоколе, в отличие от транспортного судна, три старпома.
– Когда «Ямал» в море, то главная обязанность старпома – управление ледоколом, проводка караванов, окалывание судов, безопасный проход сквозь льды, постоянная оценка окружающей обстановки. На тебе лежит большая ответственность: за людей, за ледокол и суда, которые ты проводишь – прокладываешь ли им канал или берешь на буксир. Мы не просто прокладываем маршрут из точки А в точку Б, а всегда оцениваем обстановку, согласовываем маршрут и ищем наилучший путь. Помним, что ледокол-то всегда пройдет, но нужно думать о судах, которые идут следом, – объясняет Марина.
За каждым из старпомов закреплены определенные обязанности. В случае Марины – это противопожарное состояние судна. Она также отвечает за учения по борьбе за живучесть судна.
Рейсы на атомном ледоколе длятся четыре месяца. За это время скапливается усталость. Сказывается большая ответственность и замкнутое пространство. Поэтому важно вовремя почувствовать приближение усталости и найти себе занятие по душе.
В случае Марины отдушиной становится спорт. На борту атомохода «Ямал» есть бассейн с забортной водой и большой спортзал, где можно поиграть в волейбол, теннис и футбол.
– Для меня с детства спорт привычен. Скучно или грустно? Иди и побегай. Совсем грусть-печаль напала? Просто походи по палубе, послушай музыку, полюбуйся небом, северным сиянием, – говорит Марина.
Кроме того, что дома, что в каюте на ледоколе ее окружает множество комнатных растений. Уход за ними тоже хобби, на которое переключается внимание.
Взвешенное решение
Марина на своем примере доказала, что женщина может выстроить успешную карьеру на флоте. Мой вопрос, рефлексировала ли она о своем значении для тех девушек, которые сейчас задумываются о морской профессии, приводит к паузе в несколько секунд.
– Понятно, что мы с Дианой пример того, что все реально и все возможно. Но в каком-то глобальном смысле я не задумывалась. На примере «Атомфлота» могу сказать, что женщин становится все больше. Судоводители, операторы, кажется, даже есть девушки-электромеханики. Этим уже никого не удивишь, – рассказывает Марина.
Она вспоминает, что в самом начале морской карьеры приходилось сталкиваться с «заботливыми» замечаниями, как же женщина справится с той или иной тяжелой работой. И снова всё решало упорство и отсутствие страха перед трудностями.
– На транспортных судах частые швартовки, самовыгрузки, подготовка трюмов, в которых все участвуют на равных, – вспоминает Марина. – Если хочешь, чтобы тебя воспринимали на равных, как специалиста, товарища, то выполняй всё ту же работу, что ждут от мужчины. Ты сама себе зарабатываешь авторитет. Все 17 лет я шла и достигала, заслуживая уважение.
Бывшие коллеги, увидевшие тогда Марину в деле, по-прежнему поддерживают связь с ней, справляются о делах, поздравляют с праздниками. Она считает это лучшим подтверждением заработанного тогда авторитета.
Еще одна ежегодная история, когда к Марине обращаются с вопросами о хрупкой женской природе и суровом море, случается аккурат перед 8 Марта.
– Я не публичный человек, стараюсь отнекиваться от интервью, избегаю медийности. Тет-а-тет я могу рассказать о себе, но на камеру... Наверное, для этого нужно быть человеком другого характера. А когда перед 8 Марта возникает внимание журналистов, выходит так, что меня словно целый год до этого не существовало, – с улыбкой говорит Марина. – Хотя честно скажу, для меня это и хорошо, я бы вообще предпочла обойтись без интервью.
При этом Марина Старовойтова не отказывает, если история ее жизни вызывает интерес школьниц, студенток. Так, в 2021 году она стала спикером в День девочек в Ульяновске.
– Меня спрашивали, что я посоветую девочкам. А я советую идти за тем, что нравится, не бояться и добиваться. Препятствия могут ожидать на любой работе, но важно твое желание и стремление. Но нужно ли это – понимать и осознавать только самой тебе, допуская, что спустя годы может появиться семья, дети, – говорит она.
Да, старпом атомного ледокола «Ямал» искренне делится своим опытом о том, как изменилось отношение к морской профессии после рождения сына. До этого вся жизнь Марины была сосредоточена в море, рейсы по 6-8 месяцев не пугали и даже было трудно расставаться с судном на время отпуска. После декрета ситуация изменилась.
– Моему сыну сейчас 12 лет, и жизнь делится на две части – море и сын. Тяжело, что хочу и работать в море, и быть с ребенком. Ну вот хоть бери его с собой, – улыбается Марина.
Она может помочь сыну с уроками по видеосвязи, регулярно звонит домой, присылает фото и видео с арктическими видами. Но внутренний голос регулярно зудит, что этого недостаточно. Поэтому межрейсовый отдых посвящен исключительно сыну.
– С одной стороны, как у нас говорят, в море ты проснулся, поел – и уже на работе. Бесспорно, на ледоколе есть все возможности, чтобы вести полноценную жизнь. С другой стороны, мы жертвуем тем, что не видимся с близкими, упускаем какие-то моменты, в том числе, в воспитании, взрослении ребенка. Поэтому, если говорить, нужно ли женщине в море, важно помнить, что всё двояко. До появления ребенка я воспринимала это иначе, казалось, что возможности созвониться с близкими хватает, – признается Марина.
Зная на своем опыте, насколько трудно бывает в море, Марина не ждет от сына, что тот захочет повторить ее путь.
– Он с интересом слушает истории про встречи с белыми медведями, моржами, смотрит снятые в рейсе видео, но не более. Возможно, еще рано задумываться о выборе профессии. Заметно, что ему интересны технологии, программирование. Я со своей стороны не давлю, море – не та профессия, куда нужно отправлять человека силком, – отмечает она.
Не время прощаться с «Ямалом»
На вопрос, хочет ли Марина стать капитаном, старпом признается, что такое логичное и закономерное желание есть.
– По моим подсчетам, из 17 лет в профессии 7 лет я провела именно в море. Поэтому я не шучу, говоря, что этим живу. Конечно, мечтаю стать капитаном. Наверное, все судоводители мечтают, если посвящают себя морю, о таком логическом продолжении пути, – делится она. – Но пока об этом рано говорить, нужно накопить опыт. Капитан – лицо ледокола. Нужно быть грамотным специалистом, профессионально мыслить, чтобы на тебя смотрели, тянулись и хотели с тобой работать, брать с тебя пример.
При этом Марина не готова сейчас расстаться с «Ямалом».
Тем временем «Атомфлот» продолжает наращивать свой флот. 18 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спустят на воду третий серийный атомный ледокол «Якутия», строительство четвертого, «Чукотки», продолжается. Это означает, что в будущем новым атомоходам потребуются капитаны.
– Интерес к новым ледоколам есть, я понимаю, придет время поработать и на них. Но я привязываюсь – не только к людям! – и для меня «Ямал» как второй дом, поэтому пока уходить не хочу, – говорит Марина Старовойтова. – Расстаться с «Ямалом» сейчас не готова.
При этом попытки переманить Марину случались – на транспортный флот. Но женщина твердо для себя решила, что возвращаться туда не будет. Марина узнала всю мощь атомных ледоколов и готова вновь и вновь вести сквозь льды караваны.